Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Онтогенез речевой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (раннее детство) происходит проявление элементарной формы коммуникативной функций голосового поведения младенца, и также возникает знаковое поведение ребенка, когда предречевые и автономные речевые формы высказывания включают целый комплекс знаков — жесты, мимика, действия с предметами, вокализации. В данный период происходит образование и функционирование диффузных связей между… Читать ещё >

Онтогенез речевой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Периодизация речевого онтогенеза

Знание закономерностей развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для правильного диагностирования нарушений речи и в дальнейшем для построения правильной коррекционной-воспитательной работы по преодолению речевой патологии.

А.А. Леонтьев [51, 54] разделяет процесс формирования речевой деятельности и усвоение системы родного языка в онтогенезе на ряд последовательных периодов:

Первый период — подготовительный (с момента рождения до 1 года); Второй период — преддошкольный (от 1 года до 3 лет);

Третий период — дошкольный (от 3 до 7 лет); Четвертый период — школьный (от 7 до 17 лет).

Е.Д. Божович [13], также разделяет динамику формирования речевой деятельности на четыре этапа, но и еще включает в них два кризиса:

На первом этапе (раннее детство) происходит проявление элементарной формы коммуникативной функций голосового поведения младенца, и также возникает знаковое поведение ребенка, когда предречевые и автономные речевые формы высказывания включают целый комплекс знаков — жесты, мимика, действия с предметами, вокализации. В данный период происходит образование и функционирование диффузных связей между потребностью высказывания и множеством различных средств его реализации. В этот период первые признаки проявления автономной речи свидетельствуют о начале освоения номинативной функции языка.

На втором этапе (дошкольное детство) происходит распад диффузного единства раннего знакового поведения ребенка и начинается накопление речевого опыта, на основе которого начинает реализоваться метаязыковая деятельность дошкольника. По мнению Е. Д. Божович, в данный период речевая практика становится источником эмпирического знания о языке. К основным проявлениями этого знания Е. Д. Божович относит: словотворчество, критичность к своей и чужой речи, овладение семантическими языковыми универсалиями.

На третьем этапе (начальная школа) происходит временный распад ранее сложившегося единства речевого опыта и эмпирического знания о языке. На данном этапе Е. Д. Божович отмечает первый кризис развития. В этот кризис прежние связи речевой практики и эмпирического знания о языке подвергаются первичному разрушению, и начинают складываться новое единство связей.

На четвертом этапе (подростковый и старший школьный возраст) происходит постепенное образование новых типов связей между данными опыта и усваиваемыми знаниями. В данный период Е. Д. Божович отмечает второй кризис речевого развития школьников. В его основе автор подмечает противоречия между языковой компетенцией, которая стала достоянием ученика, и снижением общей культуры речи, которая отмечается в увеличение круга жаргонизмов, синтаксической редукцией высказывания. Автор отмечет первые проявления кризиса в 7 классе, а его след прослеживается в 9 классе. В 8 классе прослеживается отчетливое снижение успешности решения нестандартных задач, недоверие к данным собственного опыта, «ошибкобоязнь».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой