Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование личностно значимых знаний как условие самореализации учащихся: На материале естественнонаучных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Количественные показатели и их сравнение показывает, что они разнятся значительно. Подробный качественный анализ работы учащихся в экспериментальных условиях показывает, что признаки причастности к периментальных условиях показывает, что признаки причастности к знаниям в экспериментальных группах отличаются высокой интенсивностью. Образование и связанные с ним знания имеют глубокую историю… Читать ещё >

Содержание

  • у
  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы личностно значимых знаний в педагогике и образовании
    • 1. 1. Знание как истина, инструмент познания и средство совершенствования человека
    • 1. 2. личностно значимые знания в различных образовательных системах
    • 1. 3. Факторы формирования личностно значимого знания в естественнонаучных дисциплинах
  • Глава II. Дидактические условия формирования личностно значимого знания как основы самореализации v учащихся. f 2.1. Вариативность как фактор личностно значимого знания
    • 2. 2. Диалоговые технологии в реализации личностно значимого знания
    • 2. 3. Мировоззренческий потенциал личностно значимого знания

Формирование личностно значимых знаний как условие самореализации учащихся: На материале естественнонаучных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование и воспитание своих граждан является одним из приоритетных задач любого государства и наделены функциями сохранения и воспроизводства культуры, создания условий свободного развития личности и жиз-нетворчества общества.

Формирование личности и молодого жизнеспособного поколения является процессом сложным и многофакторным. Он обусловлен макросредой в целом, факторами микросреды и работой учреждений образования, целенаправленно создающих условия самореализации личности.

Образование и связанные с ним знания имеют глубокую историю, традиции, многие из которых потеряны безвозвратно, а иные сохранились и до наших дней. Процесс накопления знаний о природе и общества и их распространения привели к мощному росту интеллектуального потенциала человечества, проявившегося в научно-техническом прогрессе.

Традиционное образование рассматривает мир как единый механизм с однозначными закономерностями, которые может раскрыть наука с помощью опыта, эксперимента. Однако к концу XX столетия человечество обнаружило ограниченность и предельность научного познания и признало необходимость различных способов познания мира: эстетического, мифологического, иррационального, религиозного.

В этой связи возникла принципиальная необходимость корректировки действующей системы образования с учетом сохранения наиболее перспективных форм, методов и структур, но с расширением границ познания, направленных на свободное развитие личности. Отличительными чертами этого подхода являются целостность, многоаспектность, мировоззренческая избирательность, открытость процесса познания.

Такой подход получает жизненные очертания в последние годы реформ и модернизаций в нашей стране.

Философские основы нового открытого подхода и образования рассматривают Бахтин М. М., Бурдье П., Волков Ю. Г., Гадамер Х. Г., Миронов В. Б., Никандров Н. Д., Полани М., Русинов Ф., Савельев В., Сулима И. К., Трубников А., Франкл Ф., Хайдегер М., Шадриков В. Д., Щедровицкий Г. П., Шевелева С. С. и др.

Проблемы перестройки, модернизации образования с синергетических позиций как нелинейных систем рассматривают Бондаревская Е. В., Кульне-вичС.В., Нюдюрмагомедов А. Н., Терехина Е. А., Шиянов Е. Н., Шевелева С. С. и др.

Аспекты различных способов познания в естественно-научном образовании исследованы в трудах Альтова Г., Балк Г., Балк М., Кемп П., Кудрявцева Л. Д., Левитина К., Мейланова Р., Пойа Д., Тарасова Л., и др.

Необходимость внесения в образование специфики психологических структур познания и отношений человека рассматривали Выготский Л. С., Занков Л. В., Левитин К., Поспелов Д. А., Талызина Н-Ф и др.

В передовом педагогическом опыте практикуются различные формы и методы активного и открытого обучения (Волков И.П., Гаджиев Б., Ильин Е. Н., Курганов С. Ю., Лысенкова С. Н., Шаталов В. Р., Щетинин М. П., и др.).

Анализ повседневной практики показывает, что пока и учителя, и преподаватели, и учащиеся под образованием понимают знания. Наши интервью со студентами, учащимися колледжей и школ показывают, что более половины их не смогли осознанно различать такие знания, как понятия, определения, правила, законы, теории.

С пониманием сущности этих знаний дело обстояло еще хуже.

Мы старались выяснить значимость, важность полезность знаний. Ответы учащихся ограничивались тем, что знания когда-нибудь пригодятся. В аудиториях учащихся колледжей, где более 50 человек наши попытки напомнить им об усвоенных в разных предметах знаниях окончились безрезультатно. Принимая позицию о неизбежности забывания знаний как естественного свойства памяти, мы пытались выяснить, какие изменения происходят в них в процессе изучения знаний. Этот аспект для учащихся оказался еще трудным и не понятным.

В таких условиях практики и требований гуманизации образования с целью свободного развития личности особую актуальность приобретает проблема личностно значимого знания, процесс приобретения которого требует от учащихся переживания, осмысления, соучастия, попыток преобразования, поиск иных смыслов.

В связи с этим темой исследования мы выбрали «Формирование личностно значимых знаний как условие самореализации учащихся (на материале естественнонаучных дисциплин)».

Объектом исследования являются вариативные и диалоговые технологии учебного процесса по естественнонаучным дисциплинам.

Предметом исследования являются дидактические условия влияния личностно значимых знаний на самореализацию учащихся.

Цель исследования — выявление и обоснование факторов и дидактических условий самореализации учащихся в процессе усвоения личностно-значимых знаний.

Основные задачи:

1. Изучить проблему в научной литературе, определить и обосновать основные категории, признаки и структуру личностно значимых знаний.

2. Исследовать факторы и механизмы формирования личностно значимых знаний.

3. Разработать и обосновать технологии самореализации учащихся в процессе усвоения личностно значимых знаний на занятиях по естественнонаучным дисциплинам.

4. Выявить и оценить мировоззренческий потенциал личностно значимых знаний в самореализации учащихся.

Гипотеза исследования. В своем исследовании мы исходила из следующего предположения: личностно значимые знания, стимулируя отношение учащихся к изучаемой дисциплине, позволят им раскрывать и реализо-вывать свои возможности в условиях:

— если обучение будет опираться на вариативный и альтернативный характер знаний и процесс их активного познания;

— если знания будут формироваться в диалоговых технологиях обучения;

— если знания будут выводить учащихся на избирательный характер мировоззрения.

Методологическая основа: философские теории открытого образования, синергетические основы нелинейных систем, вариативный характер математической деятельности, психологические структуры индивидуального и группового познания, интегративные основы человеческой природы и деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ, ретроспективный анализ, изучение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, наблюдения, тестирование, рейтинговый анализ, моделирование.

Базой исследования был политехнический и финансово-экономический колледжи г. Махачкалы (учащиеся 1 и 2 курсов), физический и математический факультеты ДГПУ (студенты-практиканты).

Исследование проводилось в четыре этапа:

На первом этапе (1998;1999 гг.) на основе изучения первоисточников и их анализа были выделены концепция, основные направления поиска, определена сущность, структура и факторы формирования личностно значимых знаний.

На втором этапе (2000;2001 гг.) была подготовлена научно-методическая база и проведена первая серия экспериментов по выявлению потенциальных возможностей вариативности содержания в формировании личностно значимых знаний.

На третьем этапе (2001;2002 гг.) была проведена вторая серия экспериментов по обоснованию технологий личностно значимых знаний.

На четвертом этапе (2002 г.) были обобщены и оформлены результаты исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Личностно значимые знания в образовании позволяют вскрывать и развивать природные силы, отношение и собственное мнение учащихся.

2. Самореализации учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин способствуют следующие факторы: вариативность, альтернативность, ассоциации и аналогии, противоречия, диалоговые технологии, избирательность, значимость и модульный характер личностно значимых знаний.

3. В процессе формирования личностно значимых знаний наблюдаются следующие уровни самовыражения учащихся: отчужденный, заинтересованный, сопричастный и самореализации.

4. Наиболее благоприятными условиями самореализации учащихся в личностно значимых знаниях являются диалоговые и ролевые технологии обучения.

Научная новизна:

1. Обоснован вариативный характер знаний в естественнонаучных дисциплинах и выявлены условия их использования в образовании.

2. Обоснованы дидактические условия использования личностно значимых знаний в целях самореализации учащихся.

3. Выявлены и обоснованы специфика и функции личностно значимых знаний в формировании мировоззрения учащихся.

Теоретическая значимость:

1. Расширено понятие «знание» в педагогике в аспекте субъективного отношения, причастности и самореализации учащихся в процессе его изучения и осознания.

2. Выявленные и обоснованные в работе факторы формирования личностно значимых знаний расширяют возможности развивающего обучения.

3. Знания рассмотрены на уровне причастности первооткрывателя и отношения учащихся к ним, отношения учителя и взаимодействия учителя и учащихся.

Практическая значимость исследования:

1. Разработанные диалоговые технологии формирования личностно значимых знаний могут быть успешно использованы в работе преподавателей вузов, колледжей и учителей школ.

2. Характер и основные признаки личностно значимых знаний помогут учителям в конкретизации воспитательной и развивающей задач учебных занятий.

3. Выявленные факторы личностно значимых знаний помогут методистам, авторам учебников по естественнонаучным дисциплинам при составлении программ, учебников и пособий для учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов:

1. Проблема обоснована разносторонним анализом явлений в философии, психологии, педагогике, области естествознания и истории образовательных систем.

2. Многосерийный эксперимент позволил проследить динамику формирования личностно значимых знаний за трехлетний период и на разном контингенте учащихся.

3. Использованы различные взаимно контролирующие методы теоретического и статистического анализа, мысленного, естественного и лабораторного эксперимента, социологических методов и наблюдений.

Апробация и внедрение результатов:

Результаты периодически обсуждались на конференциях в ДГПУ (2000 г.) и ДГУ (2000, 2001, 2002 гг.).

Разработанные технологии используются в работе преподавателей политехнического, финансово-экономического колледжей, а также в педагогической практике студентов математического и физического факультетов ДГПУ.

Вывод.

Итак, начиная с Пифагора, доказательство становится могучим и единственным способом обретения истины в геометрии, а начиная с Евклида аксиоматический метод построения геометрии является образцом относительно научной мысли.

Задание.

Вообще XVII век стал веком аксиоматического метода. Так и в наши дни продолжают успешно развиваться великие идеи, заложенные на заре цивилизации Пифагора (Назовите их!).

Показатели даны в среднем за урок.

Количественные показатели и их сравнение показывает, что они разнятся значительно. Подробный качественный анализ работы учащихся в экспериментальных условиях показывает, что признаки причастности к периментальных условиях показывает, что признаки причастности к знаниям в экспериментальных группах отличаются высокой интенсивностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из фундаментальных причин кризиса современного образования является его ограниченность в рамках знаний истин, как бы отражающих закономерности реального мира. При этом, зная что знания являются плодом мысли человека, тем не менее отчуждают человеческие отношения от них. В науке может быть такая чистота положений допустима, даже необходима. Но в образовании такой подход чистой науки даже мешает, она не жизненна.

Без отношений, без сомнений, без инициативы и желания учащихся учебный процесс невозможно строить. В данной работе выявлены и обоснованы закономерные связи личностного отношения учащихся к содержанию образования, которые названы личностным знанием. Личностное при этом понимается как социально-нормативное, необходимое, одинаковое для всех, а отношение, значение и смысл отражает больше индивидуальное, отличающее учащихся друг от друга. Экспериментальная работа показала, что и общему, личностному, социальному, научному в обучении можно прийти, только через индивидуальное, через диалог разных мнений и позиций.

Обобщение результатов позволяет сформировать следующие научные положения, характеризующие функцию личностно значимого знания в образовании:

1. Знание в образовании имеет различные значения, начиная от фактов, информации, не зависимых от человека, до средства изменения самого человека.

2.Наряду со знанием используются понятия: значение, смысл, идея, способности, личностный смысл, ценности, которые позволяют рассматривать субъективный характер знаний, очень необходимый в учебном процессе.

3.Личностно значимое знание характеризуется степенью причастности человека его изучаемого, которые выражаются в форме отношения, эмоционального оттенка, мнения, суждения, позиции, значения, смысла.

4.Факторами формирования личностно значимого знания являются: вариативность, альтернативность, ассоциации, аналогии, противоречия, диалогичные технологии, автобиографичность, избирательность, значимость и модульный характер знаний.

5.В процессе формирования личностно значимого знания выделяются четыре уровня: отчужденный, заинтересованный, сопричастный и самореализации.

6.В диалоговых технологиях личностно значимого знания учащиеся получают возможность стимулирования, проявления, поддержки, развития и реализации своих индивидуальных возможностей в соотношении с культурой, наукой и социальным опытом.

7.Экспериментальная работа позволила выделить и обосновать следующие дидактические условия формирования личностно значимого знания в области естественно-математических учебных дисциплин:

1. Ориентированность образования на стимулирование, поддержку и развитие смыслов и причастности учащихся к изучаемым знаниям.

2. Выявление и целенаправленное использование вариативного характера знаний и научных методов.

3. Использование в обучении факторов личностно значимого знания.

4. Использование в обучении диалоговых методов и форм организации познания и практической деятельности учащихся.

5. Использование в качестве критериев оценки, уровней сформированное&tradeличностно значимого знания мировоззренческую позицию учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Технологии развития свободной мысли учащихся в учебном диалоге. /Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании. — Махачкала, ИПЦ ДГУ, 2000. — с 14−16.
  2. М.А. Учебный диалог как средство развития свободной мысли детей на стыке дошкольного и начального образования. Дисс. канд. пед. наук, Махачкала, 2001, 158с.
  3. А.А. Формирование личности учителя в инновационных учебных заведениях (колледжах) Дагестана/ Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. Ростов н/Д, РГПУ, 1997, ч. П, с.45−46.
  4. И.Г. Педагогическая рискология. СПб: Образование, 1995 — 92 с.
  5. Абульханова-Славская К. Н. Стратегия жизни М: Мысль, 1991 — 300 с.
  6. Т.Б. Содержательные основы естествознания как компонент общекультурной подготовки будущего учителя: Автореф. дисс. канд. наук. СПб: РГПУ, 1995.- 18с.
  7. Г. С., Злотин Б. Л., Филатов В. И. Профессия поиск нового (ФСА и ТРИЗ как система выявления резервов экономики) Кишинев- Кар-тя Молдевенсэ, 1985 — 196с.
  8. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества./ Новое педагогическое мышление /Под. ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1989 -С.144−177.
  9. Ю.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания М.: Педагогика, 1977−379с.
  10. А. Психологическое тестирование М.: Просвещение, 1982.
  11. Андрис Барблан. Иерархия знания.//А1та mater, 1994, № 3 -с.30−35.
  12. Антология педагогической мысли: В 3-х т., т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н. Н. Кузьмин М.: Высшая школа, 1989 — 463с.
  13. Антология педагогической мысли России XVIII в./ М.: Педагогика, 1985 -479с.
  14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в./ Сост. П. А. Лебедев — М.: Педагогика, 1990−608с.
  15. Антология педагогической мысли России первой половины Х1Хв. М.: Педагогика, 1987−558с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований М.: Педагогика, 1982 — 192с.
  17. Н.В. Педагогика и практическая психология Ростов на/Д 1999. -206с.
  18. М.М. Проблема поэзии Ф.М. Достоевского М.: Советская Россия 1979−318 с.
  19. Д.М. Личностное знание в химическом образовании/ Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании Махачкала, ИПЦ ДГУ, 2000, — с.20−21.
  20. М.И. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл. ср. шк. -М.: Просвещение, 1993−315с.
  21. .А. В защиту индивидуальности М.: «изд-во Магистр», 1997 -40с.
  22. Л.А. Педагогическая деятельности как категория педагогики и философии./ Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. н. трудов/ Ткаченко Е. В. Вып. 1 Екатеринбург, 1995 — с.36−45.
  23. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та проф. об. России, 1995. 336с.
  24. В.П. Персонифицированное образование// Педагогика 1998 -№ 2 с.12−16.
  25. Н.А. О назначении человека / Таинственнее чем мир/ Составитель Кларин В. М. М.: Знание, 1991. — с.22−32.
  26. М.Н. Интеграционные процессы в обоазовании// Интеграция содержания образования в педвузе: Сб. н.тр./ Сост. Салов Ю. А. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994. — с.3−9.
  27. Бестужев-Лада И. В. Ученик как. четыре конечных продукта// Учительская газета, 27 июля 1998 с.26−28.
  28. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения М.: издательство Рос. откр. ун-та, 1994 — 36с.
  29. Н.В. Практические занятия по математике: уч. пос. М.: Высш. школа, 1983 — 399с.
  30. В.А., Дж. Спиро. Критическое мышление ключ к преобразованиям Российской школы// Директор школы, 1995 — № 1 — с. 67.
  31. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: БРЭ. СПб: Норин., 2001 — 1456с.
  32. Е.В. Педагогическая культура учителя Ростов на/Д- РГПУ 1997- 126с.
  33. Е.В. Теория и практика личностно-ориентировачного образования Ростов на/Д, РГПУ, 2000. — 352с.
  34. Е. В. Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Ростов на/Д: Учитель, 1999. — 580с.
  35. Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов Ростов на/Д: РГПУ, 1995.-216с.
  36. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1997. — 28с.
  37. Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. -80с.
  38. Н.А. Обобщающий урок по теме «движение»// Матем. в школе, 2002, № 3, -с. 28−31.
  39. А.В. Психология мышления и проблемное обучение М.: Знание, 1983.-80с.
  40. Система образования и система мышления// Высшее образование в России 1997 -№ 2, с.119−126.
  41. В.К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя М.: Просвещение, 1984. — 64с.
  42. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора// Педагогика, 1997 № 2 — с. 15−20.
  43. С.В. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалиста: Дисс.канд.пед. наук. М., 1994- 186 с.
  44. Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: Автор диссдокт. пед. наук, Ставрополь, 2002 39с.
  45. И.П. Приобщение школьников к творчеству М.: Просвещение, 1982.- 116с.
  46. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественно-научный и гуманитарный аспекты: Учебное пособие Ростов-на-Дону. Из-во Ростовского ун-та, 1994 — 288с.
  47. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995. -132с.
  48. С.А. и др. От деловой игры к профессиональному творчеству, Минск: Университетское, 1989. 123с.
  49. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основ, филос. герменевтики. М&bdquo- 1988. -246с.
  50. М.А., Шитинова Г. М. Понятийно-терминологические проблемы педагогики и образования// Педагогика, 1997 № 6 — с. 15−20.
  51. В.А. Личностное знание и научное творчество Минск, Высшая школа, 1989 — 196с.
  52. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика, 1996 № 5, — с.46−54.
  53. С.В. Рассказы о физиках и математиках М.: Наука, 1981 -192с.
  54. В.И. Знание как категория педагогики Л.: изд. ЛГУ, 1989 -144с.
  55. Г. И. История математики в школе: IX-X кл. М.: Просвещение, 1983.-351с.
  56. Г. И. История математики в школе VII-VIII кл. — М.: Просвещение, 1982.-240с.
  57. Г. М., Филонович С. Р. Классики физической науки: с древнейших времен до начала XX века М.: Высшая школа, 1989. — 572с.
  58. Л.В. Развитие личности в образовательной системе технического колледжа / Развитие личности в образовательных системах южнороссийского региона. Ростов н/Д, 1997, ч. Н с46−47
  59. В.А. Геометрия 7(6) Экспериментальный учебник М.: Авангард, 2000 — 206с.
  60. В.А. Каким должен быть школьный курс геометрии? // Математика в школе, № 3, 2002, с.4−8.
  61. В.В. Толковый словарь в четырех томах «Русский язык», 1989.
  62. Диалектическое противоречие М.: Политиздат, 1979 — 343с.
  63. Г. Д. Много культурное образование М.: Народное образование, 1999−208с.
  64. Л.П. Смысловая структура учебного теста и проблемы его понимания М.: Педагогика, 1982, — 186с.
  65. В.А., Мартон М. В. Вера и знание в математическом образовании// Педаг. 2002, № 1 с.41−45.
  66. В.А., Михайлова Н.В. .Светлая радость мысли (Способность суждения и свобода личности)// Свободная мысль XXI, 2002,№ 2, — с.87−101.
  67. В.И. Педагогика в системе наук о человеке М.: Педагогика, 1990−168с.
  68. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания./ Отв. и составитель. И. Т. Касавин М.: Политиздат, 1990 — 461с.
  69. В.В. Новая парадигма педагогики// Учительская газета 1998, 7 июля — с.28−29.
  70. В.В. Теория и практика развития личностной свободы ученика в системе образования: Автореф. дисс.докт. пед. наук Волгоград: ВГПУ, 1998,-49с.
  71. Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования// Педагогика, 1996, № 4 с. 105−109.
  72. Е.Н. Искусство общения М.: Педагогика, 1982 — 112с.
  73. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Егоров С. Ф. М.: Академия, 1999−400с.
  74. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990.-216с.
  75. И.Я. Гуманизация обучения математике: некоторые подходы.// Педагогика, 1999, № 1 с.44−50.
  76. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века Ростов н/Д, РГПУ, 1994 — 280с.
  77. П., Арме К. Введение в биологию: Пер. с англ. М.: Мир, 1988 -671с.
  78. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта М.: Знания, 1989 — 80с.
  79. Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1984- 160с.
  80. В.Н., Бабушкина Т. В. Педагогический практикум по обучению студентов творческому общению с учащимися Волгоград: Перемена, 1994−28с.
  81. Г. М., Коджаспирова А. Ю. Педагогический словарь М.: Академия, 2001 — 176с.
  82. С.А. Урок повторения. От Аристотеля до Эйнштейна // Физика в школе, 2000, № 8, с -.30−33.
  83. К.Ю. Построение процесса обучения на интегральной основе: Дисс. канд. пед. наук. Ростов на/Д, РГУ — 1995 — 198с.
  84. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика, 1995, № 5 с.84−89.
  85. Комплект новых учебников по геометрии для средней школы. // Математика в школе, 2001, № 8 с.77−78.
  86. А.В. Сущностный подход в педагогическом исследовании // Педагогика, 1998, № 2 с.22−28.
  87. В.М. Воспитывающее обучение М.: Просвещение, 1980 — 192с.
  88. К. Проблемы педагогики и перспективы их решения в новом тысячелетии // Н/о, 2002, № 2 с.44−54.
  89. И.П., Захарова Н. М. Причины деградации математических умений и пути их преодоления // Математика в школе, 2001, № 9 с.33−35.
  90. И.Б. Идея личности в Российской психологии. Дисс. д-ра психол. наук Ростов на/Д: РГПУ, 1994 — 375с.
  91. И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-на/Д: РГПУ, 1997 — 80с.
  92. Кошелева B. JL, Хайдеггер М. Феноменологическое осмысление современной культуры и проблемы образования //Философия образования для XXI века — М.: Наука, 1992 — с.36−94.
  93. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ М.: Педагогика, 1997 — 264с.
  94. Краткий словарь по философии/ Под ред. И. В. Блауберга. 3-е изд. -М.: Политиздат, 1979.-413с.
  95. Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении М.: Наука, 1977- 112с.
  96. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304с.
  97. С.В. Менеджмент профессионального самоопределения -Воронеж, 1998.
  98. С.Ю. Взрослый и ребенок в учебном диалоге. М.: Педагогика, 1986.- 110с.
  99. Л.Н. Умение думать. Как ему учить? М.: Знание, 1975. — 96с.
  100. К.Е. Геометрическая рапсодия 2-е изд. — М.: Знание, 1984 — 176с.
  101. К.Е. Горящий светильник. М.: Знание, 1983. 208с.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975.-304с.
  103. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64с.
  104. О.Л. Педагогические основы использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс.канд. пед. наук Ростов на/Д, ДГПУ, 1990. — 19с.
  105. Личностно-ориентированная педагогика Воронеж: Центр. Черноземн. кн. изд-во, 1999. — 112с.
  106. И. Обучение как общение и сотворчество. // Высш. обр. в России, 2000, № 3. с. 108−110.
  107. С.М. Краткий словарь иностранных слов. 10-е изд. — М.: Рус. яз., 1988. — 632с.
  108. Лук А. Н. Мышление и творчество М.: Политиздат, 1976. — 144с.
  109. П.К., Клищенко З. А. Наглядные пособия и технические средства при обучении математике в средней школе. Махачкала, Дагуч-педгиз, 1976. — 110с.
  110. Н.Е. Фузионизм в школьной геометрии: История математики реальный аспект. Брянск: изд-во БГПУ, 2000 — 176с.
  111. Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа: Учебник / Под ред. Яковлева Г. Г. М.: Наука, 1987. — 464с.
  112. Математика для техникумов. Геометрия: Учебник/ М. И. Каченовский и др. М.: Наука, 1989. 320с.
  113. Математика и конструирование. Под ред. Волкова Г. М. М.: Просвещение, 1998.-207с.
  114. Р.П. Энергетика человека и современное естествознание. -Махачкала: Бари, 1998. 147с.
  115. Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы: 2-е изд. Минск: изд. БГУ, 1987. — 256с.
  116. Мировоззренческие ориентиры мыслительной культуры. / Табачков-ский В.Г., Андрос Е. И. Киев: Наукова думка, 1993. — 205с.
  117. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990 — 176с.
  118. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: М.: Высшая школа, 1987. 200с.
  119. Н.Н. Математика ставит эксперимент. М.: Наука, 1979. -224с.
  120. Молодежь: будущее России. Монография. Под ред. Ильинского И. М. -М.: НИЦ ин-та Молодежи, 1995. 240с.
  121. JI.B. Взаимосвязь личностного и надличностно значимого знания // Философские науки, 1982, с.52−58.
  122. Найн A. J1. О методологическом аппарате диссертационных исследований. // Педагогика, 1995. № 5 — с.45−49.
  123. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Махачкала- Юпитер, 2000. — 229с.
  124. Новое педагогическое мышление // Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280с.
  125. А.Н. Взаимодействие педагога и учащихся в самостоятельной работе. Махачкала, ДО ПО РСФСР, 1990. — 51с.
  126. А.Н. Единство учебной и внеучебной деятельности учащихся. Махачкала: Дагучпедизд. — 1987. — 75с.
  127. А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Дисс.докт.пед.наук. Ростов на/Д, 1999. — 360с.
  128. А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998. — 189с.
  129. Образцов J1.B. Гуманистическая педагогика Германии конца XIX начала XX века. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Пятигорск, 2002. -40с.
  130. Об экспериментальном преподавании физики в 10-х классах в 20 012 002 уч. году // Физика в школе, 2001, № 7. с.20−31.
  131. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов М.: Азбуковник, 1999. — 944с.
  132. О формировании федеральной программы развития образования на 2002 год. // Н/о, 2002, № 2. с.240−244.
  133. JI.C. Чтобы знания стали личностными / Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. — с.18−19.
  134. Ф. Растения гениальные инженеры природы. Пер. с немецкого Ю. И. Куколева. — М.: Прогресс, 1979. — 310с.
  135. Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии / С. А. Смирнов и др. -М.: Академия, 1999. 512с.
  136. Педагогика и логика. / Г. Щедровицкий, Н. Алексеев и др. М.: Кас-таль, 1993.-305с.
  137. Педагогические основы моделирования образовательных систем нового вида. СПб: Образование, 1995. — 171с.
  138. Педагогический словарь в 2-х Т., Т-2. М.: Изд. АПН СССР. — 1960. -766с.
  139. Педагогический словарь. В 2-х Т., Т-1. М.: Изд. АПН СССР. 1960. — 774с.
  140. Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования. // Высшее образование в России, 1998, № 3. с.40−46.
  141. План действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы. // Народное образование, 2002, № 2. -с. 16−26.
  142. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высш. шк. 1984. 174с.
  143. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 489с.
  144. Н.Г. и др. Развивающая геометрия. СПб: Голанд, 1999. -186с.
  145. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970. — 448с.
  146. М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. — 313с.
  147. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. -М.: Педагогика, 1993. 128с.
  148. Я.А. Психология творчества. М.: Просвещение, 1976. -57с.
  149. Д.А. Фантазия или наука: на пути к искусственному интеллекту. М.: Наука, 1982. — 224с.
  150. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. — 80с.
  151. Программа по математике для техникумов Махачкала: Политехи, колледж, 2001. — 10с.
  152. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. — М.: Новая школа, 1994. — 96с.
  153. Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании. / Ред. В. В. Белаус. Пятигорск, Изд. ПЛУ, 1998.- 186с.
  154. А.А. Диалог единицы анализа сознания. / Познание и общение М.: Политиздат, 1988. — с.76−84.
  155. З.М. Вариативность как фактор формирования личностно значимого знания учащихся. // Интеграция культур в смыслосозидающем образовании: Материалы всероссийской конференции 26−28 февраля, 2002. Махачкала, ИПУ ДГУ, 2002. с. 105−106.
  156. З.М. Способы отражения личностно значимого знания в содержании естественно-научных дисциплин.// Проблемы регионального компонента в образовании. Поиски решение. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. — с.132−134.
  157. З.М. Сущность и структура личностно значимого знания в естественно-научном образовании. / Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. — с. 16−18.
  158. З.М. Технологии личностно значимого знания./ Гуманитарные науки и новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. — с.162−163.
  159. В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.
  160. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В. В. Давыдова, Т.1.-М.: БРЭ, 1993.-607с.
  161. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. Т-2. М.: Педагогика, 1989−322с.
  162. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х Т., Т-1. М.: Педагогика, 1989.-485с.
  163. Ф., Журавлев А. Эволюция образовательных систем в цивилизованном аспекте. // Высшее образование в России 1997, № 1. — с. 108 118.
  164. К.В. 100 великих изобретений. -М.: Вечле, 2001. 528с.
  165. В. Новая парадигма в отечественном культурознании. // Высшее образование в России. 1998, № 3. с.83−88.
  166. Г. И. Гуманизация и гуманитаризация школьного математического образования // Педагогика, 1999, № 4, -с.39−44.
  167. Семантический словарь. Под ред. Бархударова С. Г. М.: БСЭ., 1983. -635с.
  168. С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов: Автореф.канд. пед. наук. СПб, 1992. — 23с.
  169. В.В. Личностный подход в образовании: Концепция, технологии: Монография Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
  170. В., Роберт Вуд. Современный чародей физической лаборатории. Пер. с англ. М.: Наука, 1985. — 320с.
  171. М.Н. Методология и методика педагогических исследований -М.: Педагогика. 1986. 152с.
  172. В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа — пресс, 1997.
  173. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Магистр, 1997. — 224с.
  174. .А. Параметры развития науки. М.: Наука, 1980.-216с.
  175. А.А. Педагогика математики. Минск: «Высшая школа» -1974. — 384с.
  176. К.К. Философская герменевтика и образование. // Педаг., 1999, № 1. с.36−42.
  177. В.А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1981.-93с.
  178. В.А. Сердце отдаю детям. М.: Нар. Асвета, 1991. -с.288.
  179. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: 1984. -216с.
  180. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96с.
  181. Л.В. Этот удивительно симметричный мир: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1982. — 176с.
  182. Е.А. Онтологическая картина возможного педагогического образования / Образование в поисках человеческих смыслов, Ростов на/Д: изд. РТУ, 1995. с.76−90.
  183. А. Духовность образования и транстенденция.// Вестник высшей школы, 1998. № 8,-с.8−13.
  184. В.Н. Основы стратегии образования Новосибирск: изд. НФиПСОРАН, 1995. — 54с.
  185. Т.С., Егоров В. А. Формирование научных представлений об окружающем мире. // Физика в школе, 2002, № 3. с. 16−15.
  186. О.М. Методические указания к теме «Функция» // Математика в школе, 2002,№ 3, -с. 31−34.
  187. А.И. Формирование у учащихся приемов мыслительной деятельности при составлении уравнений в средней школе: Автореф. дис. .канд.пед. наук. М., 1977. — 24с.
  188. Философия образования для XXI века М.: БИ, 1992. — 208с.
  189. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся. / Под. ред. Моносзона Э. М. М.: Педагогика, 1977. — 320с.
  190. В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. / Под общ. ред. Л. Я. Гозмана, М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  191. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224с.
  192. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Юрист, 1997. -512с.
  193. Хрестоматия по истории математики: Пособие для студентов. М.: Просвещение, 1976. — 318с.
  194. Человек в мире диалога. / С. С. Гусова и др.-Л.: 1990.-216с.
  195. М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии 1995. № 4. — с.25−34.
  196. В.Д. Философия образования и образовательных политики. -М.: Логос. 1993, — 181с.
  197. В.Н. Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом. // Математика в школе, 2001, № 7, с.75−76.
  198. Т.Н. Теория и практика личностно ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников: Автореф. дисс.докт. пед. наук. М., 1995. — 32с.
  199. С.С. Открытая модель образования. М.: ИЧП «Магистр», 1997.-48с.
  200. А.В. Куда ведет реформа? // Матем. в школе, 2001,№ 2, с.2−7.
  201. Шел ер М. Формы знания и образования: Избр. произв. М.: Педагогика, 1994. — с.21−56.
  202. Г. «Зигзаг» как метод обучения, или может ли из сумбура возникнуть порядок? // Вести Моск. Ун-та. Сер. 16. Биология, 1994, № 2. -с.61−67.
  203. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: РГПУ, 1999.- 143с.
  204. В.В. Модульный подход в обучении: Дис.канд. пед. наук. -Ростов на/Д РГПУ, 1997. — 222с.
  205. B.C. Педагогика творчества учителя. М.: Знание, 1988. -80с.
  206. Г. П. Система педагогических исследований / Педагогика и логика. М.: Касталь. 1993. — с. 110−143.
  207. М.П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986. — 171с.
  208. Энциклопедия современного учителя. М.: Олимп, 2000. — 336с.
  209. П.М., Эрдниев Б. П. Укрепление дидактических единиц в обучении математике: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 255с.
  210. И.С. Личностно-ориентированный урок: планирование, технологии проведения. // Директор школы, 1997, № 1. с.48−51.
Заполнить форму текущей работой