Формирование личностно значимых знаний как условие самореализации учащихся: На материале естественнонаучных дисциплин
Диссертация
Количественные показатели и их сравнение показывает, что они разнятся значительно. Подробный качественный анализ работы учащихся в экспериментальных условиях показывает, что признаки причастности к периментальных условиях показывает, что признаки причастности к знаниям в экспериментальных группах отличаются высокой интенсивностью. Образование и связанные с ним знания имеют глубокую историю… Читать ещё >
Содержание
- у
- Введение
- Глава I. Теоретические основы личностно значимых знаний в педагогике и образовании
- 1. 1. Знание как истина, инструмент познания и средство совершенствования человека
- 1. 2. личностно значимые знания в различных образовательных системах
- 1. 3. Факторы формирования личностно значимого знания в естественнонаучных дисциплинах
- Глава II. Дидактические условия формирования личностно значимого знания как основы самореализации v учащихся. f 2.1. Вариативность как фактор личностно значимого знания
- 2. 2. Диалоговые технологии в реализации личностно значимого знания
- 2. 3. Мировоззренческий потенциал личностно значимого знания
Список литературы
- Абдурахманова М.А. Технологии развития свободной мысли учащихся в учебном диалоге. /Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании. — Махачкала, ИПЦ ДГУ, 2000. — с 14−16.
- Абдурахманова М.А. Учебный диалог как средство развития свободной мысли детей на стыке дошкольного и начального образования. Дисс. канд. пед. наук, Махачкала, 2001, 158с.
- Абдусаламов А.А. Формирование личности учителя в инновационных учебных заведениях (колледжах) Дагестана/ Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. Ростов н/Д, РГПУ, 1997, ч. П, с.45−46.
- Абрамова И.Г. Педагогическая рискология. СПб: Образование, 1995 — 92 с.
- Абульханова-Славская К. Н. Стратегия жизни М: Мысль, 1991 — 300 с.
- Алексеева Т.Б. Содержательные основы естествознания как компонент общекультурной подготовки будущего учителя: Автореф. дисс. канд. наук. СПб: РГПУ, 1995.- 18с.
- Альттулер Г. С., Злотин Б. Л., Филатов В. И. Профессия поиск нового (ФСА и ТРИЗ как система выявления резервов экономики) Кишинев- Кар-тя Молдевенсэ, 1985 — 196с.
- Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества./ Новое педагогическое мышление /Под. ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1989 -С.144−177.
- Ю.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания М.: Педагогика, 1977−379с.
- Анастази А. Психологическое тестирование М.: Просвещение, 1982.
- Андрис Барблан. Иерархия знания.//А1та mater, 1994, № 3 -с.30−35.
- Антология педагогической мысли: В 3-х т., т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н. Н. Кузьмин М.: Высшая школа, 1989 — 463с.
- Антология педагогической мысли России XVIII в./ М.: Педагогика, 1985 -479с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в./ Сост. П. А. Лебедев — М.: Педагогика, 1990−608с.
- Антология педагогической мысли России первой половины Х1Хв. М.: Педагогика, 1987−558с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований М.: Педагогика, 1982 — 192с.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология Ростов на/Д 1999. -206с.
- Бахтин М.М. Проблема поэзии Ф.М. Достоевского М.: Советская Россия 1979−318 с.
- Бахшиева Д.М. Личностное знание в химическом образовании/ Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании Махачкала, ИПЦ ДГУ, 2000, — с.20−21.
- Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл. ср. шк. -М.: Просвещение, 1993−315с.
- Белов Б.А. В защиту индивидуальности М.: «изд-во Магистр», 1997 -40с.
- Беляева Л.А. Педагогическая деятельности как категория педагогики и философии./ Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. н. трудов/ Ткаченко Е. В. Вып. 1 Екатеринбург, 1995 — с.36−45.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та проф. об. России, 1995. 336с.
- Беспалько В.П. Персонифицированное образование// Педагогика 1998 -№ 2 с.12−16.
- Бердяев Н.А. О назначении человека / Таинственнее чем мир/ Составитель Кларин В. М. М.: Знание, 1991. — с.22−32.
- Берулава М.Н. Интеграционные процессы в обоазовании// Интеграция содержания образования в педвузе: Сб. н.тр./ Сост. Салов Ю. А. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994. — с.3−9.
- Бестужев-Лада И. В. Ученик как. четыре конечных продукта// Учительская газета, 27 июля 1998 с.26−28.
- Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения М.: издательство Рос. откр. ун-та, 1994 — 36с.
- Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: уч. пос. М.: Высш. школа, 1983 — 399с.
- Болотов В.А., Дж. Спиро. Критическое мышление ключ к преобразованиям Российской школы// Директор школы, 1995 — № 1 — с. 67.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: БРЭ. СПб: Норин., 2001 — 1456с.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура учителя Ростов на/Д- РГПУ 1997- 126с.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентировачного образования Ростов на/Д, РГПУ, 2000. — 352с.
- Бондаревская Е. В. Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Ростов на/Д: Учитель, 1999. — 580с.
- Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов Ростов на/Д: РГПУ, 1995.-216с.
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1997. — 28с.
- Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. -80с.
- Бородина Н.А. Обобщающий урок по теме «движение»// Матем. в школе, 2002, № 3, -с. 28−31.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение М.: Знание, 1983.-80с.
- Система образования и система мышления// Высшее образование в России 1997 -№ 2, с.119−126.
- Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя М.: Просвещение, 1984. — 64с.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора// Педагогика, 1997 № 2 — с. 15−20.
- Васильева С.В. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалиста: Дисс.канд.пед. наук. М., 1994- 186 с.
- Везиров Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: Автор диссдокт. пед. наук, Ставрополь, 2002 39с.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству М.: Просвещение, 1982.- 116с.
- Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественно-научный и гуманитарный аспекты: Учебное пособие Ростов-на-Дону. Из-во Ростовского ун-та, 1994 — 288с.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995. -132с.
- Габрусевич С.А. и др. От деловой игры к профессиональному творчеству, Минск: Университетское, 1989. 123с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основ, филос. герменевтики. М&bdquo- 1988. -246с.
- Галагузова М.А., Шитинова Г. М. Понятийно-терминологические проблемы педагогики и образования// Педагогика, 1997 № 6 — с. 15−20.
- Героименко В.А. Личностное знание и научное творчество Минск, Высшая школа, 1989 — 196с.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика, 1996 № 5, — с.46−54.
- Гиндикин С.В. Рассказы о физиках и математиках М.: Наука, 1981 -192с.
- Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики Л.: изд. ЛГУ, 1989 -144с.
- Глейзер Г. И. История математики в школе: IX-X кл. М.: Просвещение, 1983.-351с.
- Глейзер Г. И. История математики в школе VII-VIII кл. — М.: Просвещение, 1982.-240с.
- Голин Г. М., Филонович С. Р. Классики физической науки: с древнейших времен до начала XX века М.: Высшая школа, 1989. — 572с.
- Горностаева Л.В. Развитие личности в образовательной системе технического колледжа / Развитие личности в образовательных системах южнороссийского региона. Ростов н/Д, 1997, ч. Н с46−47
- Гусев В.А. Геометрия 7(6) Экспериментальный учебник М.: Авангард, 2000 — 206с.
- Гусев В.А. Каким должен быть школьный курс геометрии? // Математика в школе, № 3, 2002, с.4−8.
- Даль В.В. Толковый словарь в четырех томах «Русский язык», 1989.
- Диалектическое противоречие М.: Политиздат, 1979 — 343с.
- Дмитриев Г. Д. Много культурное образование М.: Народное образование, 1999−208с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного теста и проблемы его понимания М.: Педагогика, 1982, — 186с.
- Еровенко В.А., Мартон М. В. Вера и знание в математическом образовании// Педаг. 2002, № 1 с.41−45.
- Еровенко В.А., Михайлова Н.В. .Светлая радость мысли (Способность суждения и свобода личности)// Свободная мысль XXI, 2002,№ 2, — с.87−101.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке М.: Педагогика, 1990−168с.
- Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания./ Отв. и составитель. И. Т. Касавин М.: Политиздат, 1990 — 461с.
- Зайцев В.В. Новая парадигма педагогики// Учительская газета 1998, 7 июля — с.28−29.
- Зайцев В.В. Теория и практика развития личностной свободы ученика в системе образования: Автореф. дисс.докт. пед. наук Волгоград: ВГПУ, 1998,-49с.
- Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования// Педагогика, 1996, № 4 с. 105−109.
- Ильин Е.Н. Искусство общения М.: Педагогика, 1982 — 112с.
- История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Егоров С. Ф. М.: Академия, 1999−400с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990.-216с.
- Каплунович И.Я. Гуманизация обучения математике: некоторые подходы.// Педагогика, 1999, № 1 с.44−50.
- Карпов Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века Ростов н/Д, РГПУ, 1994 — 280с.
- Кемп П., Арме К. Введение в биологию: Пер. с англ. М.: Мир, 1988 -671с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта М.: Знания, 1989 — 80с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1984- 160с.
- Ковальчук В.Н., Бабушкина Т. В. Педагогический практикум по обучению студентов творческому общению с учащимися Волгоград: Перемена, 1994−28с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспирова А. Ю. Педагогический словарь М.: Академия, 2001 — 176с.
- Кожанова С.А. Урок повторения. От Аристотеля до Эйнштейна // Физика в школе, 2000, № 8, с -.30−33.
- Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегральной основе: Дисс. канд. пед. наук. Ростов на/Д, РГУ — 1995 — 198с.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика, 1995, № 5 с.84−89.
- Комплект новых учебников по геометрии для средней школы. // Математика в школе, 2001, № 8 с.77−78.
- Коржуев А.В. Сущностный подход в педагогическом исследовании // Педагогика, 1998, № 2 с.22−28.
- Коротов В.М. Воспитывающее обучение М.: Просвещение, 1980 — 192с.
- Корсак К. Проблемы педагогики и перспективы их решения в новом тысячелетии // Н/о, 2002, № 2 с.44−54.
- Костенко И.П., Захарова Н. М. Причины деградации математических умений и пути их преодоления // Математика в школе, 2001, № 9 с.33−35.
- Котова И.Б. Идея личности в Российской психологии. Дисс. д-ра психол. наук Ростов на/Д: РГПУ, 1994 — 375с.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-на/Д: РГПУ, 1997 — 80с.
- Кошелева B. JL, Хайдеггер М. Феноменологическое осмысление современной культуры и проблемы образования //Философия образования для XXI века — М.: Наука, 1992 — с.36−94.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ М.: Педагогика, 1997 — 264с.
- Краткий словарь по философии/ Под ред. И. В. Блауберга. 3-е изд. -М.: Политиздат, 1979.-413с.
- Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении М.: Наука, 1977- 112с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304с.
- Кульневич С.В. Менеджмент профессионального самоопределения -Воронеж, 1998.
- Курганов С.Ю. Взрослый и ребенок в учебном диалоге. М.: Педагогика, 1986.- 110с.
- Ланда Л.Н. Умение думать. Как ему учить? М.: Знание, 1975. — 96с.
- Левитин К.Е. Геометрическая рапсодия 2-е изд. — М.: Знание, 1984 — 176с.
- Левитин К.Е. Горящий светильник. М.: Знание, 1983. 208с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975.-304с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64с.
- Лившиц О.Л. Педагогические основы использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс.канд. пед. наук Ростов на/Д, ДГПУ, 1990. — 19с.
- Личностно-ориентированная педагогика Воронеж: Центр. Черноземн. кн. изд-во, 1999. — 112с.
- Логунова И. Обучение как общение и сотворчество. // Высш. обр. в России, 2000, № 3. с. 108−110.
- Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. 10-е изд. — М.: Рус. яз., 1988. — 632с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество М.: Политиздат, 1976. — 144с.
- Магомедбеков П.К., Клищенко З. А. Наглядные пособия и технические средства при обучении математике в средней школе. Махачкала, Дагуч-педгиз, 1976. — 110с.
- Марюкова Н.Е. Фузионизм в школьной геометрии: История математики реальный аспект. Брянск: изд-во БГПУ, 2000 — 176с.
- Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа: Учебник / Под ред. Яковлева Г. Г. М.: Наука, 1987. — 464с.
- Математика для техникумов. Геометрия: Учебник/ М. И. Каченовский и др. М.: Наука, 1989. 320с.
- Математика и конструирование. Под ред. Волкова Г. М. М.: Просвещение, 1998.-207с.
- Мейланов Р.П. Энергетика человека и современное естествознание. -Махачкала: Бари, 1998. 147с.
- Метельский Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы: 2-е изд. Минск: изд. БГУ, 1987. — 256с.
- Мировоззренческие ориентиры мыслительной культуры. / Табачков-ский В.Г., Андрос Е. И. Киев: Наукова думка, 1993. — 205с.
- Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990 — 176с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: М.: Высшая школа, 1987. 200с.
- Моисеев Н.Н. Математика ставит эксперимент. М.: Наука, 1979. -224с.
- Молодежь: будущее России. Монография. Под ред. Ильинского И. М. -М.: НИЦ ин-та Молодежи, 1995. 240с.
- Моторина JI.B. Взаимосвязь личностного и надличностно значимого знания // Философские науки, 1982, с.52−58.
- Найн A. J1. О методологическом аппарате диссертационных исследований. // Педагогика, 1995. № 5 — с.45−49.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Махачкала- Юпитер, 2000. — 229с.
- Новое педагогическое мышление // Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280с.
- Нюдюрмагомедов А.Н. Взаимодействие педагога и учащихся в самостоятельной работе. Махачкала, ДО ПО РСФСР, 1990. — 51с.
- Нюдюрмагомедов А.Н. Единство учебной и внеучебной деятельности учащихся. Махачкала: Дагучпедизд. — 1987. — 75с.
- Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Дисс.докт.пед.наук. Ростов на/Д, 1999. — 360с.
- Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998. — 189с.
- Образцов J1.B. Гуманистическая педагогика Германии конца XIX начала XX века. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Пятигорск, 2002. -40с.
- Об экспериментальном преподавании физики в 10-х классах в 20 012 002 уч. году // Физика в школе, 2001, № 7. с.20−31.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов М.: Азбуковник, 1999. — 944с.
- О формировании федеральной программы развития образования на 2002 год. // Н/о, 2002, № 2. с.240−244.
- Пацхверова JI.C. Чтобы знания стали личностными / Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. — с.18−19.
- Патури Ф. Растения гениальные инженеры природы. Пер. с немецкого Ю. И. Куколева. — М.: Прогресс, 1979. — 310с.
- Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии / С. А. Смирнов и др. -М.: Академия, 1999. 512с.
- Педагогика и логика. / Г. Щедровицкий, Н. Алексеев и др. М.: Кас-таль, 1993.-305с.
- Педагогические основы моделирования образовательных систем нового вида. СПб: Образование, 1995. — 171с.
- Педагогический словарь в 2-х Т., Т-2. М.: Изд. АПН СССР. — 1960. -766с.
- Педагогический словарь. В 2-х Т., Т-1. М.: Изд. АПН СССР. 1960. — 774с.
- Петрунова Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования. // Высшее образование в России, 1998, № 3. с.40−46.
- План действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы. // Народное образование, 2002, № 2. -с. 16−26.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высш. шк. 1984. 174с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 489с.
- Подходова Н.Г. и др. Развивающая геометрия. СПб: Голанд, 1999. -186с.
- Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970. — 448с.
- Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. — 313с.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. -М.: Педагогика, 1993. 128с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Просвещение, 1976. -57с.
- Поспелов Д.А. Фантазия или наука: на пути к искусственному интеллекту. М.: Наука, 1982. — 224с.
- Потбашник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. — 80с.
- Программа по математике для техникумов Махачкала: Политехи, колледж, 2001. — 10с.
- Пряникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. — М.: Новая школа, 1994. — 96с.
- Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании. / Ред. В. В. Белаус. Пятигорск, Изд. ПЛУ, 1998.- 186с.
- Радзиховский А.А. Диалог единицы анализа сознания. / Познание и общение М.: Политиздат, 1988. — с.76−84.
- Расулова З.М. Вариативность как фактор формирования личностно значимого знания учащихся. // Интеграция культур в смыслосозидающем образовании: Материалы всероссийской конференции 26−28 февраля, 2002. Махачкала, ИПУ ДГУ, 2002. с. 105−106.
- Расулова З.М. Способы отражения личностно значимого знания в содержании естественно-научных дисциплин.// Проблемы регионального компонента в образовании. Поиски решение. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. — с.132−134.
- Расулова З.М. Сущность и структура личностно значимого знания в естественно-научном образовании. / Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. — с. 16−18.
- Расулова З.М. Технологии личностно значимого знания./ Гуманитарные науки и новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. — с.162−163.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.
- Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В. В. Давыдова, Т.1.-М.: БРЭ, 1993.-607с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. Т-2. М.: Педагогика, 1989−322с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х Т., Т-1. М.: Педагогика, 1989.-485с.
- Русинов Ф., Журавлев А. Эволюция образовательных систем в цивилизованном аспекте. // Высшее образование в России 1997, № 1. — с. 108 118.
- Рыжов К.В. 100 великих изобретений. -М.: Вечле, 2001. 528с.
- Савельев В. Новая парадигма в отечественном культурознании. // Высшее образование в России. 1998, № 3. с.83−88.
- Саранцев Г. И. Гуманизация и гуманитаризация школьного математического образования // Педагогика, 1999, № 4, -с.39−44.
- Семантический словарь. Под ред. Бархударова С. Г. М.: БСЭ., 1983. -635с.
- Сергеенок С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов: Автореф.канд. пед. наук. СПб, 1992. — 23с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция, технологии: Монография Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
- Сибрук В., Роберт Вуд. Современный чародей физической лаборатории. Пер. с англ. М.: Наука, 1985. — 320с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований -М.: Педагогика. 1986. 152с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа — пресс, 1997.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Магистр, 1997. — 224с.
- Старостин Б.А. Параметры развития науки. М.: Наука, 1980.-216с.
- Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: «Высшая школа» -1974. — 384с.
- Сулима К.К. Философская герменевтика и образование. // Педаг., 1999, № 1. с.36−42.
- Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1981.-93с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Нар. Асвета, 1991. -с.288.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: 1984. -216с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96с.
- Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1982. — 176с.
- Терехина Е.А. Онтологическая картина возможного педагогического образования / Образование в поисках человеческих смыслов, Ростов на/Д: изд. РТУ, 1995. с.76−90.
- Трубников А. Духовность образования и транстенденция.// Вестник высшей школы, 1998. № 8,-с.8−13.
- Турченко В.Н. Основы стратегии образования Новосибирск: изд. НФиПСОРАН, 1995. — 54с.
- Удалых Т.С., Егоров В. А. Формирование научных представлений об окружающем мире. // Физика в школе, 2002, № 3. с. 16−15.
- Фадеева О.М. Методические указания к теме «Функция» // Математика в школе, 2002,№ 3, -с. 31−34.
- Фейгина А.И. Формирование у учащихся приемов мыслительной деятельности при составлении уравнений в средней школе: Автореф. дис. .канд.пед. наук. М., 1977. — 24с.
- Философия образования для XXI века М.: БИ, 1992. — 208с.
- Формирование коммунистического мировоззрения учащихся. / Под. ред. Моносзона Э. М. М.: Педагогика, 1977. — 320с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. / Под общ. ред. Л. Я. Гозмана, М.: Прогресс, 1990. — 368с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Юрист, 1997. -512с.
- Хрестоматия по истории математики: Пособие для студентов. М.: Просвещение, 1976. — 318с.
- Человек в мире диалога. / С. С. Гусова и др.-Л.: 1990.-216с.
- Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии 1995. № 4. — с.25−34.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательных политики. -М.: Логос. 1993, — 181с.
- Шапкина В.Н. Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом. // Математика в школе, 2001, № 7, с.75−76.
- Шалавина Т.Н. Теория и практика личностно ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников: Автореф. дисс.докт. пед. наук. М., 1995. — 32с.
- Шевелева С.С. Открытая модель образования. М.: ИЧП «Магистр», 1997.-48с.
- Шевкин А.В. Куда ведет реформа? // Матем. в школе, 2001,№ 2, с.2−7.
- Шел ер М. Формы знания и образования: Избр. произв. М.: Педагогика, 1994. — с.21−56.
- Шефер Г. «Зигзаг» как метод обучения, или может ли из сумбура возникнуть порядок? // Вести Моск. Ун-та. Сер. 16. Биология, 1994, № 2. -с.61−67.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: РГПУ, 1999.- 143с.
- Шоган В.В. Модульный подход в обучении: Дис.канд. пед. наук. -Ростов на/Д РГПУ, 1997. — 222с.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учителя. М.: Знание, 1988. -80с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований / Педагогика и логика. М.: Касталь. 1993. — с. 110−143.
- Щетинин М.П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986. — 171с.
- Энциклопедия современного учителя. М.: Олимп, 2000. — 336с.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Укрепление дидактических единиц в обучении математике: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 255с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированный урок: планирование, технологии проведения. // Директор школы, 1997, № 1. с.48−51.