Характеристика современной системы обучения персонала
Крупные компании, в первую очередь транснациональные корпорации (такие, как IBM, Microsoft, Лукойл и др.), давно осознали, что в новых условиях развитие и обучение персонала является одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности. В отличие от крупных промышленных компаний, большинство предприятий малого и среднего бизнеса не может позволить себе дорогостоящее обучение, например… Читать ещё >
Характеристика современной системы обучения персонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности разработки системы обучения кадров на малых предприятиях
Крупные компании, в первую очередь транснациональные корпорации (такие, как IBM, Microsoft, Лукойл и др.), давно осознали, что в новых условиях развитие и обучение персонала является одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности. В отличие от крупных промышленных компаний, большинство предприятий малого и среднего бизнеса не может позволить себе дорогостоящее обучение, например в виде создания бизнес-школ или корпоративных университетов, так как подобные расходы зачастую нецелесообразны с экономической точки зрения. В связи с этим встаёт вопрос об эффективной организации системы обучения на малых предприятиях.
В современной России малый бизнес все больше укрепляет свои позиции на рынке и развивается, в связи с этим появляются новые требования к обучению персонала. Газета «Коммерсант» //Малый бизнес в России, Барсуков Ю. 2012 г.
Можно выделить ряд особенностей малых предприятий, определяющих специфику обучения их сотрудников. К позитивным характеристикам малых предприятий относятся:
- 1)возможность привлечения всех сотрудников компании к обучающим мероприятиям;
- 2)возможность использования индивидуального подхода к обучению сотрудников;
- 3)отсутствие административных барьеров, налаженность внутрифирменных коммуникаций;
- 4)возможность непосредственного участия руководителей в организации обучения;
- 5)эффективность обратной связи обучаемых и т. д.
Несмотря на наличие перечисленных выше позитивных характеристик, можно также выделить ряд ограничений возможности обучения сотрудников малых предприятий:
- 1)недостаточная актуализация потребности сотрудников и, в первую очередь, руководителей в обучении;
- 2)фрагментарность обучающих мероприятий, отсутствие системного подхода к обучению сотрудников;
- 3)отсутствие научно-обоснованной методики обучения сотрудников;
- 4)отсутствие стратегического подхода в реализации целей и задач обучения;
- 5)ограниченность финансовых ресурсов;
- 6)ограниченность доступных форм и методов обучения и т. д.
Можно предложить ряд рекомендаций по оптимизации системы обучения в условиях ограниченных ресурсов малого предприятия:
- 1)Применение системного подхода, который характеризуется наличием следующих особенностей:
- 2)прямая зависимость целей обучения персонала от стратегических и тактических целей компании;
- 3)интеграция системы обучения персонала в общую систему управления персоналом компании;
- 4)Введение должности менеджера по обучению персонала — компетентного сотрудника, ответственного за организацию системы обучения в компании.
- 5) Разработка чёткого плана адаптации новичков, который будет включать не только вводный теоретический курс, но и план постепенного увеличения нагрузки нового сотрудника на рабочем месте (метод усложняющихся заданий), а также знакомство новых сотрудников с миссией и основными принципами работы компании.
- 6)Поддержание мотивации сотрудников к обучению (материальное и нематериальное поощрение сотрудников, проходящих обучение).
- 7)Привлечение сотрудников компании, в наибольшей степени владеющих профессиональными знаниями и навыками, к участию в преподавании (с обязательной материальной компенсацией).
- 8)Введение гибкой системы, при которой каждый сотрудник может поделиться успешным опытом выполнения своих профессиональных функций.
- 9)Развитие системы самообразования сотрудников.
- 10)Активное участие руководства компании в обучающих мероприятиях.
- 11)Ежедневное проведение обучающих мероприятий (около 15 минут в день).Особенности управления персоналом малого предприятия, Maкcимцoв М.М. 2012 г., с. 2