Под конкурентоспособностью организации понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной или превышение прибыльности в краткосрочном периоде по сравнению со среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса. В общем виде конкурентоспособность — это эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.
Другим важнейшим понятием является конкурентный потенциал организации, под которым подразумевается ее потенциальная возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать конкурентоспособность в долгосрочном периоде. Другими словами, этот показатель определяется совокупностью параметров, определяющих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке (удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточно высокий уровень рентабельности) в перспективе.
Рассматривая проблемы конкурентоспособности турфирм, следует учитывать специфику этой сфере деятельности. Туризм является важной сферой экономики, где услуги играют ведущую роль. Существенным признаком услуг является то, что производство и потребление в данном случае совпадают по времени. В принципе считается, что услуги непередаваемы, не сохраняемы и не транспортируемы.
Основная проблема состоит в разграничении услуг от других материальных ценностей; это объясняется, в частности, различием и разносторонним характером многих услуг, затрудняющими однозначное их деление. Спектр услуг весьма обширен и охватывает все сферы — от торговли и туристского бизнеса до консультирования и профессиональной подготовки.
К главным факторам, определяющим успешную деятельность предприятия обслуживания, относятся:
- 1. высокая квалификация, подготовка сотрудников и их мотивация
- 2. обеспечение постоянного качества работы (надежность, гарантии, соблюдение сроков и прочее)
- 3. имидж предприятия обслуживания, влияющее на выбор клиента, покупающего его услугу.
Рассмотрим основные показатели и методы, используемы при оценке конкурентоспособности фирм.
Выделяют следующие факторы, которые оказывают воздействие на уровень конкуренции и тем самым влияют на конкурентоспособность компаний:
- 1) потенциал рынка;
- 2) легкость доступа;
- 3) вид товара;
- 4) необходимые инвестиции, государственное регулирование;
- 5) однородность рынка;
- 6) структура отрасли или конкурентные позиции фирм;
- 7) степень вовлечения фирм в данную отрасль;
- 8) возможность технологических нововведений;
- 10) экономия на масштабе.