Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Понятие литературного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тетралогию Ф. Абрамова критика называет «эпосом народной жизни». И такое определение вполне справедливо. Уже в первом романе «Братья и сестры» автор дает панорамное изображение народной трагедии, тех бед и страданий, «сражений за хлеб, за жизнь», которые вели полуголодные бабы, старики и подростки в военное лихолетье. Поэтому неудивительно, что на страницах романа так много людского горя… Читать ещё >

Понятие литературного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Литературный процесс оттепели, условное название периода литературы Советского Союза 1950;хначала 1960;х. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», смягчение цензурных и идеологических ограничений — эти события определили перемены, отраженные в творчестве писателей и поэтов оттепели.

Деревемнская промза — направление в русской литературе 1950—1980;х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни деревенская проза представлена в русской литературе XX века именами таких мастеров слова, как Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, Б. Можаев, В. Распутин, Е. Носов. Каждый из них привнес что-то свое в русскую литературу. Но я хочу остановиться на творчестве Ф. Абрамова. Мне кажется, что он более иных является тем автором, который считает русскую деревню центром «национального космоса», узлом множества жизненно важных и неразрешимых до сей поры проблем. Особенно ярко это видно на примере тетралогии Ф. Абрамова «Пряслины». Автор вводит в русскую литературу целый мир, в котором переплетаются разные судьбы и художественные характеры. В тетралогию входят романы «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «пути-перепутья», «Дом», в которых повествуется о тридцатилетней судьбе крестьянства русского Севера.

Тетралогию Ф. Абрамова критика называет «эпосом народной жизни». И такое определение вполне справедливо. Уже в первом романе «Братья и сестры» автор дает панорамное изображение народной трагедии, тех бед и страданий, «сражений за хлеб, за жизнь», которые вели полуголодные бабы, старики и подростки в военное лихолетье. Поэтому неудивительно, что на страницах романа так много людского горя. Но мужества, выносливости, душевной щедрости и бескорыстия в нем все-таки больше. В романе «Пути-перепутья» писатель задает извечные вопросы деревенской жизни, которые не решены и по сей день. Почему в деревне — истинной кормилице государства российского — царят нищета и бесхозяйственность? Почему крестьянин-хлебороб, кормящий страну, сам остается без хлеба и молока? Кто подлинный хозяин в стране? Герои (Подрезов, Зарудный, Лукашин и Анфиса) до хрипоты спорят о способах ведения хозяйства, об отношении к народу и человеку, о безнравственной эксплуатации народного энтузиазма, о причинах бедственного положения в стране, о войне и ее последствиях, о пагубности «выполнения плана любой ценой», о трагедии слепого фанатизма. Подрезов — фигура, несомненно, трагическая. Он не утратил своих корней, своей связи с простым крестьянином, он не пользуется привилегиями, живет аскетично и просто, как трудовой человек. Его беда — в беспрекословном подчинении власти, слепой вере в Сталина и социалистическую идею. В своем районе он — смелый, инициативный и даже самокритичный хозяин. Но ему и в голову не приходит отстаивать свою правоту перед Москвой. Он готов любой ценой выполнить план, «выгребать из деревни все, до зернышка».

И требование Зарудного подумать о людях, создать для них нормальные жизненные условия Подрезов воспринимает как крамольное. Много горечи, досады, разочарования, глухой невысказанной тревоги и усталости в последнем романе тетралогии «Дом». В нем речь идет о судьбах деревни в 70-е годы. Как бы мы ни понимали образ «дома» (дом души, дом семьи, пекашинский дом), все равно нет ни покоя, ни лада, ни удовлетворенности. Народ не беден, не голодает, но и радости особой у него нет. Из его жизни исчезла объединяющая всех и вдохновляющая идея, обесценились нравственные ценности, забыты вековые устои. В подобной обстановке горько жить Михаилу Пряспину, о судьбе которого автор рассказывает в романах тетралогии. В тяжелые времена он не искал, где работа полегче, где больше заплатят. Труд и земля были для пего главными ценностями. В своей жизни он твердо усвоил те строгие и простые моральные заповеди, которые царили в крестьянской среде и передавались из поколения и поколение, — работать не покладая рук, держать дом в чистоте и достатке, воспитывать детей честными людьми. И этот нравственный стержень помогал ему выстоять даже в самые тяжелые времена. Что же случилось с Михаилом, когда все трудности, казалось бы, уже преодолены, когда выстроен дом, выращены дети? Почему растет в его душе горечь? Да потому, что накапливаются потери: уходят хорошие, много испытавшие люди, зарастают поля и луга, слабеют узы родства, и даже рвение к работе, хваленое пряслинское трудолюбие становятся чуть ли не в тягость односельчанам.

На примере Михаила Пряслина мы видим, что человек сегодняшней деревни оказался на распутье. Разрушен вековой жизненный уклад, крестьянин отлучен от земли — первоосновы народной жизни. Драматичность нашего времени — в запустении деревень, в «засорении» крестьянских душ, нарушении гармонии между человеком-землепашцем и властью. Где взять силы, не только физические, но и духовные, чтобы не сломаться, чтобы жить и выращивать хлеб? Где найти те ключевые родники, в которых можно омыть и очистить замутненную душу? Эти вопросы остаются пока без ответа. Но я верю, что придет время, когда наша деревня возродится, и люди, живущие в ней, будут счастливы и свободны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой