Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Урок как форма учебно-воспитательного процесса: традиционные подходы и современные требования

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однозначно сформулировать определение урока сложно. В педагогической науке есть ряд его определений. Одно из них такое: урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. По М. А. Данилову и Б. П. Есипову, «урок есть такая организационная форма… Читать ещё >

Урок как форма учебно-воспитательного процесса: традиционные подходы и современные требования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа

Урок как форма учебно-воспитательного процесса: традиционные подходы и современные требования

образовательный урок педагогический воспитательный В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

— резко возросла информированность детей;

— современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

— несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

Ч ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно — деятельностный, т. е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

— применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

— создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель — не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание — параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока — учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия — это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот — необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Цель данного исследования — проанализировать урок, как форму учебно — воспитательного процесс и определить отличие современного урока от традиционного.

Поставленная цель позволила сформулировать задачи исследования:

— дать общую характеристику уроку;

— сравнить традиционный урок с современным.

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

В широком значении «универсальные учебные действия» — саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» — это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

1. Общая характеристика урока, как формы учебно-воспитательного процесса

1.1 Определение урока

Для урока, как формы учебной работы, свойственны такие признаки:

— имеет строго обозначенные рамки учебного времени;

— на уроке как правило присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе;

— каждый урок отводится на изучение одного предмета;

— урок имеет дидактическую структуру;

— урок строится, исходя из целей и задач обучения и развития, закономерностей и принципов учебного процесса;

— творцом, организатором и руководителем урока является учитель (педагог);

— урок в своей основе направлен на обучение, развитие и воспитание.

Однозначно сформулировать определение урока сложно. В педагогической науке есть ряд его определений. Одно из них такое: урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. По М. А. Данилову и Б. П. Есипову, «урок есть такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся — с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы».

Из этих определений, пожалуй, более отчетливо вырисовываются формообразующие элементы, постоянство системных связей, «алгоритмизация урока», а возможно и его стереотипность, шаблонность, статичность. Но коль обществу присущи тенденции развития, естественно, они влекут за собой изменение целей и задач обучения, подталкивают к улучшению содержания, развитию методов и совершенствованию средств обучения. Наверное, понятие «урок» нуждается в новом методологическом наполнении с акцентом на развитие творческого мышления учащихся, развитие и внедрение новых (вариативных) форм и методов его построения. Дальнейшее развитие этого понятия находим в концепции М. И. Махмутова, где рассматриваются два аспекта урока: относительно процесса обучения в целом и как форма его организации.

Рассматриваемый относительно общего процесса обучения:

1. «Урок есть основная форма движения обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенных пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом — учителем и учащимися» — первый аспект.

2. «Урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения» — второй аспект.

М.И. Махмутов рассматривает урок не как статичную форму занятия, а как вариативную и постоянно развивающуюся форму не всего учебно-воспитательного процесса, а процесса целенаправленного взаимодействия деятельностей и общения учителя (преподавателя) и учащихся. Это отражает сущность процесса обучения и имеет в себе воспитательное воздействие личности педагога на учащихся.

Урок играет ведущую роль в развитии и формировании личности. Поэтому его теоретическая разработка и практическое проведение в русле дидактических закономерностей и принципов, конкретно обозначенных целей, представляет значительную сложность. «Но для этого урок должен иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определенную дидактическими целями, средствами, методами и приемами обучения. Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся»". В связи с этим следует определиться и с основными правилами, предписаниями и нормами, которые следует соблюдать при организации проведения урока. К ним можно отнести: дидактические правила построения урока, воспитывающий и развивающий характер обучения; учитывать психологические аспекты урока, особенности педагогического общения с учащимися, соблюдать этические нормы взаимоотношений, укреплять основы педагогического сотрудничества; постоянно совершенствовать организацию и управление учебной деятельностью, соблюдать санитарно-гигиенические нормы и эстетические основы урока.

Постановка и достижение целей урока.

Разработка любого урока начинается с целеполагания и постановки целей. В педагогической практике имеются следующие типичные постановки целей:

1) определение целей через изучаемое содержание;

2) определение целей через деятельность учителя;

3) постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т. п. развития ученика;

4) постановка целей через учебную деятельность учащихся.

М.В. Кларин указывает на важность понимания того, что цель всегда связана с ожидаемым результатом не только одного урока, а долгосрочными перспективами. Педагоги-технологи не вполне согласны с названными способами постановки целей. Они утверждают, что недостаточно просматриваются предполагаемые результаты обучения при определении целей через содержание деятельности и процесс деятельности учителя и ученика. Педагогическая технология предлагает иной способ постановки целей, «отличающийся повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формируются и через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт может надежно опознать». У М. В. Кларина они сформулированы так:

1) построение четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия), — такие системы получили название педагогических таксономии;

2) создание ясного, конкретного языка для описания целей обучения, на который учитель может перевести недостаточно ясные формулировки.

При конструировании урока важно иметь представление о таксономии педагогических целей. Она охватывает следующие области деятельности и цели:

1) когнитивная (познавательная) область (основные категории учебных целей — знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка);

2) аффективная (эмоционально-ценностная) область (основные категории учебных целей — восприятие, реагирование, усвоение ценностной ориентации, организация ценностной ориентации, распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность);

3) психомоторная область (основные категории учебных целей связаны с формированием двигательной (моторики), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации; развитие навыков письма, речевых навыков, цели в рамках физического воспитания и трудового обучения).

Сама идея развития технологии постановки целей подводит к пониманию цели как формообразующего фактора. Предлагая изложенное для специального изучения и анализа читателя, подчеркнем лишь, что в глубине, во внутренней природе цели рождается, проектируется форма, изменяющая характеристики объекта (в нашем случае ученика), в нее «заключенные».

Цель — как системообразующая категория педагогического процесса (урока) связана с соблюдением целого блока правил, предписаний и норм к нему (уроку), вытекающих из дидактических закономерностей и принципов, специфики социального развития, концептуальных подходов и установок на развитие личности, личных ориентации учащихся.

В педагогической и психологической литературе имеется ряд классификаций правил к уроку. Более совершенной представляется нам классификация И. П. Подласого.

К основным правилам построения и проведения урока можно отнести следующие группы: общие правила, дидактические, воспитательные и развивающие.

Соотношение: цель — результат, выраженное в показателях, — это основание, на котором из отдельных элементов (их сочетаний) выстраивается структура уроков и формы учебной деятельности. Для планирования и ведения урока важно иметь соответствующее представление о наличии его структурных элементов. У разных авторов они представлены по-своему, например:

В «Педагогике» Т. А. Ильиной урок общего или смешанного типа представлен следующими структурными элементами.

Первый элемент — организационная часть (входит, приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудование класс помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана работы).

Цель организационной части — создать рабочую обстановку на уроке.

Второй — проверка письменного домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.

Третий — устная проверка знаний учащихся, которая обычно проводится разными методами (индивидуальный, фронтальный и комбинированный опрос).

Четвертый — введение нового материала, который осуществляется или на основе сообщения учителя, или путем самостоятельного разбора его учащимися.

Пятый — задание на дом. Сюда входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения, запись его учителем на доске, а учениками — в тетради, в дневнике.

Шестой — закрепление нового материала, которое называют также иногда первичным или сопутствующим закреплением, так как оно проводится на том же уроке, где происходит сообщение нового материала'.

Седьмой — окончание урока, которое должно проходить организованно, так как он заканчивается лишь по указанию учителя.

В «Педагогике» под ред. П. И. Пидкасистого часто встречающиеся структурные элементы урока:

1) изучение нового материала;

2) закрепление пройденного;

3) контроль и оценка знаний учащегося;

4) домашнее задание;

5) обобщение и систематизация знаний.

Число элементов структуры урока и их последовательность — величина непостоянная. Одни уроки могут включать все элементы, другие — избранное количество. Это обусловлено дидактическими целями и задачами, которые решаются на уроке. Структуру и тип урока определяют также особенности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся. «Структура урока должна отражать: закономерности процесса учения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека; логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса». Таким образом, структуру урока следует рассматривать как взаимодействие компонентов, обусловленное логикой процесса учения, поэтапным движением ученика от незнания к знанию2. Конкретные элементы структуры урока представляют собой этапы урока. Они обеспечивают актуализацию знаний, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного.

Структура применяемых в практике работы школы уроков состоит, как правило, из трех частей:

1) организация работы класса (1−3 мин);

2) основная, главная часть (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т. д., 35−40 мин);

3) подведение итогов работы и домашнее задание (2−3 мин).

1.2 Урок как система

Урок является элементарной структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса, на базе которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается конкретный этап ее усвоения. Это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению ими новых знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие. Исходной идеей современных научных представлений об уроке является представление о единстве обучения, воспитания и развития.

Важно запомнить, что урок готовится, проводится и анализируется в соответствии с поставленными целями и задачами: образовательными, воспитательными, развивающими, грани между которыми весьма относительны. В процессе обучения в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных способностей, формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Цели урока. Образовательная цель урока предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории и т. д. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета практические умения и навыки. Общеучебные умения и навыки имеют отношение ко всем предметам (навыки работы с книгой, справочниками, умение читать и писать в быстром темпе и т. д.).

Воспитательная цель урока связана со становлением и развитием нравственных, мировоззренческих устоев личности, формированием эстетических, этических представлений. Решение воспитательных целей и задач урока при правильной организации тотчас же оказывав положительное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности, организованности, общественной активности и других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Воспитательный аспект предусматривает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности, личностных отношений на уроке.

Образовательная (дидактическая, познавательная) цель урока ставится к каждому уроку. Следует помнить, что она должна быть предельно конкретной и четко сформулированной. Например, «решение задач» не может быть грамотной формулировкой дидактической цели урока. Правильная формулировка раскрывает, какие конкретные умения и навыки должны быть сформированы у учащихся при решении определенного типа задач. Слишком общей будет и формулировка развивающей цели — «развитие мышления учащихся». Умение мыслить складывается из умений анализировать, выделять главное, сравниваться строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

2. Отличие современного урока от традиционного

2.1 Типология уроков

Дидактическая целевая установка определяет выбор типа урока. Проблема типологии уроков, их систематизации является довольной сложной и не имеет однозначного решения. Единого подхода к классификации уроков нет. Различные авторы кладут в основу классификации разные основания деления.

Особенностью типологии уроков В. А. Онищука является то, что кроме урока усвоения новых знаний, урока усвоения навыков и умений, урока обобщения и систематизации знаний, урока проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков, комбинированного урока в нее включен урок комплексного применения знаний.

По-своему интересна типология уроков Н. П. Гузика, в которую включены:

1. уроки общего разбора темы и методики ее изучения;

2. комбинированные семинарские занятия (где осуществляется индивидуальная работа над учебным материалом);

3. уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты);

4. уроки межпредметного обобщения материала (уроки защиты тематических заданий);

5. уроки-практикумы.

И.Я. Лернер и М. Н. Скаткин, исходя из структуры урока, отражающего логику процесса обучения, выделяют следующие типы уроков:

1. урок предъявления и усвоения (изучения) нового учебного материала;

2. урок применения знаний и формирования навыков и умений;

3. проблемный урок с творческим применением знаний и умений;

4. урок обобщающего повторения и систематизации знаний и умений;

5. урок, сочетающий разные элементы.

Известны и другие классификации.

Тип урока определяет и структуру урока.

Под структурой урока понимается устойчивая взаимосвязь его элементов, в которой определяется примерный порядок и способы действия учителя и учащихся. Совершенно очевидно, что не может быть раз и навсегда установленного типа урока с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью. Структура урока варьируется в зависимости от системы дидактических задач внутри каждого типа урока.

Рассмотрим типы и примерную структуру уроков в зависимости от основной дидактической цели.

Уроки усвоения новых знаний

1. Повторение опорных знаний.

2. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

3. Усвоение новых знаний.

4. Упражнения на понимание.

5. Самостоятельная работа.

6. Обобщение и систематизация знаний.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Тема урока любого типа записывается на доске. Цель урока доводится до сведения учащихся, трансформируясь в соответствии с их возрастом. Под самоопределением понимают спланированные действия педагога по включению учащихся в осознанную деятельность. Результат самоопределения — определение учеником себя в деятельности. Самоопределение усиливает целевую установку урока.

На уроке учитель работает с акцентом на положительное в ребенке, на ситуации успеха учащегося.

Для успешного проведения урока усвоения новых знаний рекомендуется:

— предельно конкретно определить цели урока (предполагаемый результат);

— тщательно отобрать материал для повторения опорных знаний, способствующий усвоению новых знаний;

— не затягивать этап повторения опорных знаний;

— усилить целевую установку урока самоопределением;

— проводить усвоение новых знаний в соответствии с основными дидактическими принципами, обратив внимание на принцип «выращивания» знаний там, где это целесообразно, и активность обучаемых при ведущей роли преподавателя;

— закрепить полученные знания материалом учебника;

— показать образец выполнения упражнения или решения нового типа задач на доске с привлечением к рассуждению учащихся;

— не забывать о формировании обобщенных умений;

— выставлять оценки учащимся за усвоение новых знаний не ниже той, на которую они учатся, не смешивая с понятием дисциплины на уроке;

— создавать ситуацию успеха;

— при целесообразности проведения самостоятельной работы не приравнивать ее к контрольной работе, а рассматривать лишь как информацию об усвоении нового материала учащимися;

— прокомментировать домашнее задание, обратив внимание на сложные моменты;

— обобщить и систематизировать знания;

— подвести итоги урока;

— закончить урок со звонком.

Урок формирования умений и навыков

1. Повторение опорных знаний и практического опыта. Предварительные упражнения

2. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

3. Изучение нового материала. Вводные упражнения.

4. Применение приобретенных знаний.

5. Пробные упражнения.

6. Тренировочные упражнения по образцу, заданию, конструкции.

7. Творческие упражнения.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

— четкое определение целевых установок урока;

— обращение особого внимания на тщательный подбор упражнений и заданий с постепенным наращиванием степени трудности (вводные, пробные, упражнения по образцу);

— соединение теоретических знаний с практическими действиями (повторение теоретического материала, умение объяснить каждый шаг действия при выполнении практических заданий);

— усвоение новых знаний;

— осуществление дифференцированного подхода к учащимся;

— целесообразное введение творческих упражнений и заданий (для всего класса, для отдельных учеников как элемент домашнего задания).

Урок применения знаний умений навыков

1. Повторение опорных знаний.

2. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

3. Усвоение новых знаний.

4. Формирование элементарных навыков и применение их в стандартных условиях.

5. Формирование обобщенных умений.

6. Формирование творческого применения знаний, навыков, умений в постоянно изменяющихся условиях.

7. Итоги урока.

8. Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

— четкое определение целевых установок урока;

— допустимость нестандартного творческого характера урок

— практическая работа на основе теоретических знаний;

— внесение элемента усвоения новых знаний;

— разнохарактерность упражнений и заданий — от формирования элементарных навыков, умений и применения их в стандартных условиях до формирования творческого применения знаний, умений, навыков в постоянно изменяющихся условиях;

— обращение внимания на формирование обобщенных умении

— дифференцированный подход к учащимся, накопление отметок.

Урок обобщения и систематизации знаний

1. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

2. Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений.

3. Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний.

4. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

— четкое определение целевых установок урока;

— нестандартный творческий характер урока;

— целесообразное использование наглядности (таблицы, картины, плакаты), технических средств обучения;

— подбор заданий и упражнений — от обобщения отдельных фактов, событий, явлений до систематизации основных теоретических положений и ведущих идей науки;

— дифференцированный подход к учащимся, накопление отметок Урок контроля и коррекции знаний умений и навыков

1. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

2. Показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях.

3. Проверка знаний фактического материала. Фронтальная беседа. Индивидуальный опрос.

4. Проверка знаний основных понятий, законов и умения объяснить их сущность. Письменная работа.

5. Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения. Самостоятельное составление обобщенных таблиц. Письменный опрос.

6. Применение учащимися знаний. Практические задания.

7. Выполнение комплексных творческих работ.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

— четкое определение целевых установок урока;

— проверку усвоения теоретических знаний, формирования умений, выработку навыков проводить через охватывающий весь материал подбор заданий с нарастающей степенью сложности;

— сочетание устных и письменных форм работ;

— уплотненный опрос, накопление отметок.

Письменные контрольные задания проверяются к следующему уроку, на котором выполненные работы анализируются. Такой анализ начинается с достигнутых классом или отдельными учениками успехов и заканчивается разбором типичных ошибок. Типичные ошибки разбираются со всем классом, а индивидуальные — конкретно с каждым учеником. Бестактность преподавателя недопустима.

Комбинированный урок

1. Проверка домашнего задания.

2. Проверка ранее усвоенных знаний.

3. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

4. Восприятие и осмысливание знаний.

5. Обобщение и систематизация знаний.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Следует помнить, что на комбинированном уроке решаются две или несколько равноценных дидактических задач.

В комбинированном уроке должны быть представлены все звенья процесса усвоения:

— мотивация обучения;

— подготовка к восприятию нового материала;

— осмысление и формирование понятий;

— закрепление и совершенствование знаний;

— применение знаний, умений и навыков в стандартной и поисковой деятельности;

— анализ достижений и коррекция деятельности.

Современный урок — это урок активной познавательной деятельности учащегося, организованный специально подобранными учителем методами и приемами обучения на основе научной организации труда и с применением современных средств обучения, обеспечивающих эффективность и качество учебно-воспитательного процесса и закладывающих основы формирования творческой личности. С учетом сказанного рассмотрим структуру проблемного урока.

Проблемный урок Подготовка учащихся к работе.

Проверка домашнего задания и увязывание темы нового урока с содержанием предыдущего.

Создание проблемной ситуации и формулирование учащимися главной проблемы или вопроса, связанного с ней.

Определение плана работы и в процессе его реализации формулирование вариантов решения.

Проверка вариантов решения эмпирическим путем или теоретически.

Систематизация и закрепление нового материала.

Применение полученных знаний в новой ситуации (на практике или в теории) на уроке или в ходе выполнения домашнего задания.

Представим наглядно суть проблемного урока.

Проблемная ситуация — это явно или смутно осознанное личностью затруднение, пути преодоления которого ей неизвестны.

Проблема в обучении — проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него знаний, фактов, опыта.

Логической формой выражения проблемы является проблемный вопрос.

Проблемный вопрос предполагает различные точки зрения, альтернативное решение.

Строение урока может подвергаться модификации. Например, решение на уроке более одной проблемы.

Важнейший результат урока — создание такой атмосферы, чтобы каждый ученик поверил в свои возможности и в ходе индивидуального или группового решения проблемы с желанием принимался за творческую работу.

В настоящее время ведутся оживленные поиски в области преобразования урока, что приводит к изменению организации обучения. Назначение новых форм организации обучения (уроков-семинаров, уроков-зачетов, практикумов, консультаций, уроков-дискуссий, общественных смотров знаний и т. д.) — развитие творческой самостоятельности учеников, формирование волевой сферы ребенка, его способности учиться.

К нестандартным урокам относятся:

— уроки-соревнования и игры (эстафета, дуэль, ролевая и деловая игры, КВН, турнир, конкурс);

— уроки, основанные на известных в общественной практике методах работ («мозговая атака», интервью, репортаж и др.);

— уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-; конференция, аукцион, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, «живая газета» и др.);

— уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-сюрприз и т. д.);

— уроки, основанные на имитации деятельности учреждений (суд, следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.);

— интегрированные уроки;

— уроки, использующие формы внеклассной работы (КВН, «Поле чудес», «Посиделки», «Счастливый случай», «Умники и умницы» и т. д.);

— уроки взаимного обучения;

— урок-зачет и др.

Дидактическая теория — основа профессионально грамотной работы учителя. На ее основе с учетом возрастных и индивидуальных особенности учащихся класса можно приступать к подготовке своих первых уроков.

2.2 Сравнительная характеристика традиционного и современного уроков

В.П. Максаковский так представляет характерные черты традиционного и прогрессивного стилей обучения (таблица 1)

Таблица 1. Характерные черты традиционного и прогрессивного стилей обучения

Традиционный стиль

Прогрессивный стиль

1. Четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.

1. Интегрирование учебного материала и разнообразие форм построения урока.

2. Учитель выступает в роли передатчика знаний.

2. Учитель выступает в роли организатора.

3. Ученик играет пассивную роль.

3. Ученик играет активную роль.

4. Ученик не участвует в конструировании урока.

4. Ученик участвует в конструировании урока.

5. Акцент делается на память, заучивание и повторение.

5. Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.

6. Учитель постоянно оценивает знания учеников.

6. Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.

7. Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.

7. Формирование знаний происходит по свободной системе.

8. Применяется постоянная проверка знаний учеников.

8. Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.

9. Акцент делается на соревновательность между учениками.

9. Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.

10. Обучение происходит в рамках класса.

10. Обучение не ограничивается только классом.

11. Слабый акцент на творческое начало.

11. Сильный акцент на творческое начало.

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.

Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока — формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования. Разница в формулировке целей убедительно представлена Л. М. Панчешниковой (таблица 2)

Таблица 2. Формулировке целей традиционного и современного уроков

Цели урока

Вариант 1

Вариант 2

1. Дать знания о главных чертах географического положения, природных условий и ресурсов Сибири

1. Обосновать, можно ли Сибирь рассматривать как особый природно-исторический и экономический район

2. Обеспечить усвоение региональных различий на территории Сибири

2. Продолжить развитие умения решить доступные экономико-географические и эколого-географические проблемы

3. Закрепить и усовершенствовать умения составлять характеристику географического положения территории, давать оценку природных условий и ресурсов, составлять характеристику отраслей хозяйства

3. Способствовать выработке положительного отношения и умений коллективной учебной работы

4. Ознакомить с перспективами развития Сибири

4. Стимулировать эмоциональное отношение, заинтересованность в решении социальных и экологических проблем Сибири, в перспективах развития этой части России

В реализации целей обучения ведущая роль принадлежит мотивации обучения, суть которой в том, чтобы учащиеся четко представляли себе для чего они изучают данную тему, почему эти знания необходимы лично для каждого из них. Успех реализации мотивации обучения несомненно в руках учителя, т. е. в его компетентности, уровня творческого педагогического мастерства.

Второй показатель заключается в изменении роли и функции учителя на уроке. Если на традиционном уроке учитель — передатчик информации, то на современном — организатор учебной деятельности, помощник, консультант.

Изменяются и отношения между учителем и учащимися: если на традиционном уроке преобладает авторитарный стиль общения, то на современном — имеет место сотрудничество, которое выражается в выборе различных форм проведения урока, оценки результатов, а, возможно, передача некоторых функций учителя ученику.

Логика построения процесса обучения на современном уроке заключается в ином распределении времени, т. е. основная обучающая часть урока приходится на самую её продуктивную часть — начало урока. Возможно слияние отдельных этапов урока с целью научить применению знаний и умений в процессе решения учебных задач, осуществления проверки усвоения, осмысления запоминания нового.

Современный урок может выходить за рамки расписания, если он носит межпредметный характер.

Урок может быть проведен и в музее, библиотеке, пришкольном участие, на экскурсии.

Велика роль коллективной учебной деятельности учащихся, т.к. в процессе сотрудничества учащихся, т.к. в процессе сотрудничества у детей формируется чувство коллективизма, ответственности, коммуникабельность, возможности оценить себя в роли руководителя и подчиненного, что важно не только для школьного возраста, но и сослужит хорошую службу в жизни.

Для возможно полного представления о признаках современного урока предлагается таблица (по Л.М. Панчешниковой) (таблица 3).

Таблица 3. Признаки современного урока

Современного урока

Традиционного урока

1. Направлен прежде всего на формирование личности учащегося.

1. Внимание сосредоточено на усвоение знаний и умений, а воспитание и развитие школьников зачастую осуществляется спонтанно, вне руководства учителя.

2. Учитель выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как их помощник и консультант.

2. Главная функция учителя состоит в передаче учащимся информации и создании условий для ее усвоения.

3. Сотрудничество между учителем и учащимся, большое внимание к мотивации, деятельности школьников.

3. Преобладание авторитарного стиля в общении учителя с учениками.

4. Центральное место занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока (усвоение нового учебного материала, его закрепление и проверка знаний, умений). В результате происходит как бы слияние различных этапов и функций урока, их синтез, направленный на активизацию учебного процесса.

4. Четкое разграничение этапов проверки, изучения нового материала и его закрепления. В результате этого применение знаний и умений не становится центром учебного процесса.

5. Происходит общение между учащимися в процессе учебной работы, организуется коллективная учебная деятельность.

5. Общение между учащимися в учебном труде отсутствует. Преобладает общение: учитель — класс или учитель — ученик.

6. Современные подходы не исключают межпредметных уроков, проводимых двумя-тремя учителями разных учебных предметов.

6. Урок строго ограничен рамками учебного предмета и расписанием.

7. Наряду с содержанием образования важную роль в воспитании и развитии учащихся играют методы обучения (например, исследовательский, проблемное обучение) и организационные формы (особенно коллективные).

7. Развивающим и воспитывающим фактором служит главным образом содержание образования.

8. Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практикумы, работа на экологической тропе, в микрозаповедниках.

8. Урок представляет собой весьма замкнутую систему.

9. Ассимилирует некоторые элементы, которые традиционно считались признаком других форм и противопоставлялись уроку. В результате возникли такие противоречивые с точки зрения формальной логики образования, как урок-семинар, урок-зачет, урок-конференция и др.

9. Сохраняет привычную форму.

10. Характерна передача учащимся части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы планирования работы.

10. Учитель сохраняет все свои функции.

Заключение

Урок — основная форма организации учебно — воспитательного процесса. На уроке учащиеся осваивают систему знаний, развивают свои умения и навыки, познавательную самостоятельность и активность. Педагогическая деятельность также осуществляется главным образом на уроке, уровень его подготовки, творческие находки отражаются на качестве урока. В тоже время качество подготовки и проведения урока — важный показатель педагогического мастерства учителя.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Урок строится в рамках системно — деятельностного подхода:

— необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

— проектировать пути их реализации;

— контролировать и оценивать свои достижения.

Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах — это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии, — М., Владос, 2008.

2. Бобровников, А. В. Цикличность в динамике инновационного процесса, — М., Просвещение, 2011.

3. Занкова Л. В. Развитие школьников в процессе обучения, — М., Просвещение, 2007.

4. Краюхин Г. А., Шайбаков Л. Ф. Основы государственного управления инновационными процессами, — Санкт-Петербург, Изд. СПб. Гос. инж.-экон. Академии, 2003.

5. Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов, — М., Академия, 2005.

6. Фирсов В. А. Международный рынок технологий, — М., «Экономика и коммерция», 2013.

7. Фоломьев А. Н., Гейгер Э. А. Менеджмент инноваций: теория и практика, — М., Изд. Российской Ак. Гос. Службы, 2008.

8. Фонштейн Н. М. Трансферт технологий и эффективная реализация инноваций, — М., ЦКТ АНХ, 2007.

9. Халаджан, Н. Н. Фундаментальный курс творческой ориентации личности, — М., Академия, 2005.

10. Хуторской А. В. Формы и методы обучения, — М., изд. «Эйдос», 2005.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой