Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Введение. 
Поэтика Г.Р. Державина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третий период (90-е г. г.) у Державина преобладает анакреонтическая лирика. Он декларирует отказ от торжественной оды и прославляет сельскую жизнь, интимные радости, мудрую умеренность. Здесь можно отметить стихотворения «Философы пьяный и трезвый» (1789, опубл. в 1792), «Храповицкому» (1793, опубл. в 1808), «К лире» (1794, опубл. в 1798), «Похвала сельской жизни» (1798, опубл. в 1808… Читать ещё >

Введение. Поэтика Г.Р. Державина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Г. Р. Державин родился в июле 1743 г. в Казанской губернии. Гаврила Романович Державин прожил долгую я сложную жизнь, полную взлетов и падений, почетных назначений на высокие посты и бурных ссор с вельможами и царями. Сын бедного офицера, он начал службу рядовым солдатом, а стал одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII столетия. Но бессмертным в веках стал не Державин — чиновник, статс-секретарь, сенатор, министр, а Державин — поэт.

Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, — русским не только по языку, но, главное, — по мышлению, «философии», как говорил он сам. Истоки «русского склада» ума и творчества Державина коренятся в тех условиях, в которых происходило его формирование как человека и художника.

Его творчество можно разделить на три этапа. Первый (ранний) период продолжался с 1773 г. по 1779 г. В это время поэт пытался следовать традициям как М. В. Ломоносова (героическая поэзия), так и А. П. Сумарокова (интимная лирика).

Во второй период творчества (1779−1791) Державин создал свой стиль, нашедший наиболее яркое выражение в стихотворениях «Ода на смерть князя Мещерского» (1779), «Ода к Фелице» (1782, опубл. в 1783), «Бог» (1784), «Осень во время осады Очакова» (1788, опубл. в 1798), «Видение Мурзы» (1789, опубл. в 1791), «Водопад» (1791−1794, опубл. в 1798) Аверинцев С. С. Поэзия Державина. // Аверинцев С. С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 2003.

Основной жанр этого периода — торжественная ода. Поэтическое новаторство Державина проявилось в разрушении чистоты классического жанра; он соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении.

В третий период (90-е г. г.) у Державина преобладает анакреонтическая лирика. Он декларирует отказ от торжественной оды и прославляет сельскую жизнь, интимные радости, мудрую умеренность. Здесь можно отметить стихотворения «Философы пьяный и трезвый» (1789, опубл. в 1792), «Храповицкому» (1793, опубл. в 1808), «К лире» (1794, опубл. в 1798), «Похвала сельской жизни» (1798, опубл. в 1808).

С начала XIX века творчество Державина клонится к упадку, хотя порой ему удаются великолепные произведения: «Снегирь» (1800, опубл. в 1805), «Евгению. Жизнь званская» (1807). В последние годы жизни Державин обратился к драматургии. Начиная с 1804 г. он написал ряд трагедий («Добрыня», «Пожарский», «Ирод и Мариамна», «Евпраксия» и др.).

С 80-х годов XVIII века Державин возглавлял литературный кружок, в который входили его друзья-писатели Н. А. Львов, В. В. Капнист, И. И. Хемницер. С 1811 г. Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русского слова». Здесь он своим авторитетом подкреплял литературных консерваторов, но в то же время благожелательно относился к В. А. Жуковскому и «заметил» юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина и других поэтов.

Поэзия Державина своей основной темой берет человека. В этом заключены ее новаторское значение и сила влияния на последующее развитие литературы. Описания у Державина столь подробны и живописны.

Со всеми своими благоразумными толками об «умеренности» Державин невольно, может быть часто бессознательно, вдохновляется восторгом при изображении картин такой жизни…" - писал Белинский. Державин пишет о людях, о своем к ним отношении, и в его стихах личность автора не скрывается в тени, а выходит на первый план. В стихах появляется сам Державин, он выступает со своими собственными мыслями, делами, заботами, как друзьями, так и врагами, живые образы в образы поэзии — это большой шаг в сторону развития русской реалистической поэзии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой