Лекция 6. РАННЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИОНИЙСКАЯ ФЮСИКА (НАТУРФИЛОСОФИЯ). МИЛЕТЦЫ И ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ
Этот процесс начинается в конце архаической эпохи на рубеже VII—VI вв. до и. э. и совпадает с завершением перехода от микенской дворцовой цивилизации к полисной цивилизации. 1] См.: Андреев Ю. В. Греция в архаический период и создание классического греческого полиса // История древнего мира: Расцвет древних обществ. М., 1982. С. 70−94. 5] См.: Чайковский Ю. В. Основатели Милетской школы // Диалог… Читать ещё >
Лекция 6. РАННЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИОНИЙСКАЯ ФЮСИКА (НАТУРФИЛОСОФИЯ). МИЛЕТЦЫ И ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Становление древнегреческой философии.
Этот процесс начинается в конце архаической эпохи на рубеже VII—VI вв. до и. э. и совпадает с завершением перехода от микенской дворцовой цивилизации к полисной цивилизации[1].
Полис (яоХк;) — это город с прилегающей к нему сельской местностью; основная форма социально-экономической, правовой и политической организации населения древней Греции. Полис складывается при утрате влияния родовой знати (евпатрйдов; букв. — «[потомков] хороших (еи) отцов (тостере?)») и возрастании роли народа (демоса). Таким образом, полис представлял собой общину граждан, свободных людей, занятых в земледелии и ремесле, торговле и промышленности, которая руководствовалась принципами равноправия (исономйи; too? — равный, vopio? — закон) граждан и власти народа (демократии; Srjpio? — народ, зсросто? — власть).
Роль полиса в жизни греков была чрезвычайно велика. Во-первых, вместе с ним[2] возникает в полном смысле слова общество, общественная жизнь. Об этом свидетельствует роль центральной городской площади (агора) — места ежедневного общения людей и народных собраний, а также театра[3]. Во-вторых, определенная свобода граждан, особенно при равноправии и демократическом государственном устройстве, весьма способствовала динамичности общественной жизни в полисе, что выразилось в проникновении состязательности (агдн) во все стороны жизни граждан, как социально-экономической, так и духовной: это и тяжбы в суде, и политическая борьба, и спортивные соревнования, и литературное соперничество[4]. Атон, несомненно, содействовал развитию критического мышления, свободы мнений, что, как мы увидим, было немаловажно для становления философии.
В это же время формирования полиса греки приобретают такой важный инструмент культуры, как алфавитная письменность (заимствована у финикийцев; в крито-микенскую эпоху греки пользовались слоговым письмом), создавшая новую технологию передачи информации, сохранения государственно-правовых документов, литературных произведений, научных знаний и, тем самым, в частности, фиксации и распространения (при расширении грамотности населения) мировоззренческих, философских идей. То, что раньше было исключительно устным поэтическим словом (эпосом) и делом рапсодов — исполнителей песен (эпических стихотворений) — од, стало теперь новым прозаическим письменным словом (логосом) и делом писателей, летописцев и историков, названных соответственно логографами, то есть «пишущими слова (прозой)». В таких вот условиях началось становление греческой философии.
Среди греческих полисов VII—VI вв. наиболее развитыми были города Восточного Средиземноморья, основанные греками ионийского племени на западном побережье Малой Азии и прилегающих к нему островах. Самым значительным из этих городов так называемого Двенадцатиградия был Милет. В Милете прежде всего, а затем и в других городах Ионии появились первые греческие философы. Таким образом, раздел о становлении греческой философии мы начнем с родоначальников ионийской натурфилософии.
Греческая философия стала складываться как натурфилософия, то есть в виде одного из основных разделов философии вплоть до настоящего времени — в виде учения (слова) о природе, фюсиологйи (фиск? — природа). Основателями ионийской натурфилософии были милетские философы VII—VI вв. до н. э. Фалес (правильнее — Тхалёс — (c)ocXfis) (-625−547 гг. до н. э.), Анаксимандр (греч. Анаксимандр) (-610−540 гг. до н. э.) и Анаксимен (2-я пол. VI в. до н. э.). Их сочинения не сохранились; имеются только свидетельства об их воззрениях (так называемая доксография; 86? a — мнение). Ю. В. Чайковский, опираясь на доксографов (Теофраста в частности) указывает, что воззрения милетцев основывались на преднаучной традиции, имевшей место в Греции VIII—VII вв., и формировались в рамках греческого преднаучного сообщества[5].
- [1] См.: Андреев Ю. В. Греция в архаический период и создание классического греческого полиса // История древнего мира: Расцвет древних обществ. М., 1982. С. 70−94.
- [2] Мы говорим и пишем так, хотя греч. слово г) яоХк; - женского рода.
- [3] См.: ВернанЖ.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 65−67.
- [4] А См.: Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв.дон. э. Л., 1985. С. 75−170.
- [5] См.: Чайковский Ю. В. Основатели Милетской школы // Диалог со временем: альманах. № 2. М., 2000. С. 161−181.