Активные техники обучения, используемые в тренингах
Дискуссии в тренинге могут использоваться для диагностики индивидуальных особенностей участников, типов группового взаимодействия; для выработки общего, единого мнения по проблеме; для тренировки навыка обсуждения, проблемного общения, лидерства в диалоге; для включения в тему и прояснения наиболее актуальных для группы вопросов в пей; для постановки задачи тренинга. Например, в тренинге… Читать ещё >
Активные техники обучения, используемые в тренингах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вы заметили, что для тренинга очень важна обстановка и рефлексия, однако основная часть заключается в приобретении, демонстрации и применении способов решения определенной задачи. Для этого применяются определенные техники (или подтехнологии), которые вы изучали ранее. Рассмотрим их, с точки зрения их места и роли в тренинге.
Дискуссии в тренинге могут использоваться для диагностики индивидуальных особенностей участников, типов группового взаимодействия; для выработки общего, единого мнения по проблеме; для тренировки навыка обсуждения, проблемного общения, лидерства в диалоге; для включения в тему и прояснения наиболее актуальных для группы вопросов в пей; для постановки задачи тренинга. Например, в тренинге по разрешению конфликтов можно обсудить с участниками вопрос, считают ли они, что нужно избегать выяснения отношений и почему. Так мы повысим уровень мотивации к тренингу, выявим позиции участников и, частично, их уровень владения теоретическим материалом, но данному вопросу.
Мозговой штурм во время тренинга позволяет быстро собрать мысли всех участников группы по заданной проблеме, чтобы использовать собранную информацию в ходе тренинга в дальнейшем или сразу найти наиболее верные решения. Он способствует эмоциональному подъему группы, ее мобилизации, повышает уровень мотивации, а также помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы по выдвигаемой проблеме. Одновременно он помогает в определенной мере снять напряжение участников, способствует их эмоциональной разгрузке. Метод позволяет демократически и ненавязчиво обсуждать многие проблемы, а главное, он способствует развитию творческого и критического мышления у участников. Например, в том же тренинге по разрешению конфликта в качестве мотивации или, наоборот, поиска выхода можно попросить предложить как можно больше самых фантастических вариантов разрешения ситуации.
Кейс позволяет рассматривать с различных сторон актуальные проблемы, приближает ситуацию урока к реальности, интенсифицирует групповую работу, снимает напряжение, дает возможность вводить и обрабатывать в процессе тренинга новую информацию, минимизирует риски обсуждения острых вопросов, так как обращен к анализу «чужих» материалов. Метод обычно используется как основная часть тренинга. В частности, можно прибегать к анализу современных острых конфликтов, о которых поступает противоречивая информация, можно рассмотреть се с позиции всех участников, через отражение в разных СМИ и т. д.
Однако наиболее распространенным и эффективным компонентом тренинга является имитационная игра, включающая в себя учебно-ролевую и деловую. Ролевая игра в контексте тренинга — это форма организации группового взаимодействия, основанная на распределении ролевых позиций между участниками группы в рамках заданного сюжета. В структуру ролевой игры обязательно входят роль, ситуация и сюжет. В ней в любом случае должен быть намечен конфликт, лежащий в основе сюжета, и определена игровая задача, однако исполнение роли является открытым (инсценировка — это не ролевая игра). Разыгрывая роли, учащиеся получают возможность понять и примерить на себя позиции других людей, познакомиться с новыми способами поведения, приобрести жизненный опыт. Например, в имитационной игре «Прием на работу» или «Выборы».
В ходе игры учитель тщательно за ней следит. Может ее скрыто направлять, фиксирует важные моменты. Полезно вводить роль эксперта, который тоже будет этим специально заниматься. Когда игровое действие завершено, должно произойти обсуждение, возможность высказаться в котором должна быть дана и зрителям. Далее эксперт с помощью учителя должен сформулировать основные проблемы, с которыми сталкивались персонажи игры. Затем следует обсудить решения, которые предложили персонажи разыгранного сюжета, и иные способы решения, которые предлагают зрители. Завершить обсуждение следует идеями о том, как новое знание могли бы применить школьники сейчас или в будущем.
Основное отличие деловой игры от ролевой заключается в том, что в любой деловой игре имеется определенный сценарий, в котором заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения. Например, в решении задач по распределению денег семейного бюджета. Решения в деловой игре принимаются от своего лица. Например, в деловой игре «Перспективы выпускника школы».
Подумайте!
Почему «урок-суд» не может являться тренингом?