Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Ролевые игры как средство повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И здесь понятие мотивации выходит на первый план. Конечно, проблема мотивированности в обучении возникает по каждому предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка. Все дело в особой специфике предмета, требующей от учащегося наличия определенной базы и коммуникативных способностей. Нередко это вызывает у них определенные сложности и мотивированность исчезает. Поэтому… Читать ещё >

Ролевые игры как средство повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема мотивации учащихся при изучении иностранного языка

Долгое время считалось, что для успешного изучения иностранного требуются только усидчивость и прилежание. Однако в процессе исследования этого вопроса были выявлены еще два фактора, без наличия которых овладеть иностранным языком оказывается проблематично даже для самых ответственных и исполнительных учащихся. Первый из них — мотивация, второй — правильно подобранная методика. «Мотивация имеет первостепенное значение. Даже если язык нужен для работы, это далеко не всегда является залогом успеха, скорее это лишь повод для того, чтобы прийти на курсы или поступить в вуз. Настоящая мотивация должна представлять собой мощный движущий фактор, буквально толкающий человека на подвиги. Так, одним из примеров классической и очень действенной мотивации для изучения иностранного является желание говорить на одном языке с любимым человеком. Обычно люди, изучающие язык с такой целью, показывают великолепные результаты», — поясняет Светлана Воронина [Воронина 1999, с. 38]. В качестве мотивации могут выступать самые разные потребности, идущие изнутри человека, это может быть и желание уехать за границу, и цель зарабатывать больше денег, и стремление быть образованным человеком. Чем сильнее мотивация, тем успешнее учащийся изучает язык и тем больше удовлетворения он получает от собственных успехов. «Мотивация должна идти изнутри. У человека должно быть сильное желание овладеть иностранным языком. При этом важно понять, что мотивацию невозможно получить извне. Она либо есть внутри, либо ее нет вообще. Это очень сложный вопрос, порой требующий серьезной работы. Нередко мотивацией может стать и само общение слушателей с преподавателями — носителями языка, поскольку это является очень сильным стимулом», — рассказывает Филипп Джил [Джилл Ф.1997,c.69−75]. Нередка ситуация, при которой человек очень хочет знать иностранный, прикладывает к этому массу усилий, однако не может добиться значительных результатов только потому, что постоянно пересиливает себя и не получает радость от самого процесса учебы. В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Глобализация означает, что все более возрастает роль личных контактов людей, а, следовательно, — вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка. Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально-экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом — к английскому.

И здесь понятие мотивации выходит на первый план. Конечно, проблема мотивированности в обучении возникает по каждому предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка. Все дело в особой специфике предмета, требующей от учащегося наличия определенной базы и коммуникативных способностей. Нередко это вызывает у них определенные сложности и мотивированность исчезает. Поэтому, рассматривая мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, отметим, что мотивы относятся к субъективному миру человека, определяются его внутренними побуждениями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Человек сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть будет замотивирован.

Попробуем разобраться, что же представляет из себя мотивационная сфера человека и чем она характеризуется при учебной деятельности. Понятие «мотив» ученые трактуют по-разному: одни понимают под мотивом условия существования, другие — морально-политические установки, а Ж. Годфруа — соображение, по которому субъект должен действовать [Годфруа Ж. 1991, c. 214−217]. Так или иначе, большинство сходится во мнении, что мотив — это либо побуждение, либо намерение, либо цель. Поэтому к этому понятию нужно подходить комплексно, учитывая все возможные аспекты.

Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в частности, иностранному языку. Все вместе они составляют так называемую учебную мотивацию. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

  • — особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития)
  • — особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности
  • — организацией педагогического процесса
  • — спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка)

На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить: — мотив достижения — вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д.;

  • — мотив самоутверждения — стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;
  • — мотив идентификации — стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);
  • — мотив аффилиации — стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями-иностранцами;
  • — мотив саморазвития — стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;

Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.

Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К примеру, конструкция «если, я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» — это положительная мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен и меня не отчислят» — отрицательная.

Главным же выводом служит то, что учащимися в основном движут внешние мотивы, при этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не поставили двойку»). Это представляет некое противоречие, поскольку престиж владения иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли и, казалось бы, должно быть больше положительной мотивации. Кроме того, абсолютно ясно, что требуется предприятие действий, направленных на вызов у своих учащихся внутренней мотивации. То есть необходимо создавать такие условия, при которых у них возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), лингвопознавательная (положительное отношение к языку) и инструментальная (положительное отношение к различным видам работы).

Все вышеперечисленные виды и подвиды мотивации являются главными силами побуждения наших обучающихся в изучении иностранного языка. Однако следует помнить, что если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции. Необходимо найти тот оптимум, при котором высокая эффективность соседствует с получением радости от изучения иностранного языка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой