Психолого-педагогические основы группового обучения
Групповая работа на уроке — форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Однако между групповой формой обучения и групповым способом обучения существует различие. Форма обучения образуется видом общения. А организационные формы обучения, в свою очередь… Читать ещё >
Психолого-педагогические основы группового обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие группового метода обучения, история его возникновения
Эффективность учебного процесса зависит от тех форм обучения, которые выбирает учитель. Формы обучения соответствуют конкретным требованиям общества в определенный момент, они должны соответствовать реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны разнообразные формы организации обучения. На данный момент в методике можно выделить 3 формы обучения: индивидуальную, фронтальную и групповую, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, а при разумном их сочетании достигаются высокие показатели эффективности обучения.
В.И. Дьяченко указывает что, групповой способ обучения возник в 15−16 вв., когда появились противоречия в системе индивидуального способа обучения, который не соответствовал требованиям зарождающегося буржуазного общества. Индивидуальный способ обучения потерял свою эффективность в связи с ростом групп. Так же он отмечает, что групповая форма организации обучения произвела переворот во всем учебно-воспитательном процессе, она стала системообразующим компонентом. Однако следует отличать групповую форму обучения от группового способа обучения. Групповая форма организации обучения — это часть группового способа обучения, наряду с индивидуальной и фронтальной работой, которые вместе составляют целостное единство [Дьяченко, 1991:102].
Форму обучения в 16 В. П. И. Пидкасистый называет индивидуально-групповой, в конце 16−17 вв. возникает коллективная форма обучения, т. е. классно-урочная система, которая в той или иной степени включает в себя индивидуальную и групповую работу. Однако классно-урочная система имеет свои недостатки, в связи с этим в истории педагогики встречаются различные попытки разнообразить ее. Так Ллойд Трамп пытался совместить коллективную форму обучения с групповой, а в начале двадцатого века ученые США Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон занимаются разработкой технологии обучения в сотрудничестве в малых группах, развитее этой технологии продолжила Е. С Полат [http://www.gmcit.murmansk.ru/].
На данный момент форма организации обучения приобретает все большую значимость в поиске путей повышения эффективности работы учащихся. Современное общество ставит все более высокие требования к выпускникам школы. В связи с этим, в последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Для развития требуемых сегодня навыков и умений учащихся многие методисты обращают большее внимание на групповую форму работы. Она гармонично вписывается в классно-урочную систему и дополняет ее, приспосабливая к современным требованиям, исправляя ее некоторые недостатки [Дьяченко, 1991:104].
Педагогический словарь дает следующее определение групповому обучению и групповой форме работы:
Групповое обучение — вид обучения, организованный группой обучающихся, избравших и (или) совместно создавших одну программу обучения [Воронин, 2006:21].
Групповая работа на уроке — форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.
Е.И. Пассов дает следующее определение: «Группа — это определенное количество учащихся — 3−5человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру» [Пассов, 1998:153].
Л.В. Гикал в своей статье «Групповая работа как эффективная форма организации урока» определяет групповую форму работы как «форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания».
Во всех вышеуказанных определениях говорится о том, что создаются небольшие группы учащихся, объединенные для выполнения общего задания.
Однако между групповой формой обучения и групповым способом обучения существует различие. Форма обучения образуется видом общения. А организационные формы обучения, в свою очередь, определяют способ обучения.