Введение.
Формы работы с семьей в детском саду
Организация образовательной среды при четком взаимодействии детского сада и семьи является своеобразным моделированием микросоциума. В этом случае совместная деятельность воспитателей, психологов, социальных педагогов и других специалистов с семьей выступает важнейшим фактором создания эффективной образовательной среды. Процесс организации образовательного пространства ребенка дошкольного… Читать ещё >
Введение. Формы работы с семьей в детском саду (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие национальной системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода на качественно новые содержание и технологии образовательного процесса, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действий по развитию личности ребенка, формированию общего образовательного пространства.
Организация образовательной среды при четком взаимодействии детского сада и семьи является своеобразным моделированием микросоциума. В этом случае совместная деятельность воспитателей, психологов, социальных педагогов и других специалистов с семьей выступает важнейшим фактором создания эффективной образовательной среды. Процесс организации образовательного пространства ребенка дошкольного возраста, как отмечает О. В. Артамонова [1], отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Данные ценностные ориентиры обеспечивают развивающий характер среды, которая позволяет обмениваться информацией, опытом воспитания ребенка, вырабатывать общую программу действий, осваивать гуманистические и демократические принципы жизнедеятельности, выражающиеся в той или иной воспитательной позиции родителей и педагогов, их педагогической культуре [1, с. 37].
Воспитатели совместно с другими специалистами выступают в роли организаторов нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья. Работа специалистов с семьей переносится в плоскость культурно-образовательной деятельности, которая содействует развитию самосознания родителей, совершенствует их педагогическую позицию. В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольных учреждений с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное вхождение его в новый социум.
Реформирование системы образования, вызванное социокультурными, политическими и экономическими изменениями, не обошло стороной и ее начальное звено — дошкольное образование. Существенным образом изменилось отношение общества к семье как воспитательному институту. Пропаганда педагогических знаний, всеобуч родителей перешли в более качественную форму работы с микросредой — «открытое» (или партнерское) взаимодействие участников образовательного процесса. Исследования Е. П. Арнаутовой, Д. О. Дзинтере, JI.В. Загик [9], Т. А. Марковой подтверждают переход к «открытому» взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. В связи с этим учеными изучались различные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи, специфика современной семьи, особенности детско-родительских отношений и методы коррекции, определялись наиболее эффективные формы работы.
Цель исследования: изучить новые формы работы с семьей в детском саду.
Объект исследования: работа с семьей.
Предмет исследования: новые формы работы с семьей в детском саду.
Задачи исследования:
- 1. Определить особенности сотрудничества детского сада и семьи;
- 2. Рассмотреть классификацию форм и методов работы с семьей;
- 3. Изучить формы и методы организации работы с семьей в детском саду в современных условиях;
- 4. Провести анкетирование родителей по проблеме сотрудничества детского сада и семьи;
- 5. Разработать систему работы по налаживанию взаимодействия между детским садом и семьей с использованием новых форм работы;
- 6. Определить эффективность разработанной системы работы с семьей.
Гипотеза исследования: мы предположили, что взаимодействие дошкольного учреждения и семьи будет эффективнее, если использовать новые формы работы с семьей (круглый стол, деловая игра, тренинг, дискуссионные качели и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; анкетирование; письменный опрос; наблюдение за общением ребенка с родителями в УДО и семье; беседа.
База исследования: детский сад № 33 г. Могилева.