Мартин Лютер-реформатор образования
Перед нами немецкий осветитель предстает как гениальная творческая личность, воплотившая единство природы и народа, натуры и культуры. Решительный, настойчивый, смелый педагог-организатор, Лютер был человеком целеустремленным, эмоциональным, но не терял выдержки и самообладания. Он уважал права и свободы педагога и воспитанника, потому его личность особенно нужна при оказании сопротивления… Читать ещё >
Мартин Лютер-реформатор образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Еще в начале 1524 года Лютер написал сочинение «К советникам всех городов немецкой земли о том, что они должны учреждать и поддерживать школы». Он требовал, чтобы все дети ежедневно посылались в школу на один-два часа; чтобы обучение сочеталось с играми и не было для детей каторгой. Он ратовал за организацию библиотек, где каждый мог бы найти немецкое Евангелие, а также полный текст Писания на древнееврейском, греческом и латинском языках. Библиотеки должны содержать также книги о «семи свободных искусствах», праве, медицине и (это Лютер особенно подчеркивает) об истории. [3].
Перед нами немецкий осветитель предстает как гениальная творческая личность, воплотившая единство природы и народа, натуры и культуры. Решительный, настойчивый, смелый педагог-организатор, Лютер был человеком целеустремленным, эмоциональным, но не терял выдержки и самообладания. Он уважал права и свободы педагога и воспитанника, потому его личность особенно нужна при оказании сопротивления дегуманизации социальных институтов.
Интерес Лютера к детям как воспитателям родителей и учителей обусловлен их природным гуманизмом и чистотой, оптимизмом и честностью; ребенок — существо, постоянно задающее вопросы, потому обучению следует придать проблемный эвристический характер, а поскольку ему присуща естественная любознательность, то обучение должно стимулировать его познавательный интерес. Живые беседы Лютера с народом, дискуссии с коллегами и чиновниками, проблемные статьи свидетельствуют об открытой любви реформатора к народу, особенно к детям. Его подход к семейному воспитанию характеризуется признанием строгости родителей по отношению к детям, покорности последних воле родителей, чтобы идущая от сердца любовь к детям не затмевала разум и не приносила вреда детям. Ложная природная любовь не должна предпочитать тело душе дитяти. Однако строгости опасны, поскольку могут сделать ребенка пугливым, поэтому «рядом с розгой следует показывать и яблоко, со строгостью — любовь, чтобы ребенок знал, что родители его любят и наказывают только для того, чтобы сделать из него хорошего человека». Лютер часто повторял: Je lieber das Kind, je scharfer die Rute (Чем любимее ребенок, тем хлеще розги); Wer sein Kind lieb hat, zuchtigt es (Кто любит своего ребенка, тот его наказывает). Идея Лютера заключается в том, чтобы ученики понимали, за что их бьют, чтобы они знали, что разрешено, а что запрещено. [6].
В 1530 году реформатор вновь обратился к теме народного образования и опубликовал «Проповедь о том, что детей нужно направлять в школы». Это было время, когда Лютер уже разошелся с гуманизмом, и его сочинение не содержало прежних похвал по адресу «свободных искусств», правоведения и истории. Но одновременно он, как никогда категорично, настаивал на непременном обучении всех немецких детей чтению и письму. [3].