Исследование уровня сформированности профессиональной культуры у студентов
Выявилось отсутствие единства во мнении о содержании изучаемого явления. Итак, мы пришли к выводу, что представление будущих педагогов и психологов о профессиональной культуре размыто, интуитивно, не систематизировано, что существенно тормозит ее развитие на основе творческой работы педагогов по повышению своего профессионализма в условиях модернизации отечественного образования. Разрешение… Читать ещё >
Исследование уровня сформированности профессиональной культуры у студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Программа исследования
В условиях гуманизации образования возникают вопросы соотношения социума и свободы, идеологии и системы ценностей с личными потребностями и аксиологическими ориентирами будущего педагога.
Разрешение указанной проблемы в настоящее время рассматривается нами в обращении к сфере управления профессиональным самоопределением будущего педагога, позволяющая изменить его внутренний мир в соответствии с потребностями и ценностными установками.
Прежде всего, рассматривается проблема понимания студентами психолого-педагогического факультета феномена собственной профессиональной культуры: большинство трактуют ее как глубокие знания предмета и умение передачи этих знаний будущим ученикам; другие учащиеся считают, что она представляет собой совокупность знаний, умений и навыков (ЗУНы), необходимых для ведения преподавательской деятельности на высоком уровне и только небольшое количество студентов сводят ее к культуре общения.
Выявилось отсутствие единства во мнении о содержании изучаемого явления. Итак, мы пришли к выводу, что представление будущих педагогов и психологов о профессиональной культуре размыто, интуитивно, не систематизировано, что существенно тормозит ее развитие на основе творческой работы педагогов по повышению своего профессионализма в условиях модернизации отечественного образования.
Целью исследования является изучение профессиональной культуры студентов психолого-педагогического факультета.
Объект исследования: процесс формирования профессиональной культуры студентов психолого-педагогического факультета.
Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональной культуры и компетентности у студентов в процессе вузовского обучения.
С учетом выявленной проблемы и поставленной цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
- 1. провести исследование мотивов выбора профессии, уровня сформированности профессиональной компетентности и культуры у студентов;
- 2. разработать методическую программу практического курса для педагогов, направленную на повышение психолого-педагогической компетентности будущего педагога.
- 3. дать рекомендации для студентов психолого-педагогического факультета по повышению профессиональной культуры.
Гипотеза исследования: формирование профессиональной культуры студентов в системе педагогического вуза будет способствовать повышению качества подготовки, если:
- — будут определены организационно-педагогические условия повышения профессиональной культуры студентов в педагогическом вузе.
- — предложена методика диагностики уровней сформированности профессиональной культуры студентов педвуза;
- — уровень развития педагогической культуры педагога будет зависеть от уровня сформированности его психолого-педагогической компетентности;
- — будет разработана и внедрена в образовательный процесс вуза модель педагогической системы, позволяющая обеспечить достижение более высокого уровня сформированности профессиональной культуры у студентов;
Для решения поставленных задач мы выбрали следующие методики:
- 1. Беседы, наблюдения, опросы;
- 2. Опросник «Мотивы выбора профессии» (Приложение 3);
- 3. Анкетирование по изучению профессиональной культуры (Приложение 4) Практикум по психологии // Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — Спб, Издательство «Речь», 2001. — 688 с.;
- 4. Тест Элерса «Мотивация к успеху» (Приложение 5) Практикум по психологии // Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — Спб, Издательство «Речь», 2001. — 688 с.;
- 5. Методика «Психологический портрет учителя» (Приложение 6) Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики // Школьный психолог. — 1999, № 3.
База исследования: Московский городской педагогический университет (МГПУ). В эксперименте участвовало 20 студентов 1 и 2 курса психолого-педагогического факультета.