Сыма Цянь. «Исторические записки»
Проходит несколько лет, и отец решает отправить сына в путешествие. В течение 2 или 3 лет Сыма Цянь объезжает всю Поднебесную. Он посещает столицы бывших царств, он знакомится с полями сражений, он собирает материал для своей будущей истории. К сожалению, путешествие было оборвано печальной вестью — отец при смерти. Сыма Цянь бросает все и устремляется в столицу, в дом своего отца, и успевает… Читать ещё >
Сыма Цянь. «Исторические записки» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Жизнеописание Сыма Цяня
Сыма Цянь — величайший историк древности, автор сочинения «Исторические записки» («Ши цзи»). Благодаря ему мы узнаем об огромнейшем периоде истории Восточной Азии, и об истории Китая мы знаем гораздо больше, чем об истории Индии или многих других стран. Дело здесь не в особой любви китайцев к своей истории, совсем нет, дело в том, что в силу стечения обстоятельств в распоряжении современных историков сохранилось огромное письменное произведение, которое состоит из 130 глав и не менее 500 тысяч иероглифов.
Вся жизнь Сыма Цяня связана с эпохой правления великого западноханьского императора У-ди. Год рождения и год смерти историка доподлинно неизвестен, мы лишь можем предполагать, что родился он в 145 или в 135 году до н.э., а умер в конце 80-х годов 1-го века до н.э. Сыма Цянь родился в семье историографов, точнее, астрологов. Его отец, Сыма Тан, до начала правления императора У-ди входил в число придворной знати, но не занимал высоких позиций.
С детства Сыма Цяню было суждено познакомиться с непростым крестьянским трудом. Отец отдал его на воспитание в простую крестьянскую семью. Сыма Цянь рос в отдалении от двора, но когда ему исполнилось 20 с небольшим лет, отец устроил его в свиту императора. В 140 году жизнь самого отца изменилась, он становится придворным официальным астрологом и историографом императорского дворца. Поэтому и сыну его была уготовано блестящее будущее. С первого года своей службы при дворе он входит в блестящую свиту великого императора У-ди, сопровождает его в поездках, находится рядом с ним во время совершения жертвоприношений.
Проходит несколько лет, и отец решает отправить сына в путешествие. В течение 2 или 3 лет Сыма Цянь объезжает всю Поднебесную. Он посещает столицы бывших царств, он знакомится с полями сражений, он собирает материал для своей будущей истории. К сожалению, путешествие было оборвано печальной вестью — отец при смерти. Сыма Цянь бросает все и устремляется в столицу, в дом своего отца, и успевает — отец умирает на его руках, но перед смертью завещает ему великий труд, труд, оставленный предшествующими поколениями старших членов его семьи, в котором были запечатлены многие страницы китайской истории.
Такова судьба — Сыма Цянь занимает место, которое ранее занимал его отец. Теперь он организовывает основные жертвоприношения императора У-ди, теперь ему нужно фиксировать основные знамения, которые являет небо, оценивая те или иные поступки императора. Со 104-го года сыма Цянь приступает к написанию своего труда. Благодаря этому сочинению мы узнаем не только о мифологии, но и о древнейших государствах на территории Восточной Азии.
Так случилось, что в середине правления императора У-ди начинается новый цикл войн с северными соседями сюн или гунну. И один из великих полководцев, который длительное время возглавлял войска, сражающиеся в степи, был захвачен и попал в плен к гуннскому правителю. А император У-ди воспользовался этим и начал репрессии против придворной знати. Маховик репрессий раскручивался, под него попал и великий историк. Он не был обезглавлен, но подвергся позорному наказанию — был кастрирован. Для китайцев и сейчас нет более страшного наказания, ведь основным культом является культ предков, и лишиться наследников означает лишиться тех, кто будет приносить жертвоприношения после смерти. Но тем не менее, Сыма Цянь не пал духом.
Сыма Цянь не был похож на других историографов, которые считали, что историография должна описывать лишь деяния императоров и чиновников. Сфера исторической панорамы в этом труде значительно шире, чем в трудах других феодальных летописцев. Кроме описания событий, располагающихся в труде согласно годам правления императоров и биографий выдающихся личностей, в Ши цзи есть отдельные главы, посвященные вопросам культуры и быта, географии, хронологии, генеалогии [9].
Сочинение Сыма Цяня сохранилось до нашего времени. Конечно же, двух тысячелетняя история передачи этого памятника не была простой. Некоторые главы были утеряны, некоторые — восстановлены, некоторые так и остаются неизвестными.