Требования к личности социального педагога
Во-первых, это устойчивость психических процессов и свойств личности. Во-вторых, это единство личности как тесная взаимосвязь физиологических состояний и психических свойств. В-третьих, это активность, которая выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на изменение, преобразование окружающей среды на всех уровнях социума, на непрерывное самообразование… Читать ещё >
Требования к личности социального педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Самый высокий уровень научной подготовки не может сделать из человека социального педагога, который профессионально работает с детьми, имеющими отклонения в развитии, если у него отсутствует личностная воспитанность, предполагающая нравственную, познавательную, художественную культуру, ориентацию на высшие нравственно-этические ценности и идеалы.
В научных исследованиях, касающихся подготовки педагогических кадров (О. А. Абдуллина, Н. М. Назарова, В. А. Сластенин), даются определения совокупности качеств личности, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессионально-педагогических функций. В. А. Сластенин включает в личностные свойства специалиста в области профессиональной педагогической деятельности способность к идентификации себя с другими или перцептивную способность; психологическое состояние, отражающее динамизм личности, богатство ее внутренней энергии, волю, инициативность, изобретательность и др., а также эмоциональную устойчивость, обеспечивающую выдержку и самообладание, профессионально-педагогическое мышление, которое позволяет проникать в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, отыскивать научно обоснованные объяснения успехов и неудач, предвидеть результаты работы[1].
Группа исследователей под руководством Ф. А. Рау выделяет среди основополагающих личностных структур учителя-дефектолога специфические характеристики психических процессов, важных для социально-профессиональной деятельности: «физическая выносливость, сопротивляемость инфекционным заболеваниям, отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения, психическое здоровье». «Важнейшие черты профессионального характера — доброта, ответственность, терпение, способность к эмпатии, энергичность, увлеченность своей работой, уважение и любовь к воспитанникам, профессиональная честность и порядочность»[2].
Эти качества и свойства личности могут в полной мере соответствовать характеристике личности социального педагога, работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии. Они должны рассматриваться в системе, динамике как компоненты, дополняющие друг друга и обеспечивающие успешность выполнения профессионально-педагогических функций.
В результате сравнительного анализа квалификационных характеристик педагогов различных специальностей, разработанных рядом исследователей, можно определить три важнейших компонента характеристики личности социального педагога, работающего с контингентом лиц, имеющих нарушения развития.
Во-первых, это устойчивость психических процессов и свойств личности. Во-вторых, это единство личности как тесная взаимосвязь физиологических состояний и психических свойств. В-третьих, это активность, которая выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на изменение, преобразование окружающей среды на всех уровнях социума, на непрерывное самообразование, самосовершенствование.
Эти требования к личности социального педагога определяют подход к этическим и профессиональным стандартам, системе отбора и подготовки специалистов, содержанию профессионального образования, критериям эффективной деятельности социального педагога в сфере социальной поддержки лиц с отклонениями в развитии.
Сложность комплексного решения проблем конкретного человека, семьи, социальной группы выдвигает на первое место этические требования к социальному педагогу.