Педагогические условия развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами
Диссертация
Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования изложены в докладах на международных научно-практических конференциях: «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (Новомосковск, 2005), «Проблемы биологии, экологии и образования: история и современность» (Санкт-Петербург, 2006), XI Международная научно-практическая… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты развития экологической культуры 15 учащихся краеведческими средствами
- 1. 1. Экологическая культура подростков — структура и компоненты
- 1. 2. Школьное краеведение в контексте экологического 31 образования
- 1. 3. Психолого-педагогическое обоснование краеведческих 40 средств развития экологической культуры подростков
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по развитию 88 экологической культуры учащихся краеведческими средствами
- 2. 1. Модель развития экологической культуры подростков 88 краеведческими средствами
- 2. 2. Педагогические условия, способствующие развитию 114 экологической культуры подростков краеведческими средствами
- 2. 3. Диагностика эффективности модели развития экологической 136 культуры подростков краеведческими средствами
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Аббасов A.M. Спутник школьника-краеведа / A.M. Аббасов- под ред. Р.Г. Демидова- Предисл. В. Пескова. М.: 1996. — 96 с.
- Александрова В.П. Формирование экологической культуры средствами музейной педагогики / В. П. Александрова, Н. Т. Гуревичева, Н. П. Теплякова, JI.A. Зыкова, Н. В. Петрушева // Биология в школе. 2008. — № 5.- С. 40−43.
- Александрова JI. Школьный музей в организации летнего отдыха учащихся / JI. Александрова // Воспитание школьников. 2007. — № 5 — С. 44−48.
- Алексеев В.П. Экология человека / В. П. Алексеев, Ю. П. Пивоварова. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗР, 2001. — 640 с.
- Алексеева Е.В. Школьные музеи в новом информационном пространстве / Е. В. Алексеева, П. Ю. Белкин // Директор школы. 2006. — № 1. — С. 86.
- Алисов Е.А. Сенсорно-экологический подход к проектированию содержания образования / Е. А. Алисов // Наука и школа. — 2006. № 5. — С. 2−4.
- Антимонов Н.А. Школьные походы по изучению рек, озер и болот родного края / Н. А. Антимонов. М.: Учпедгиз, 1963. — 134 с.
- Архипов А.Ю. Летний туристко-краеведческий лагерь как среда самореализации подростков / А. Ю. Архипов // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 8. — С. 64−67.
- Асафова Е. В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов / Е. В. Асафова (http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl233.htm).
- Бабакова Т.А. Экологическое краеведение в школе / Т. А. Бабакова. — Петрозаводск: Карелия, 1981.-61 с.
- Бакулина 3. Профильный лагерь «Этнограф» / 3. Бакулина, Е. Мельникова // Народное образование. 2007. — № 3. — С. 226−229.
- Бакушинский А.В. Искусство и музеи. Современные музеи искусства и музеи будущего / А. В. Бакушинский // Исслед. и ст.: изобр. искусствовед, тр. -М.: 1981.-246 с.
- Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / В. В. Балабанова и др. Волгоград: Учитель, 2002. — 154 с.
- Баландина Е.В. Формирование готовности студентов-биологов к эколого-краеведческой деятельности в школе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Баландина. Калуга, 2003. — 22 с.
- Балясная JI.K. Внешкольные учреждения: пособие для работников внешкольных учреждений / JI.K. Балясная, Ю. А. Беляев, И. Я. Берман и др. / сост.Л.И. Филатова- под ред. Л. К. Балясной. -М.: Просвещение, 1975.-256 с.
- Бевз Н.С. Родные просторы: для 7−8 кл. / Н. С. Бевз, Н. И. Коржов, Г. Ф. Чистоклетов. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1968. — 97 с.
- Берснева JI.A. Музей комнатных растений (из опыта работы) / JI.A. Берснева // Биология в школе. 2006. — № 4, — С.59−60.
- Болыпаков A.M. Введение в краеведение / A.M. Большаков. — М.: Изд. АПН, 1928.-С. 192−196.
- Бондаренко В.Д. Культура общения с природой / В. Д. Бондаренко. М.: Агропромиздат, 1987. — 174 с.
- Борейко В.Е. Введение в природоохранную эстетику / В. Е. Борейко. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. — 198 с.
- Борисенко О.Ф. Интеграция как способ обновления содержания дополнительных образовательных программ (из опыта работы) / О. Ф. Борисенко // Образование в современной школе. 2009. — № 5. — С. 48−50.
- Бортникова С.А. Формирование экологической культуры подростков на основе личностно ориентированных воспитательных ситуаций : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Бортникова. Воронеж, 2008. — 24 с.
- Боч Г. Н. Почвенные экскурсии школьного типа / Г. Н. Боч // Школьные экскурсии их значение и организация: сборник научно-педагогических статей- под ред. проф. Б. Е. Райкова. С. 325−351.
- Блонский П.П. Избранные педагогические соч. / П. П. Блонский. М.: Изд. АПН, 1961.-С. 362.
- Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. -М.: Владос, 2004. 192 с.
- Буренина Т.П. Личностно ориентированный подход в формировании экологической культуры школьников: монография / Т. П. Буренина. -Борисоглебск: БГПИ, 2006. 151 с.
- Буровский A.M. Экологическое образование и экосообразная культура / A.M. Буровский // Экологическая культура и образование: тезисы докладов Сессии Научного Совета по проблемам экологического образования РАО. М., 1998.-С. 27−29.
- Ванслова Е.Г. Музей и школа / Е. Г. Ванслова. — М.: Просвещение, 1985. —213 с.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / редколлегия М. И. Кондаков и др. — М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
- Веденеев А.В. Поход за радостью из опыта организации летнего экспедиционного отряда школьников / А. Веденеев // Народное образование. -2007. -№ 3.- С. 180- 182.
- Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1983. — 230 с.
- Викторова Л.П. Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников: автореф. дис.. докт. пед. наук / Л. П. Викторова. Санкт-Петербург, 2002. — 18 с.
- Волков К.Н. Когда дело настоящее. Из опыта работы туристического лагеря (551-й школы г. Москвы) / К. Н. Волков. М.: Знание, 1963. — 48 с.
- Воспитание экологической культуры школьников: пособие для учителя / под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. М.: Тобол, 1997. — 96 с.
- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: кн. для учителя / Б. В. Всесвятский. — М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Галкина Е.Л. Музеи под открытым небом в РСМФСР / Е. Л. Галкина // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. трудов НИИ культуры. М.: 1989.-С. 87−101.
- Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. 2005. — № 10. — С. 7.
- Герасимов В.П. Краеведческие музеи и школы: метод, пособие / В. П. Герасимов, З. А. Огризко. М., 1965. — 30 с.
- Гирусов Э.В. Система «общество природа» (проблемы социальной экологии) / Э. В. Гирусов. — М.: Изд-во Моск. Гос. Ун-та, 1976. — 167 с.
- Глазычев С.Н. Экологическая культура учителя и экологическая воспитанность учащихся / С. Н. Глазачев // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: 1997. — С. 90.
- Гнедовский М.Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев / М. Б. Гнедовский // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. — М.: 1985. — С. 50−58.
- Гора Е.П. Экология человека: учебное пособие для вуза / Е. П. Гора. М.: Дрофа, 2007. — 540 с.
- Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса: учебное пособие к спецкурсу. Ленинград: ЛГПИ, 1988. — 86 с.
- Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 136с.
- Гревс М.И. Экскурсионное дело и нужды русской культуры / М. И. Гревс // Наука и ее работники Л.: 1924. — № 4. — С. 12−15.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального педагогического исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Данилов-Данильян В. И. Экологический вызов и устойчивое развитие = Ecological ehallengeand sustainable development: учебное пособие / В.И. Данилов-Данилья. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 415 с.
- Дворянинова Е.В. Туристко-краеведческая деятельность как фактор социализации старших подростков // дисс. канд. пед. наук 13.12.01 защищена: / Е. В. Дворянинова. Пенза, 2007. — 205 с.
- Дергачев С.И. Изучаем край, в котором живем (из опыта работы учителей) / С. И. Дергачев. Саранск: Мордовское кн. изд., 1967. — 88 с.
- Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. Ростов-на Дону: Феникс, 1996. — 480 с.
- Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. — М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1999. -310 с.
- Дзятковская Е.Н. Информационное пространство и здоровье школьников / Е. Н. Дзятковская, Л. И. Колесникова, В. В. Долгих. Новосибирск: Наука, 2002. -186 с.
- Дик Н. Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей: кн. совр. рук. / Н. Ф. Дик Ростов н / Д: Феникс, 2006. — 345 с.
- Дик Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в 6−11 классах / Н. Ф. Дик, Т. И. Дик изд. 2-е. — Ростов н / Д: Феникс, 2008. — 315 с.
- Догель В.А. Зоологическая экскурсия в Лигово / В. А. Догель // Школьные экскурсии их значение и организация: сборник научно-педагогических статей- под ред. проф. Б. Е. Райкова. Петербург: Гос. изд-во, 1921. — С. 282−318.
- Дубинина Н.В. Уроки зачеты в биологическом музее / Н. В. Дубинина // Биология в школе. — 2006. — № 8. — С. 38−44.
- Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образов. / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. Н. Н. Михайлова. -М.: Владос, 2002. 352 с.
- Егорова А. Учреждения дополнительного образования и жизненное самоопределение школьников / А. Егорова // Воспитание школьников. — 2008. -№ 8. С. 24−27.
- Ермолаева Л.К. Возможный вариант системного подхода к изучению края / Л. К. Ермолаева // Восхождение к истокам: материалы научно-практической конференции по актуальным проблемам школьного краеведения. — Санкт-Петербург, 2005. С. 19.
- Ефремов К. Профильный лагерь: разнообразие программ / К. Ефремов // Народное образование. 2007. — № 3. — С. 221−225.
- Захлебный А.Н. Проблемы проектирования образования в интересах устойчивого развития // А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование. 2007. — № 1. — С. 3−6.
- Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: методы и средства обучения / И. Д. Зверев. М.: Центр «Экология и образование», 1993. — 88 с.
- Зоткин А. Индивидуализированное обучение в Великобритании и России / А. Зоткин, Н. Муха // Народное образование. 2008. — № 5. — С. 187.
- Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения / П. В. Иванов. -Петрозаводск: Карел, кн. изд., 1961. 182 с.
- Иоганзен Б.Г. Сельская школа и охрана природы: пособие для учителей / Б. Г. Иоганзен, Н. А. Городецкая. -М.: Просвещение, 1976. — 143 с.
- Истомин П.И. Туристическая деятельность школьников: вопросы теории и методики / П. И. Истомин. М.: Педагогика, 1987. — 94 с.
- Ищук Г. Н. Школьное краеведение как фактор социализации учащихся дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 защищена: утверждена: / Г. Н. Ищук. Санкт-Петербург, 2000.-221 с.
- Кавтарадзе Д.И. Образование для устойчивого развития должно учить действиям /Д.И. Кавтарадзе / Экология и культура // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». 2007. — вып. 38. — С. 3−4.
- Кайгородов Д.Н. К методике наблюдения птиц во время школьных экскурсий / Школьные экскурсии их значение и организация: сборник научно-педагогических статей // под ред. Проф. Б. Е. Райкова. Петербург, 1921. — С. 319−325.
- Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: кн. для учителя / О. С. Газман, З. В. Балянкина, В. М. Григорьев и др.- под ред. О. С. Газман. -М.: Просвещение, 1988. 160 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев // под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Картамышева Н.В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования: автореф. дис. канд. философ, наук / Н. В. Картамышева. — М., 1991. 16 с.
- Кацюба Д.В. Содержание и методика полевой практики по историческому краеведению в университете и пединституте: учеб. пособие / Д. В. Кацюба. -Кемерово: Кемер. гос. унт. каф. новейшей истории, 1992. — 84 с.
- Кашлев С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: пособие для учителя / С. С. Кашлев, С. Н. Глазачев. М.: Горизонт, 2000. — 94 с.
- Киреев Н.Г. Кризис нравственности как следствие и отражение смены типа природопользования / Н. Г. Киреев // Экологическая культура и образование. — М., 1998.-С. 44−48.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игр, дискуссий. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин // Международная ассоциация «Развивающее обучение». — Рига: Эксперимент, 1995.-176 с.
- Ковшов С.В. Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса / С. В. Ковшов // Вопросы образования. 2009. — № 1. — С. 211−221.
- Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. М.: Академия, 2004. -496 с.
- ЮЗ.Колотий С. В. Воспитание гражданственности школьников в условиях краеведческого общества: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Колотий. Воронеж: 2006. — 23 с.
- Кутырев В. А. Утопическое и реальное, в учении о ноосфере / В. А. Кутырев // Природа. 1990. — № 11. — С. 4−5.
- ПЗ.Лахтина М. И. Отражение историко-краеведческих материалов в школьном биологическом образовании / М. И. Лахтина // Биология в школе. 2008. — № 6.- С. 22−26.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / П.Ф. Лесгафт- сост. проф. Г. Г. Шахвердов. М.: АПН РССР, 1951. — Т. 1 — 336 с.
- Лисицкий B.C. Человек, природа и воспитание / B.C. Лисицкий. М.: Изд-во МГУ, 1977.-56 с.
- Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников: учебное пособие по спец. курсу для студ. пед. инт-тов / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1979.- 167 с.
- Лихачев Д.С. Экология культуры / Д. С. Лихачев // Памятники Отечества. -М.: 1980.-№ 2(2).-С. 16.
- Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность / Д. С. Лихачев // Русская культура. -М.: Искусство, 2000. С. 159−173.
- Локк Дж. Педагогические сочинения / Дж. Локк — вст. ст. А. Ф. Шабаевой — под ред. И. Ф. Свадковского. М.: Учпедгиз, 1939. — 320 с.
- Лукьянцев В. Виртуальный музей / В. Лукьянцев // Воспитание школьников. 2008. — № 8. — С. 6−8.
- Макаренко А.С. Книга для родителей: собрание сочинений в 5 т.т. / А.С. Макаренко- под. общей ред. А. В. Терновского. М.: Изд.- во Правда, 1971. -Т.4−431 с.
- Маловидченко Т.А. Формирование экологической воспитанности старших подростков в школе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 защищена: утверждена: / Т. А. Маловидченко. Москва, 1999. — 172 с.
- Мамедов Н.М. Основание экологического образования // Н. М. Мамедов // Философия экологического образования // под. ред. Н. К. Лисеева. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 72−78.
- Мамедов Н.М. Этика окружающей среды и устойчивое развитие: Российский подход / Н. М. Мамедов // Биология в школе. 2009. — № 5. — С. 36−42.
- Мамзин А.С. Философские аспекты природы человека и его взаимодействия с окружающей средой / А. С. Мамзин // Человек и природа // отв. ред. А. В. Кацура. М.: Наука, 1980. — С. 3−15.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. -479 с.
- Матрусов И.С. Школа и охрана природы / И. С. Матрусов. М.: Знание, 1976.-64 с.
- Матрусов И.С. Сущность содержания краеведческого принципа / И. С. Матрусов // География в школе. 1963. — № 3. — С. 2.
- Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся: по материалам сайта экологической гимназии № 19 г. Минска .- (htm http://schl 13.minsk.edu.by/main.).
- Михайлова Л. Краеведение во внеурочное время: школьное творческое объединение «Турист историк, геоэколог» / Л. Михайлова // Народное образование. — 2003. — № 3. — С. 214−215.
- Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. М.: Языки русской культуры, 2000. — 224 с.
- Моисеев Н.Н. О путях развития ноосферогенеза / Н. Н. Моисеев // Экология и жизнь. 1997. — № 2. — С.5−11.
- Моисеев Н.Н. Вернадский и современность / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. М.: Наука, 1994. — № 4. — С. 7−11.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик — под. ред. В. А. Сластенина. 5-е изд. доп. — М.: Академия, 2005. — 200 с.
- Музей и школа: пособие для учителя / Е. Г. Ванслова, А. К. Ломунова, Э. А. Павлюченко и др.- под общ. ред. Т. А. Кудриной. — М.: Просвещение, 1985. -192 с.
- Музей в школе: стимул к размышлению: сборник статей- под. ред. Алексеевой Е. В. М., 2005. — 26 с.
- Надеждина Н.А. Экскурсия по родному краю: пособие для учащихся / Н. А. Надеждина. М.: Учпедгиз, 1963. — 76 с.
- Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов / Н. С. Назарова. М.: Высшая школа, 1989. — 104 с.
- На природу с классом! Праздники, игры затеи летом и осенью. Для детей от 8 до 13 лет / авт.-сост. М. С. Коган. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 190 с.
- Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. / Р. С. Немов. М.: Просвещение: Владос, 1994. — Кн. 2: Психология образования. — 496 с.
- Низова A.JI. Великий учитель- природа / A.JI. Низова. М.: Знание, 1971. -80 с.
- Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить / В. Ф. Паламарчук. — М.: Просвещение, 1987. —206 с.
- Палаткина Е.А. Школьный музей / Е. А. Палаткина. М.: Светотон, 2004. -104 с.
- Панкратова Т.Н. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников / Т. Н. Панкратова, Т. В. Чумалова. — М.: Владос, 2000. 160 с.
- Панов В.И. Экологическое образование и формирование экологического сознания / В. И. Панов // Экологическое образование. 2001. — № 1. — С. 20−22.
- Панов В.И. Становление субъекта и субъективности в исследовательской деятельности / В. И. Панов // Школьные технологии. — 2008. № 4. — С.45−46.
- Педагогика / под. ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М.: 1988. — С. 385.
- Пелипенко Т.Н. Школьное лесничество «Лесные робинзоны» / Т. Н. Пелипенко, Н. Н. Малахова // Биология в школе. 2008. — № 3. — С.41−46.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / И. Г. Песталоцци. М.: Просвещение, 1981. — Т. 1. — 234 с.
- Персии А.И. Краеведение и школьные музеи. История, теория, практика: учебно-методическое пособие / А. И. Персии. М.: ФЦДЮТ и К, 2006. — 112 с.
- Пиксанов Н.К. Горький и наука / Н. К. Пиксанов. М. — Л.: Изд-во Академия наук СССР, 1948. — 31 с.
- Пинкевич А.П. Педагогика / А. П. Пинкевич. М.: Изд. Рабпрос, 1928. — С. 160.
- Погорелова Я.О. Формирование эколого-краеведческой культуры школьников: автореф. канд. пед. наук / Я. О. Погорелова. — Челябинск, 2005. — 22 с.
- По ловцов В. В. Педагогическое значение экскурсий / Школьные экскурсии их значение и организация: сборник научно-педагогических статей // под ред. проф. Б. Е. Райкова. С. 13−22.
- Полянский И.И. Экскурсионная хроника. Экскурсионное дело / И. И. Полянский. Л., 1921. -№ 1.-С. 18.
- Полянская Е.И. К вопросу об эколого-образовательному потенциалу школьных музеев / Е. И. Полянская // Экология и жизнь: сборник статей- под. ред. В. В. Арбузова. Пенза: АНОО Приволжский Дом знаний, 2006. — С. 47−49.
- Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студентов пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин Г. Д. Сидельникова- под. ред. И. Н. Пономаревой. М.: Издательский центр Академия, 2003. — 272 с.
- Пономарева И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии в средней школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Н. Пономарева -М., 1980.-38 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.: под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд. доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2006. — 560 с.