Актуальность исследования. Образование в современных условиях призвано обеспечить успешность граждан, эффективность экономики, усиление позиций государства на мировой арене. Ведущие направления развития российского образования определены Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной целевой программой развития образования на 2006;2010 годы, положениями приоритетного национального проекта «Образование». Данные направления стимулируют системные изменения в сфере образования, которые способствуют становлению гражданского общества и социально-экономическому развитию страны. Все это обусловливает инновационную деятельность образовательных учреждений и педагогов, которая требует не только эффективного представления результатов образовательной практики, но и педагогического обоснования целесообразности используемых моделей управления, обучения и воспитания. Оказание методической поддержки работникам образования по внедрению инновационных подходов в практическую деятельность, прежде всего, является задачей руководителей муниципальных методических служб, что и определяет их возросшую роль в процессе модернизации образования. Однако реальная практика показывает, что у руководителей муниципальных методических служб имеются затруднения в осуществлении своих изменившихся функций. В этих условиях актуальной проблемой становится развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, от уровня которой зависит эффективность происходящих изменений в российском образовании. Значительным потенциалом для развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб обладает система дополнительного профессионального образования.
Современная педагогическая наука располагает большим объемом исследований, посвященных проблеме формирования профессиональной компетентности (Т.Г. Браже, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, С. Г. Молчанов, А. Я. Найн, И. В. Резанович, В. А. Сластенин и др.). В последнее время достаточно активно в педагогической науке разрабатывается проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, в том числе в системе дополнительного профессионального образования (О.М. Атласова, А. Г. Гостев, А. И. Жилина, Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, Т. Е. Климова, В. Ю. Кричевский, Е. П. Тонконогая, Т. И. Шамова и др.). Имеются отдельные исследования, посвященные профессиональной компетентности педагогов-методистов (В.А. Беляева, A.A. Петренко и др.). Роли руководителей муниципальных методических служб в развитии муниципальных образовательных систем посвящены исследования Е. В. Василевской, C.B. Кульневича, Э. М. Никитина, А. Г. Обоскалова, Е. М. Пахомовой, А. П. Ситник, Л. И. Филатовой, И. Д. Чечель и др. Однако вопросу развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в современных педагогических исследованиях уделялось мало внимания. Например, практически не исследованы теоретические аспекты развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, относительно слабо исследованы механизмы протекания процесса развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, отсутствуют системные представления о технологии их развития. Таким образом, данные обстоятельства указывают на имеющиеся противоречия: на социалъно-педагогическолг уровне — между возрастающими требованиями к муниципальной методической службе со стороны государства и профессионального сообщества и недостаточным уровнем профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических службна научно-теоретическом уровне — между необходимостью научно-теоретического обоснования педагогических средств и условий развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в системе дополнительного профессионального образования и слабой теоретической проработанностью данного вопросана научно-методическом уровне — между объективной потребностью в научно-методическом обеспечении процесса развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб и недостаточностью разработок в данном направлении.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования, заключающаяся в повышении эффективности процесса развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в системе дополнительного профессионального образования.
На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования нами сформулирована тема диссертационного исследования «Развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в системе дополнительного профессионального образования».
Цель исследования — разработать и экспериментально проверить модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб и комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования.
Объект исследования — региональная система дополнительного профессионального образования руководителей муниципальных методических служб.
Предмет исследования — педагогическое обеспечение процесса развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в системе дополнительного профессионального образования.
Гипотеза исследования — развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в системе дополнительного профессионального образования будет осуществляться успешно, если:
1. На основе системного, компетентностного, андрагогического и акмеологического подходов будет разработана и реализована модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб.
2. Выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, включающий: обеспечение единства теоретических и прикладных аспектов управления методической работой на муниципальном уровне и отражение их в образовательной программе повышения квалификации руководителей муниципальных методических службосуществление тесного взаимодействия регионального учреждения дополнительного профессионального образования и муниципальных методических служб по обеспечению непрерывной диссеминации результатов инновационной деятельности субъектов образованияосуществление мониторинга результативности деятельности муниципальных методических служб на основе показателей и индикаторов, способствующего формированию конкурентной среды в региональной образовательной системе.
3. Разработана и апробирована технология развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб и уточнить содержание понятий «профессиональная компетентность руководителей муниципальных методических служб» и «развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб».
2. Разработать и экспериментально проверить модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в системе дополнительного профессионального образования.
3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий успешной реализации модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в системе дополнительного профессионального образования.
4. Разработать научно-методическое обеспечение развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в системе дополнительного профессионального образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории системного подхода (В.Г. Афанасьев, Л. фон Берталанфи, Э. Г. Юдин и др.) — основные положения и идеи компетентностного подхода (Т.Г. Браже, H.A. Зимняя, Н. В. Кузьмина, O.E. Лебедев, А. К. Маркова, С. Г. Молчанов, A.B. Хуторской и др.) — андрагогический подход к исследованию проблем дополнительного профессионального образования и теория обучения взрослых (М.Н. Дудина, С. И. Змеев, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, АЛО. Панасюк и др.) — акмеологический подход к исследованию проблем развития профессионализма (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина и др.) — исследования по проблемам деятельностного подхода (JT.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — теории и методики педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.) и педагогического моделирования (А.Ф. Аменд, А. Г. Гостев, Д. Ф. Ильясов, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В. Н. Худяков, И. Д. Чечель, И. П. Чучалин, Н. О. Яковлева, В. З. Ямпольский и др.) — исследования по проблемам теории непрерывного образования (A.A. Вербицкий, С. Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, A.M. Новиков, В. Г. Онушкин и др.) — концепции управления в образовательных системах (А.Г. Гостев, В. Н. Кеспиков, Ю. А. Конаржевский, B.C. Лазарев, А. Я. Найн, М. М. Поташник, Г. Н. Сериков, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.), в том числе управленческого взаимодействия (В.Г. Афанасьев, А. Г. Гостев, Д. Ф. Ильясов, Т. Е. Климова, Г. Н. Сериков, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.) — основные теоретические положения, раскрывающие сущность методической работы в системе непрерывного образования и управления методической работой (Т.П. Афанасьева, В. А. Беляева, Е. В. Василевская, Л. П. Ильенко, C.B. Кульневич, В. М. Лизинский, Н. В. Немова, Э. М. Никитин, А. Г. Обоскалов, Е. М. Пахомова, A.A. Петренко, М. М. Поташник, А. П. Ситник, Л. И. Филатова, И. Д. Чечель и др.).
Методы исследования. В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы исследования: теоретические — теоретический анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме, системный анализ, анализ нормативно-правовых и инструктивно-методических документов по организации повышения квалификации и методической работы, педагогическое моделированиеэмпирические — наблюдения, собеседование, анкетирование, изучение локальных документов, методических разработок и продуктов деятельности муниципальных методических служб, изучение и обобщение эффективного педагогического опыта, педагогическая экспертиза, метод экспертных оценок, методы математической статистики.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», муниципальных методических служб Челябинской и Саратовской области. Всего в экспериментальной работе приняло участие 87 руководителей муниципальных методических служб.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2004 по 2009 г. г.
Этапы исследования. На первом этапе (2004;2006 г. г.) с целью определения исходных положений исследования изучалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные материалы по проблемам исследования, а также законодательная и нормативно-правовая база дополнительного профессионального образования, инструктивно-методические документы организации деятельности муниципальных методических служб. С целью выяснения состояния проблемы было проведено обобщение и анализ имеющегося опыта в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования, анализировался собственный опыт работы в данном направлении. Был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента. Полученные данные позволили определить понятийный аппарат исследования, сформулировать рабочую гипотезу, определить цели и задачи, объект и предмет исследования.
На втором этапе (2006;2007 г. г.) проектировалась модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб и выявлялся комплекс педагогических условий ее успешного функционирования. Проводился формирующий этап педагогического эксперимента по апробации модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб.
На третьем этапе (2008;2009 г. г.) проводилось обобщение, систематизация и описание полученных результатов, были уточнены и скорректированы теоретико-экспериментальные выводы по теме исследования, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы Института и муниципальных методических служб по организации развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, определялась практическая значимость исследования, уточнялась библиографическая база исследования. Были подготовлены методические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в том, что.
1. Разработана модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, обеспечивающая содержательный, процессуальный, организационный аспекты непрерывного повышения квалификации руководителей муниципальных методических служб в соответствии с андрагогическими принципами.
2. Теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий успешного функционирования модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, отражающий единство теоретических и прикладных аспектов управления методической работой на муниципальном уровне, непрерывное и целенаправленное взаимодействие регионального учреждения дополнительного профессионального образования и муниципальных методических служб по диссеминации результатов инновационной деятельности субъектов образования, экспертизу результатов деятельности муниципальных методических служб.
3. Спроектирована технология развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, процессуальные аспекты которой направлены на обеспечение целостной системы повышения квалификации в курсовой и межкурсовой периоды и применение различных форм дополнительного профессионального у образования (очной, очно-заочной, дистанционной, модульно-накопительной и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: расширены научно-педагогические представления о развитии профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических службуточнены понятия «профессиональная компетентность руководителей муниципальных методических служб» и «развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб" — определены существенные особенности управленческой деятельности руководителей муниципальных методических служб: координация инновационной деятельности в муниципальной образовательной системеорганизация сетевого взаимодействия работников образованияосуществление экспертизы методических продуктов деятельности работников образованияорганизация диссеминации результатов инновационной деятельностиобоснованы принципы управленческого взаимодействия и обучения в системе повышения квалификации, позволяющие осуществлять развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб: гибкость и мобильность, вариативность образовательного процесса, актуализация результатов обучения, адресность.
Практическая значимость исследования состоит: в применении технологии развития профессиональной компетентности, расширяющей теоретические знания и практические способы деятельности руководителей муниципальных методических служб в области управления методической работой на муниципальном уровне, ориентирующей их на взаимодействие с региональным учреждением дополнительного профессионального образования и способствующей осуществлению деятельности в условиях конкурентной средыв разработке и апробации образовательной программы повышения квалификации руководителей муниципальных методических служб, являющейся ориентировочной для проектирования системы повышения квалификации в межкурсовой периодв разработке критериально-оценочного инструментария, позволяющего определять уровень развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб.
Материалы исследования могут быть использованы региональными учреждениями дополнительного профессионального образования при организации работы по развитию профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, а также при организации работы по управлению методической работой на уровне муниципалитета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, разработанная на основе системного, компетентностного, андрагогического, акмеологического подходов. Структурными компонентами модели являются: целевой, содержательный, процессуальный, результативный. Целевой компонент включает многообразие целей и задач развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб и обеспечивает разработку единых научно-обоснованных подходов к их реализации. Содержательный компонент позволяет осуществлять отбор содержания, лежащего в основе развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб. Процессуальный компонент определяет формы, методы и средства, которые будут использоваться в процессе развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб. Результативный компонент характеризует результаты деятельности всех субъектов развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб.
2. Комплекс педагогических условий обеспечивает успешное функционирование модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб. В первом условии акцентируется внимание на разработке образовательной программы повышения квалификации руководителей муниципальных методических служб, обеспечивающей единство теоретических и прикладных аспектов управления методической работой на муниципальном уровне. Второе условие подчинено осуществлению тесного взаимодействия регионального учреждения дополнительного профессионального образования и муниципальных методических служб, обеспечивающего непрерывную диссеминацию результатов инновационной деятельности субъектов образования. В третьем условии говорится о формировании конкурентной среды в региональной образовательной системе.
3. Технология развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб обеспечивает поэтапную и последовательную реализацию разработанной модели вместе с комплексом педагогических условий. Содержательные и организационно-методические аспекты технологии нацелены на освоение руководителями муниципальных методических служб теоретических.
•''. .1:4¦¦: знаний и практических способов, но управлению методической работой на муниципальном уровне, на формирование системы взаимодействия регионального учреждения дополнительного профессионального образования с муниципальными: методическими службами^ на осуществление деятельности руководителей муниципальных методических служб в условиях конкурентной среды.
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследованияобеспечивается анализом достижений современной^ психолого-педагогической литературы, позволившим осуществить комплексную методику исследования, организацией опытно-экспериментальной работы с применением: комплекса методов адекватных задачам исследования, воспроизводимостью: результатов исследования и репрезентативностью полученных' данных, количественным: и качественнымих анализом—, использованием математических, и статистических методов при обработке результатов: опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись посредством: публикаций результатов исследованияучастия в международной конференции «Личность и общество: проблемы взаимодействия» (Челябинск, 2008 г.), в ежегодной Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2001 — 2006 г. г.), в межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные направления модернизации дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной модели образования, ориентированной на. инновационное развитие экономики» (Челябинск, 2009), врегиональных научно-практических конференциях «Образование и. наука Южному Уралу» (Челябинск, 2004 г.), «Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной образовательной политики» (Челябинск, 2008 г.) — выступлений на курсах повышения квалификации проректоров по учебной работе в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва, 2004 г., 2005 г.) — выступлений на инструктивно-методическом совещании руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием и методических служб Челябинской области (август, 2006 г.), на ежеквартальных семинарах-совещаниях для руководителей муниципальных методических служб Челябинской области (2006;2009 г. г.) — докладов на Ученых советах и методологических семинарах, организации и проведения курсов повышения квалификации руководителей и методистов муниципальных методических служб в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образованиявнедрения результатов исследования в практическую деятельность муниципальных методических служб.
Выводы по второй главе.
1. Целью опытно-экспериментальной работы являлась проверка эффективности функционирования разработанной модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб (ММС) и подтверждение того, что теоретически выявленный комплекс педагогических условий влияет на эффективность функционирования разработанной модели.
2. В качестве основного метода исследования при проведении педагогического эксперимента по определению результативности модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб использовался метод экспертных оценок.
3. Использования метода экспертных оценок позволил выбрать шкалу оценивания и определить показатели по каждому критерию развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб. Для определения и оценивания уровня профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб была выбрана порядковая шкала (шкала рангов), включающая высокий, средний, ниже среднего (базовый) уровни. В качестве показателей по каждому критерию развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб были определены следующие: по критерию «Готовность к профессионально-личностному развитию, отношение к проявлению компетентности»:
1) Постоянное стремление к профессиональному саморазвитию в качестве руководителя муниципальной методической службы.
2) Готовность применять полученные знания и умения в практической деятельности в качестве руководителя муниципальной методической службы.
3) Ценностные профессиональные ориентации, характеризующие отношение к процессу, содержанию и результату деятельности в качестве руководителя муниципальной методической службы. по критерию «владение знанием содержания компетентности»:
1) Знание и понимание специфики деятельности руководителя муниципальной методической службы в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование».
2) Система знаний об управлении как ведущей деятельности руководителя муниципальной методической службы.
3) Знания современных подходов и достижений в теории и практике по вопросам организации и управления методической работой. по критерию «Опыт проявления компетентности в профессиональной деятельности»:
1) Умение осуществлять аналитическую деятельность по различным аспектам управления методической работой на муниципальном уровне.
2) Умение разрабатывать и реализовывать целевые программы деятельности (развития) на основе показателей и индикаторов по различным направлениям управления методической работой на муниципальном уровне.
3) Умение проектировать и внедрять организационные структуры и механизмы управления методической работой на муниципальном уровне с учетом принципов управленческого взаимодействия муниципальной методической службы с образовательными учреждениями.
4) Умение осуществлять экспертно-оценочную деятельность по различным аспектам управления методической работой на муниципальном уровне. по критерию «Самооценка процесса и результата проявления компетентности»:
1) Рефлексия и оценка своей деятельности в качестве руководителя муниципальнойметодической/ службы, т. е. отношение к себе как профессионалу на основе профессиональных ценностей.
2), Корректировка своей деятельности на основе рефлексии.
4. Результаты констатирующего этапа эксперимента, показали, что у руководителей: муниципальных методических службв основном, уровень, развития профессиональнойкомпетентности соответствуетниже среднего (базовому) и среднему, высокий. уровень характерен для минимального количестваруководителей. муниципальных методических служб. Причем характерной особенностьюполученныхрезультатов констатирующего этапа эксперимента стало то, что данные соответствующие экспериментальной группе. и контрольной практически-одинаковые. • : —.. ¦ ¦.. ." .
5. Формирующий этаппедагогическогоэксперимента проходил в естественныхусловиях на базе Государственного образовательного учреждения дополнительного-, профессионального, .образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (Г'ОУ ДПО ЧИППКРО), муниципальныхметодических служб 'Челябинской области. Он был направлен на реализацию комплекса педагогических условий эффективного функционирования модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб. В ходе исследована была реализована образовательная программаповышения квалификации руководителей муниципальных методических: служб «Управление методической работойМетодическое: сопровождение вовлечения участников приоритетного национального проекта „Образование“ в решение актуальных вопросов образовательнойполитики». Были определены приоритетные направления взаимодействия ГОУ ДПО ЧИППКРО с муниципальными методическим службами, основой которого стала диссеминация как деятельностная форма организации развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб. С целью создания конкурентной среды был разработан мониторинг результативности деятельности муниципальных методических служб, включающего единую систему показателей и индикаторов, а также единых форм сбора и представления информации, причем с учетом уровня информационных потоков (образовательные учреждениямуниципальная методическая службамуниципальная методическая служба — учреждение дополнительного профессионального образования).
6. По итогам формирующего этапа эксперимента установлена положительная зависимость развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб от совокупности выявленных и теоретически обоснованных организационно-педагогических условий, что подтвердилось данными о положительной динамике в экспериментальной группе по каждому критерию и достоверностью различий, которая равна 95%.
7. Формирующий этап эксперимента показал, что развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб успешно осуществляется в рамках созданной модели, которая реализуется в условиях всего комплекса педагогических условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Изучение современного состояния и тенденций функционирования и развития муниципальных методических служб, анализ нормативно-правовой базы, инструктивно-методических материалов и психолого-педагогической литературы, а также проведенное нами исследование показали, что необходимость развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб обусловлена изменениями, происходящими в системе российского образования и направленными на социально-экономическое развитие страны. В ходе исследования была изучена и выявлена разработанность проблемы развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в системе дополнительного профессионального образования. Данная проблема является одной из актуальных в научно-педагогической теории и образовательной, практики, что определяетсяповысившимися требованиями к уровню профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в период модернизации российского образования.
Разрешение данной проблемы было проведено нами путем разработки, обоснования и внедрения модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, выявления и проверки комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования, а также разработки технологии развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб, позволяющей эффективно осуществлять управление методической работой на муниципальном уровне.
Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать выводы. 1. Профессиональная компетентность руководителей муниципальных методических служб является интегративной характеристикой, которая определяется совокупностью личностных и профессионально-педагогических качеств, состоящей из теоретических знаний и практических умений и навыков, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность по управлению методической работой в муниципальной образовательной системе. Критериями профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб являются «готовность к профессионально-личностному развитию, отношение к проявлению компетентности», который соответствует мотивационно-ценностному аспекту деятельности- «владение знанием содержания компетентности» (когнитивный аспект) — «опыт проявления компетентности в профессиональной деятельности» (деятельностный аспект) — «самооценка процесса и результата проявления компетентности» (рефлексивный аспект).
2. Развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб определяется как процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих направленность достижений в области управления методической работой на муниципальном уровне.
3. Успешное развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб может осуществляться в рамках специально разработанной модели. В качестве методологических оснований проектирования модели были выбраны системный, компетентностный, андрагогический, акмеологический подходы. Основная сущностная особенность модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в системе дополнительного профессионального образования заключается в непрерывном, целенаправленном и спланированном взаимодействии регионального учреждения дополнительного профессионального образования и муниципальных методических служб, которое осуществляется на принципах управленческого взаимодействия и принципах обучения в системе повышения квалификации. В качестве основных структурных компонентов модели рассматриваются целевой, содержательный, процессуальный, результативный компоненты.
4. К комплексу педагогических условий эффективного функционирования модели развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб относятся: обеспечение единства теоретических и прикладных аспектов управления методической работой на муниципальном уровне и отражение их в образовательной программе повышения квалификации руководителей муниципальных методических службосуществление тесного взаимодействия регионального учреждения дополнительного профессионального образования и муниципальных методических, служб по обеспечению непрерывной диссеминации результатов инновационной деятельности субъектов образованияосуществление мониторинга результативности деятельности муниципальных методических служб на основе показателей и индикаторов, способствующего формированию конкурентной среды в региональной образовательной системе.
5. Разработанная технологии развития профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб позволяет успешно осуществлять управление методической работой на муниципальном уровне.
6. Применение метода экспертных оценок позволило зафиксировать качественные изменения в развитии профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в экспериментальной группе, где был реализован комплекс педагогических условий в полном объеме.
Проведенный анализ полученных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, задачи научного исследования решены, цель достигнута.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование показало значимость внедрения полученных нами результатов. В тоже время обозначились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшее исследование по проблеме может быть осуществлено в следующих направлениях: совершенствование модели на основе иных методологических подходахразработка различных форм повышения квалификации руководителей муниципальных методических служб на основе технологий дистанционного обученияконкретизация организационно-деятельностных форм управления методической работой на муниципальном уровнесовершенствование мониторинга результативности деятельности муниципальных методических служб на основе ИКТ-технологий.