Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Самообслуживание. 
Формирование трудовой деятельности у дошкольников с нарушением зрения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При наличии определенных трудовых навыков слепых и слабовидящих детей можно привлечь их к выполнению коллективных поручений (уборка участка природы) Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различным материалов (конструирование, лепка, аппликация) Таким образом, можно определить организационно-педагогические и психологические условия успешного… Читать ещё >

Самообслуживание. Формирование трудовой деятельности у дошкольников с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Самообслуживание — основной вид труда ребенка до 4 лет.

Тифлопедагогами разработана специальная методика обучения самообслуживанию.

Основным методическим приемом формирования навыков самообслуживания является показ выполнения каждого элементарного действия в его последовательности. («Я буду мыть руки. Сначала заверну рукава, потом смочу руки, намылю мылом и т. д.»).

Коррекция трудовых действий осуществляется в процессе режимных моментов. Педагог сначала помогает, сопровождая «помощь» объяснением, позднее все большую самостоятельность обретает ребенок.

Особое значение при обучении имеет согласованность педагогов и родителей по отношению к ребенку со стороны взрослых.

Только многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности при активном участии ребенка достигает успеха.

Целесообразно в целях повышения интереса к самообслуживанию использовать следующие приемы:

  • 1. песочные часы или будильник в качестве стимулятора;
  • 2. организация общения с 6−7 летних детей с 3−4 летними, нуждающихся

С помощью первого приема формируются более быстрые темпы трудовой деятельности, а благодаря общению старшие дети приобретают навыки оказания помощи младшим.

Дальнейшему закреплению и автоматизации трудовых навыков будет способствовать участие детей в хозяйственно-бытовом труде.

Успешнее процесс научения будет протекать при оречевлении плана предстоящей деятельности сначала педагогом, а потом ребенком («Сейчас мы делаем уют в домике попугайчика, поменяем мутную воду и т. д.»).

Для формирования у слепого ребенка чувства долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий интерес положительной, доброжелательной оценкой («хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее накроем столы»).

Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд в природе.

Не все виды труда в природе доступны слепому, а также ребенку с остаточным зрением (прополка, окучивание растений).

Однако есть вполне доступные трудовые процессы для слепых и слабовидящих детей:

  • · посильное участие в перекопке земли, разбивание грядок и клумб, посев крупных семян высадка рассады;
  • · подготовка корма для кормления зимующих птиц;
  • · подкармливание птиц зимой;
  • · уход за комнатными животными;
  • · уход за растениями.

Начинать коррекционно-воспитательную работу по приобщению к труду детей с глубоким нарушением зрения необходимо со знакомства с орудиями труда и объяснения способа действия с ними. Каждый ребенок привлекается к обследованию предметов, с которыми ему предстоит действовать.

В процессе специально организованной коррекционно-воспитательной работы слепые и слабовидящие дети пользуются практическими действиями, как познавательными. При этом они учатся оречевлять не только свои действия, но и действия няни, воспитателя, наблюдая за их трудом и активно помогая им в уходе за растениями.

При наличии определенных трудовых навыков слепых и слабовидящих детей можно привлечь их к выполнению коллективных поручений (уборка участка природы) Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различным материалов (конструирование, лепка, аппликация) Таким образом, можно определить организационно-педагогические и психологические условия успешного формирования у слепого и слабовидящего ребенка положительного отношения к труду и самостоятельности в выполнении трудовых поручений:

  • 1. Создание материальной базы, обеспечивающей психологический комфорт, охотное включение ребенка в контакт со взрослым.
  • 2. Систематическое стимулирование двигательной активности слепого путем постепенного увеличения доли его участия в совместной деятельности.
  • 3. Усиление интеллектуального компонента в работе по представлению к правилу в процессе формирования трудового навыка.
  • 4. Обеспечение необходимых условий, времени, места, атрибутов для деятельности по образцу.
  • 5. Опора на сохранные органы чувства, соблюдение сохранного режима работы.
  • 6. Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений.
  • 7. Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений.
  • 8. Обеспечение ощущений каждым ребенком успеха в социально-мотивированной трудовой деятельности.
  • 9. Предварительное обрабатывание игровых, трудовых, графических и других и других навыков, обеспечивающих самостоятельность в подражании образцу.
  • 10. Расширение опыта детей, как предпосылки для перехода постепенно от подражательности на качественно новую, более высокую ступень к самостоятельной деятельности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой