Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации — одно из основных средств, формирующих личность ребёнка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребёнка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
Проектирование современной предметно-пространственной развивающей среды ДОО как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям дошкольников и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства, отвечает гуманистическим позициям образования. В связи с ведением ФГОС дошкольного образования вопрос создания предметно-развивающей среды ДОО сегодня особенно актуален.
Развитие образования — неотъемлемая часть стратегии общенационального развития — начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, на детей от двух месяцев до 8 лет. Динамичные изменения дошкольного образования продиктованы самой жизнью. В этом контексте актуальным является достижение целей, указанных в ФГОС: образование дошкольный социальный личность.
- · Повышение социального статуса дошкольного образования;
- · Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- · Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;
- · Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Перед педагогом стоит задача создания для ребёнка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:
- · Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- · Характер взаимодействия со взрослыми;
- · Характер взаимодействия с другими детьми;
- · Система отношений ребёнка к миру, другим людям, себе самому;
Согласно стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:
- · Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- · Обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- · Способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
- · Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- · Обеспечить открытость дошкольного образования;
- · Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. [3]