Условия и этапы проведения констатирующего эксперимента
Экспериментальное изучение развития коммуникативной способности проводилось у детей старшего дошкольного возраста, второго года обучения, воспитывающихся в детском саду компенсирующего вида № 2377. В эксперименте участвовало десять детей с нарушением интеллекта, которые и составили экспериментальную группу. А также в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад № 992 в количестве 8 человек, которые составили сравнительную группу.
В ходе экспериментальной части на констатирующем этапе предполагалось осуществить у испытуемых диагностику всех составляющих коммуникативного процесса, а именно:
- — умение передавать информацию;
- — умение воспринимать и понимать другого;
- — умение вырабатывать единую линию поведения в деятельности.
Приведем список испытуемых детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта и нормально развивающихся:
Таблица 1.
Сравнительная группа нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста
|
№ п/п. | Имя ребенка. | Дата рождения. | |
1. | Денис Щ. | 18. 03. 2011 г. | |
2. | Крикун А. | 10. 10. 2011 г. | |
3. | Гриша М. | 14. 06. 2011 г. | |
4. | Даша С. | 04. 09. 2012 г. | |
5. | Саша Д. | 23. 11. 2011 г. | |
6. | Таня М. | 08. 01. 2012 г. | |
7. | Кристина К. | 11. 12. 2011 г. | |
8. | Дима Г. | 07. 02. 2011 г. | |
Таблица 2.
Экспериментальная группа детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
|
№ п/п. | Имя ребенка. | Дата рождения. | Диагноз ребенка. | |
1. | Антон Д. | 17. 04. 2011 г. | Легкая степень умственной отсталости. | |
2. | Анна С. | 27. 05. 2011 г. | Легкая степень умственной отсталости. | | |
3. | Настя Р. | 03. 07. 2011 г. | Легкая степень умственной отсталости. | | |
4. | Диляра А. | 20. 12. 2011 г. | Легкая степень умственной отсталости. | | |
5. | Степа Н. | 12. 08. 2011 г. | Легкая степень умственной отсталости. | | |
6. | Максим П. | 09. 03. 2011 г. | Легкая степень умственной отсталости. | | |
7. | Саша В. | 24. 11. 2010 г. | Легкая степень умственной отсталости. | | |
8. | Гоша П. | 15. 02. 2011 г. | Легкая степень умственной отсталости. | |
9. | Марина Н. | 02. 10. 2011 г. | Легкая степень умственной отсталости. | | |
10. | Наташа М. | 14. 12. 2011 г. | Легкая степень умственной отсталости. | | |
Далее перейдем к описанию диагностики всех составляющих коммуникативного процесса.