Метод морфологического анализа
Итак, я попробовала показать, что ТРИЗ смело можно относить к здоровьесберегающим технологиям. С его помощью легко формируются правильные умения и навыки, которые помогут детям сохранить здоровье, вести правильный образ жизни и хорошо учиться в школе. Цель метода — вызвать неожиданные ассоциации и таким образом взглянуть на объект с необычайной стороны. Сначала выбирается объект, а затем… Читать ещё >
Метод морфологического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Этот метод создан швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки.
Морфологический анализ заключается в составлении морфологических таблиц, в строках которой записаны признаки одной части системы, в столбцах — другой части.
Я использую данный метод для развития воображения. Все мы знаем, как нелегко сформировать положительную привычку. У детей младшего школьного возраста ведущей деятельностью является игра. Именно в игровой форме легче всего сформировать тот или иной навык. Например, можно создать «салат» из сказок. Создав таблицу, необходимо провести произвольную линию, тем самым мы выбираем героев будущих сказок. По таким таблицам можно составлять любые сказки при этом развивается воображение, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Таблица 1.
Герои сказок. | привычки. | характер | внешний вид. |
Заяц. | Чистит зубы. | Добрый. | Растрепанный. |
Волк. | Не расчесывается. | Злой. | Аккуратный. |
Лиса. | Имеет носовой платок. | Ленивый. | Чистюля. |
Медведь. | Не любит мыться. | Равнодушный. | грязнуля. |
Метод фокальных объектов. Авторами метода являются Ф. Кунце и Ч. Вайтинг.
Цель метода — вызвать неожиданные ассоциации и таким образом взглянуть на объект с необычайной стороны. Сначала выбирается объект, а затем выбираются случайные предметы и вписываются их признаки. Признаки переносятся на первый объект.
Выбираем предмет — лицо ребенка. Берем любые предметы, описываем их признаки, а затем переносим их на главный предмет.
Снег — грязный, белый, мокрый.
Лампочка — светящаяся, круглая, яркая.
Рыба — речная, большая, чешуйчатая.
Лицо — грязное, круглое, чешуйчатое. Придумываем сказку про Грязнульку.
Метод синтетики (объединение разнородных предметов) Автор синтетики — У.Гордон.
По сути — это усовершенствованный мозговой штурм.
1. Ассоциация «Брошенный камень».
Цель: развивать воображение, речь, формирование способности к созданию образа на основе ассоциаций.
Инструкция: вы, конечно, видели, что от камня брошенного в воду, расходятся круги. А если я брошу не камень, а слово? Вы сразу представите себе что-то связанное с этим словом, не правда ли? Попробуем поиграть в такую игру: я назову слово, «брошу» его, а вы назовете те слова, которые первыми придут вам на ум.
Зубы — щетка, паста, вода.
Лицо — полотенце, мыло, водичка.
- — Придумайте сказку на валеологическую тему.
- 2. Личная эмпатия.
Ребенок «превращается» в какой-либо предмет и рассказывает от имени этого предмета.
- -Я — зонтик…
- -Я — дерево…
- -Я — позвоночник…
- — Я — зуб…
Личная эмпатия «Встреча».
Цель: развивать воображение, речь, формировать умение вести диалог. Инструкция: Представьте себе, что встретились двое и разговорились. О чем они могут говорить? Представьте себе встречу:
- — микроб и мыло
- — зарядка и лень
- — волосы и расческа
- 3. Символическая аналогия
На занятиях уроках я часто использую символическую аналогию. Этот прием очень удобен при проведении физминуток.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, и как серый волкволчишка.
Итак, я попробовала показать, что ТРИЗ смело можно относить к здоровьесберегающим технологиям. С его помощью легко формируются правильные умения и навыки, которые помогут детям сохранить здоровье, вести правильный образ жизни и хорошо учиться в школе.
Здоровье школьника во многом зависит от жизненных позиций и усилий педагога, способного активно регулировать состояние участников педагогического процесса, на основе учета индивидуальных и половозрастных особенностей организма учащихся, реализовывать программы формирования и развития здоровья в условиях образовательной системы.
Таким образом, одной из составляющих создания здоровьесберегающей технологии обучения является уровень валеологической культуры и профессионализма учителя, который включает знание индивидуальных, половозрастных, генетических, физиологических и психологических возможностей систем организма школьника, знание методов и средств создания здоровье сберегающего пространства с сохранением психофизиологического статуса учащихся, укрепления их здоровья, умения организовать здоровье сберегающую предметно-пространственную среду.
здоровье заболевание изобретательский обучение.