Матрица консалтинговой компании McKinsey &Со — матрица формата три на три, которая используется для отображения и сравнительного анализа стратегических позиций различных бизнесов компании.
В отличие от матрицы BCG, в матрице McKinsey горизонтальная ось — это интегральная многофакторная оценка конкурентного статуса конкретного бизнеса, а вертикальная ось — интегральное многофакторное измерение привлекательности рынка по данному конкретному бизнесу.
Таб. Матрица McKinsey.
|
Привлекательность отрасли бизнеса или рынка. | Конкурентоспособность бизнеса (конкурентный статус). |
Сильный. | Средний. | Слабый. |
Высокая. | Победитель 1. | Победитель 2. | Промежуточный 1. |
Средняя. | Победитель 3. | Промежуточный 2. | Проигравший 1. |
Низкая. | Промежуточный 3. | Проигравший 2. | Проигравший 3. |
Для позиционирования в матрице McKinsey нужно провести оценку привлекательности рынка. Рекомендуется использовать факторы, приведенные в таблице:
Таб. Факторы привлекательности рынка.
|
Оценка привлекательности рынка. |
Низкая. | Средняя. | Высокая. |
Темпы роста. | Менее 5%. | 5−10%. | Более 10%. |
Длительность ЖЦ | Менее 2 лет. | 2−5 лет. | Более 5 лет. |
Конкуренция. | Структурированная олигополия. | Неструктурированная конкуренция. | Распыленная конкуренция. |
Характеристика товара. | Товар стандартизирован. | Товар слабо дифференцирован. | Товар сильно диверсифицирован. |
Концентрация конкурентов. | Более 2000. | 2000;200. | Менее 200. |
За каждую низкую оценку присваивается 1 балл, за среднюю 2 балла, за высокую 3 балла.
Баллы суммируются: 5−7 балловпривлекательность рынка слабая,.
- 8−12 балловпривлекательность рынка средняя,
- 13−15 балловпривлекательность рынка высокая.
Для оценки конкурентного статуса рекомендуется использовать факторы приведенные в таблице:
Таб. Факторы конткурентоспособности.
|
Оценка конкурентоспособности. |
Слабый. | Средний. | Сильный — лидер |
Издержки. | Выше прямого конкурента. | Равны прямому конкуренту. | Ниже прямого конкурента. |
Отличительные свойства. | Стандартизированный товар | Слабо дифференцированный товар | Уникальный товар |
Метод продаж. | Посредник не контролируется. | Посредник контролируется. | Прямые поставки. |
Степень освоенности технологии. | С трудом освоена. | Частично. | Полностью. |
Имидж (бренд). | Нет. | Растет (бренд среднеузнаваемый). | Высокоузнаваемый бренд. |
Победитель 3. Бизнес-стратегия должна предусматривать: четкое определение наиболее перспективных конкретных сегментов рынка и целевое инвестирование развития бизнеса именно в таких сегментах, а также конкретные мероприятия по сохранению и дальнейшему усилению конкурентного статуса.