Организация учебно-познавательной деятельности
Также важно определить на каком этапе урока и в каких видах необходимо применить методы контроля и самоконтроля, чтобы проверить степень усвоения материала, качество учебно-воспитательных задач. По ходу обучения вносить оперативные коррективы в выбор методов, чтобы учитывать происходящие изменения ситуации и обеспечивать постоянное сохранение резонанса методов и возможностей класса. По мере роста… Читать ещё >
Организация учебно-познавательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Требования к моделированию методов обучения
Выбор методов обучения занимает определенное место в общем планировании учебного процесса и должен рассматриваться в тесной связи с выбором всех основных элементов обучения: задач, содержания, форм и средств обучения.
Представление об оптимальном сочетании методов всегда является конкретным. То, что для одних условий оказывается удачным, то для других условий, для другой темы может оказаться совершенно неприемлемым. Оптимальность того или иного метода объясняется не его названием и не модой. Оптимально избранные методы позволяют наилучшим образом решать поставленные задачи за отведенное время. Более того, часто оптимальным оказывается комплекс методов, в котором один из них доминирует [1].
Выбор методов обучения определяется:
- — целями и задачами обучения;
- — содержанием учебного материала данной темы и конкретного урока;
- — учебными возможностями школьников, уровнем их умений, знаний;
- — возможностями самих учителей: их опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, способностями в применении определенных методов, средств, личностными качествами.
Так, например, в условиях недостатка времени, необходимости изучения достаточно простого или наоборот сложного учебного материала в классе со средним и низким уровнем подготовки учащихся лучше применить объяснительно-иллюстративный метод.
В условиях же достатка времени в классах с учащимися с хорошим уровнем подготовки при изучении учебного материала средней сложности приемлем проблемный метод обучения. Если к этим условиям добавляется еще способность и желание учителя беседовать с детьми, то очень хорош на уроке будет частично-поисковый метод (эвристическая беседа), или даже исследовательский, но он требует больше времени, чем какой-либо другой метод. Сравнительно универсальным является репродуктивный метод обучения, т.к. он подходит для всех категорий учащихся, при изучении учебного материала любой сложности, но при достатке времени.
Так же применяется комбинированный метод, который как-бы объединяет в себе объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы. Этот метод достаточно универсальный, у него единственный недостаток: ученики должны быть примерно одинаково подготовлены, с одинаковой скоростью работы за компьютером, что в школах встречается достаточно редко.
Вообще при выборе методов обучения полезно избирать их не только к отдельному уроку, а ко всей системе уроков по изучаемой теме (Табл. 3).
Таблица 3. Таблица выбора системы методов обучения.
Метод /№ урока. | ||||
объяснительно-иллюстративный. | ||||
репродуктивный. | ||||
проблемный. | ||||
частично-поисковый. |
Анализируя отметки по вертикали можно судить о том, какие методы сочетались на данном уроке. А данные по горизонтали показывают, насколько представленными оказались в системе уроков по этой теме определенные методы обучения. Не было ли все сведено к применению одного вида методов, были ли созданы условия для успешного решения всего многообразия задач соответствующей учебной темы учениками с разными типами памяти и внимания. При выборе методов обучения необходимо учесть обстоятельства возрастного характера учеников.
Также важно определить на каком этапе урока и в каких видах необходимо применить методы контроля и самоконтроля, чтобы проверить степень усвоения материала, качество учебно-воспитательных задач [1].
Итак, можно сформулировать некоторые основные требования к моделированию к методам обучения.
- 1. Вначале необходимо обеспечить перспективный выбор системы методов изучения новой темы.
- 2. Исходя из того, какое место занимает данный урок в системе уроков по данной теме, определить ведущий метод изучения нового материала с учетом специфики задач урока и содержания учебного материала.
- 3. Сочетать его с разнообразием методов обучения в системе уроков, чтобы обеспечить активность учеников с разными типами памяти, внимания, мотивов, отношения к учебе.
- 4. Далее необходимо конкретизировать выбор методов с учетом возможностей учеников и учителя, прежде всего уровня учебной подготовленности и отношения к учению коллектива школьников.
- 5. По мере роста реальных учебных возможностей учеников класса необходимо обогащать и углублять применение методов, требующих проявление большей самостоятельности и активности учеников.
- 6. При выборе методов обучения отдавать предпочтение тем, которые в максимальной мере раскрывают сильные стороны индивидуальной педагогической техники самого учителя.
- 7. По ходу обучения вносить оперативные коррективы в выбор методов, чтобы учитывать происходящие изменения ситуации и обеспечивать постоянное сохранение резонанса методов и возможностей класса [1].