Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости.
Так, В. Г. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» .
Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Остановимся подробнее на словах-паразитах. Слова-паразиты — это словасвязки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, «режут слух». Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, как правило, их не замечает.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно и никаких сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни — этакий борец за истину. «Сами понимаете» — это классический пример «маленького» человека — робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» — человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
Таким образом, задача воспитателя — следить за чистотой своей речи, а также учить детей на лучших образцах родного языка — произведениях художественной литературы и фольклора.