Самообслуживание.
Формирование трудовой деятельности у дошкольников с нарушением зрения
При наличии определенных трудовых навыков слепых и слабовидящих детей можно привлечь их к выполнению коллективных поручений (уборка участка природы) Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различным материалов (конструирование, лепка, аппликация) Таким образом, можно определить организационно-педагогические и психологические условия успешного… Читать ещё >
Самообслуживание. Формирование трудовой деятельности у дошкольников с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Самообслуживание — основной вид труда ребенка до 4 лет.
Тифлопедагогами разработана специальная методика обучения самообслуживанию.
Основным методическим приемом формирования навыков самообслуживания является показ выполнения каждого элементарного действия в его последовательности. («Я буду мыть руки. Сначала заверну рукава, потом смочу руки, намылю мылом и т. д.»).
Коррекция трудовых действий осуществляется в процессе режимных моментов. Педагог сначала помогает, сопровождая «помощь» объяснением, позднее все большую самостоятельность обретает ребенок.
Особое значение при обучении имеет согласованность педагогов и родителей по отношению к ребенку со стороны взрослых.
Только многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности при активном участии ребенка достигает успеха.
Целесообразно в целях повышения интереса к самообслуживанию использовать следующие приемы:
- 1. песочные часы или будильник в качестве стимулятора;
- 2. организация общения с 6−7 летних детей с 3−4 летними, нуждающихся
С помощью первого приема формируются более быстрые темпы трудовой деятельности, а благодаря общению старшие дети приобретают навыки оказания помощи младшим.
Дальнейшему закреплению и автоматизации трудовых навыков будет способствовать участие детей в хозяйственно-бытовом труде.
Успешнее процесс научения будет протекать при оречевлении плана предстоящей деятельности сначала педагогом, а потом ребенком («Сейчас мы делаем уют в домике попугайчика, поменяем мутную воду и т. д.»).
Для формирования у слепого ребенка чувства долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий интерес положительной, доброжелательной оценкой («хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее накроем столы»).
Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд в природе.
Не все виды труда в природе доступны слепому, а также ребенку с остаточным зрением (прополка, окучивание растений).
Однако есть вполне доступные трудовые процессы для слепых и слабовидящих детей:
- · посильное участие в перекопке земли, разбивание грядок и клумб, посев крупных семян высадка рассады;
- · подготовка корма для кормления зимующих птиц;
- · подкармливание птиц зимой;
- · уход за комнатными животными;
- · уход за растениями.
Начинать коррекционно-воспитательную работу по приобщению к труду детей с глубоким нарушением зрения необходимо со знакомства с орудиями труда и объяснения способа действия с ними. Каждый ребенок привлекается к обследованию предметов, с которыми ему предстоит действовать.
В процессе специально организованной коррекционно-воспитательной работы слепые и слабовидящие дети пользуются практическими действиями, как познавательными. При этом они учатся оречевлять не только свои действия, но и действия няни, воспитателя, наблюдая за их трудом и активно помогая им в уходе за растениями.
При наличии определенных трудовых навыков слепых и слабовидящих детей можно привлечь их к выполнению коллективных поручений (уборка участка природы) Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различным материалов (конструирование, лепка, аппликация) Таким образом, можно определить организационно-педагогические и психологические условия успешного формирования у слепого и слабовидящего ребенка положительного отношения к труду и самостоятельности в выполнении трудовых поручений:
- 1. Создание материальной базы, обеспечивающей психологический комфорт, охотное включение ребенка в контакт со взрослым.
- 2. Систематическое стимулирование двигательной активности слепого путем постепенного увеличения доли его участия в совместной деятельности.
- 3. Усиление интеллектуального компонента в работе по представлению к правилу в процессе формирования трудового навыка.
- 4. Обеспечение необходимых условий, времени, места, атрибутов для деятельности по образцу.
- 5. Опора на сохранные органы чувства, соблюдение сохранного режима работы.
- 6. Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений.
- 7. Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений.
- 8. Обеспечение ощущений каждым ребенком успеха в социально-мотивированной трудовой деятельности.
- 9. Предварительное обрабатывание игровых, трудовых, графических и других и других навыков, обеспечивающих самостоятельность в подражании образцу.
- 10. Расширение опыта детей, как предпосылки для перехода постепенно от подражательности на качественно новую, более высокую ступень к самостоятельной деятельности.