Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе нашей системы мы положили следующие принципы: контекстности, предполагающего построение всего учебного процесса в контексте предстоящей профессиональной деятельностисистемности и последовательности, обеспечивающего будущему специалисту усвоение знаний в определенном порядке, системесознательности и творческой активности, предполагающий его понимание студентами цели учения, осознание ими… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка как педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность, структура и содержание подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе
    • 1. 3. Критерии и уровни готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогические условия совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе

Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют обновления школы, гуманизации воспитательных отношений, всесторонней педагогизации социальной среды и воспитания учителя нового поколения. По отношению к сельской школе актуальность данного вопроса значительно возрастает. В Российской Федерации 69,8% всех школ расположены в сельской местности. В них обучается 30,6% всех учащихся страны и работает 40,7%) учителей. Примерно 50−60% всех сельских школ являются малокомплектными. В Чувашии 695 общеобразовательных школ, в том числе 543 школы — в сельской местности. Из общего числа общеобразовательных школ 57 — начальные (все в сельской местности), 176 — основные (из них 168 сельских), 446 — средние (из них 313 в сельской местности).

С целью развития сельской школы предпринимаются многочисленные организационные, содержательные и методические преобразования: создание школ нового типа, введение новых учебных планов, нового содержания обучения, различных форм его дифференциации, прием детей в школу не с 7, а с 6−6,5 лет, обучение иностранному языку со второго класса и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что модернизация сельской школы осложняется рядом обстоятельств, одним из которых является нехватка педагогических кадров, способных работать в новых условиях. Данное обстоятельство порождает необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки учителя для сельских школ. Особого внимания, на наш взгляд, требует совершенствование подготовки учителя начальных классов как специалиста, ведущего несколько предметов, к преподаванию иностранного языка, в ходе которой, наряду с формированием его профессионально-педагогической готовности учитывалось бы своеобразие деятельности педагога в условиях отдаленности большинства сельских школ от культурных и научно-методических центров, малой наполняемости классов и социальной обусловленности быть готовым к проведению занятий с учащимися начальных классов по иностранному языку.

Решение данной проблемы нам видится во введении на психолого-педагогическом факультете второй специальности — учитель английского языка, в частности, на чувашском отделении.

Изучение литературы по теме исследования показало, что проблема подготовки будущих учителей иностранного языка к работе в начальных классах сельской школы в настоящее время остается недостаточно разработанной. '.

Проблема подготовки специалистов в высшей педагогической школе нашла свое отражение в исследованиях С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, М. А. Галаузовой, В. И. Зазвягинского, В. П. Ковалева, О. Г. Максимовой и др.

Общетеоретические основы профессиональной подготовки учителя изложены в трудах О. А. Абдуллиной, Н. Н. Верцинской, И. Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, Н. Е. Мажара, В. Г. Максимова, А. И. Мищенко, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и др.

В отечественных исследованиях А. И. Кондратенкова, И. С. Решетникова, И. С. Соловецкого, К. Ушакова, П. Т. Фролова и др. рассматривается проблема особенностей организации обучения и воспитания учащихся сельской школы.

Проблеме подготовки учителя для работы в условиях сельской школы посвящены так же исследования А. И. Архиповой, Е. В. Бондаревской, Н. С. Жбанковой, J1.B. Левчук, З. Г. Найденовой, Н. Д. Неустроева, В. А. Полякова, Т. Т. Саввинова, В. Е. Турина, О. М. Шерайзиной, A.M. Цирюльникова, и др.

Вопросы управления педагогическим процессов в сельской школе рассматриваются в исследованиях И. И. Августевич А.Ф. Иванова, В. П. Ковалева, В. Г. Разумовского, В. А. Сластенина, Е. В. Тонкова и др.

Изучению структуры педагогической деятельности педагога и оценке его работы посвящены работы Н. Ф. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, JI.M. Митиной и др.

Исследования А. С. Дровалевой, О. А. Красновой, П. П. Пивненко посвящены проблеме готовности учителя к реализации воспитательной функции в сельской школе.

В работах И. Н. Верещагиной, Н. В. Витт, М. Г. Каспаровой, К. А. Китайгородской, Н. В. Кузьминой, Е. И. Пассова и др. определены педагогические основы подготовки будущих учителей иностранного языка средней общеобразовательной школы.

Вместе с тем проблема подготовки будущего учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской школе является недостаточно изученной. Таким образом, существует противоречие между потребностью современной сельской школы в высококвалифицированных учителях начальных классов, готовых и к преподаванию иностранного языка и недостаточной разработанностью теоретических основ соответствующей подготовки.

С учетом данного противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого была сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе? Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — система профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в педагогическом вузе.

Предмет исследования — педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе.

Гипотеза исследования: подготовка будущего учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе будет эффективной, если реализовать комплекс педагогических условий:

— применение личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего ипдивидуалыю-личпостпую ориентацию будущих учителей начальных классов на предстоящую профессиональную деятельность и эффективность процесса формирования у них готовности к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;

— наличие научно обоснованной системы подготовки студентов факультета, готовящего учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской школе, построенной на основе личностно-ориентированного подхода;

— обучение студентов умению использовать современные педагогические технологий в преподавании иностранного языка с учетом типа школы и учета индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей учащихся;

— внедрение в учебный процесс высшей школы спецкурса «Особенности подготовки учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в условиях села».

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

— охарактеризовать современное состояние процесса подготовки будущего учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе в теории и практике;

— разработать модель системы подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;

— определить критерии и уровни профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;

— выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования процесса профессиональной' подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе.

Тсорстшсо-методологическую основу исследования составили: диалектическая теория познания о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийсистемный подход к изучению и организации педагогических процессовтеории о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельноститеория гуманизации образовательного процесса.

Теоретическую основу исследования составили идеи об особенностях сельской школы с точки зрения ее трудностей и преимуществ (И.С. Решетников, И. С. Соловецкий, К. Ушаков, П. Т. Фролов и др.). В своем исследовании мы также опирались на теоретические положения, изложенные в научных трудах посвященных подготовке учителя сельской школы (О.М. Шерай-зина, Н. С. Жбанкова, В. А. Поляков, Е. В. Бондаревская, JI.B. Левчук и др.) — основные теоретические положения организации педагогического процесса в сельской школе (И.И. Августевич, А. Ф. Иванов, В. П. Ковалев, В. Г. Разумовский, Е. В. Тонков и др.) — общетеоретические основы профессиональной подготовки учителя (О.А. Абдуллина, Н. Н. Верцинская, И. Ф. Исаева, В.А. Кан-Калик, Н. Е. Мажар, В. Г. Максимов, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е.Н. Шия-нов и др.) — теоретические положения готовности учителя к реализации воспитательной функции в сельской школе (А.С. Дровалева, О. А. Краснова, П.П. Пив-ненко) — основные положения подготовки учителей иностранного языка средней общеобразовательной школы (Н.В. Витт, М. Г. Каспарова, К. А. Китайгородская, И. Н. Верещагина, Е. И. Пассов и др.).

Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературыизучение педагогического опыта и нормативно-правовых документованализ Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 33 200 — «Иностранный язык», учебных планов и программ курсов, изучаемых студентами психолого-педагогического факультета Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлеваметод моделированияпедагогический экспериментпедагогпчсскос наблюдениеанкетирование, бсссды, тестированиеметод экспертных оценокметоды статистической обработки данных исследования и др.

Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Всего исследованием охвачено 245 студентов, 285 учителей и руководителей общеобразовательных школ Чувашской Республики. Базовыми явились общеобразовательные школы, расположенные в д. Кинчеры, д. Шихабылово, д. Синдер Урмарского района и д. Анд-реево-Базары, д. Янтиково, д. Байгулово Козловского района Чувашской Республики, Чувашский национальный лицей-интернат им. Г. С. Лебедева, Республиканский институт образования ЧР.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1995;1998 гг.) исследования состоял в осмыслении темы, изучении философской и психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки учителей иностранного языка. С целью выяснения состояния разработанности проблемы исследования анализировался и обобщался опыт педагогических вузов России, был разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована рабочая гипотеза, проведен констатирующий этап педагогического эксперимента. Наблюдение за деятельностью учителей иностранного языка, опрос и анкетирование будущих учителей начальных классов позволили определить уровень их готовности к преподаванию иностранного языка в начальных классах сельской школы.

Второй этап (2000;2002 гг.) включал в себя проведение формирующего этапа эксперимента, внедрение разработанного нами спецкурса «Особенности подготовки учителя начальных классов в условиях сёла», предполагающего использование современных методик и технологийобобщение материалов данного этапа эксперимента, проверку и уточнение научно-мстодичсских выводов, получеппых в ходе его проведения.

Третий этап (1998;2002 гг.) исследования заключался в проверке и обработке результатов проведенной работы, уточнении теоретических и экспериментальных выводов, оформлении материалов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана модель системы совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;

— определены критерии и уровни профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;

— выявлены и обоснованы педагогические условия совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет и обогащает теорию профессионального педагогического образования, раскрывая сущность и содержание процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно обоснованные рекомендации по совершенствованию процесса формирования профессионально-творческой направленности личности будущих учителей начальных классов способствуют совершенствованию процесса подготовки и преподавания иностранного языка в сельской школе. Многократно проверенные в ходе исследования методики диагностирования уровня развития личностных качеств будущих учителей начальных классов доказали возможность и целесообразность их использования по совершенствованию подготовки студентов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе. Научно-методические материалы: учебно-методическое пособие.

English Idioms: пособие для совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию английского языка", «Тексты для чтения: методическая разработка для студентов психолого-педагогического факультета», программа спецкурса «Особенности подготовки учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в условиях села», прошедшие экспериментальную проверку, могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей начальных классов и иностранных языков и на учебных занятиях по иностранному языку в педагогических вузах.

Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, адекватностью комплекса взаимодополняющих методов исследования его цели и задачам, последовательным проведением этапов педагогического эксперимента, количественным и качественным анализом результатов эксперимента, личным опытом работы в учебном заведении для сельских детей Чувашской Республики и в педагогическом вузе в качестве преподавателя иностранного языка.

На защиту выносятся:

1. Система совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной III коле.

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе:

— применение личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуально-личностную ориентацию будущих учителей начальных классов на предстоящую профессиональную деятельность и эффективность процесса формирования у них готовности к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;

— наличие научно обоснованной системы подготовки студентов факультета, готовящего учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской школе, построенной на основе личностно-ориентированного подхода;

— обучение студентов умению использовать современные педагогические технологии в преподавании иностранного языка с учетом типа школы и учета индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей учащихся;

— внедрение в учебный процесс высшей школы спецкурса «Особенности подготовки учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в условиях села».

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на всероссийских (Ульяновск, 2003 г., Челябинск, 2003 г.), республиканских научно-методических и научно-практических конференциях (Чебоксары 19 972 003 гг.), на заседаниях кафедр педагогики и иностранного языка (вторая специальность) Чувашского государственного педагогического университета им. И .Я. Яковлева, на курсах повышения квалификации Республиканского института образования Чувашской Республики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Делать выводы и предложения по совершенствованию процесса преподавания иностранного языка в сельском социуме 1,6 2,4.

Документально оформлять результаты педагогического анализа 2,1 2.5.

Составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка 1,9 2,6.

Владеть педагогической рефлексией 0,9 1,7.

Проектировочно-прогностичсскис умения.

Прогнозировать развитие ребенка, возможные трудности в осуществлении процесса преподаваниярезультаты методической работы 1,3 1,9.

Составить цели и формулировать задачи обученияметодической работы 1,8 2,2.

Планировать работу с детьми, с родителями, методическую работу 2,0 2,4.

Организаторские умения.

Организовывать детей в различных видах деятельности 1,9 2,3.

Методические умения.

Владеть методами и приемами работы с детьми по преподаванию иностранного языка 1,9 2,3.

Осуществлять индивидуальный подход к детям 1,8 2,4.

Создавать условия для полноценного развития и воспитания детей 1.5 1,9.

Активизировать деятельность детей по иностранному языку 1,7 2,1.

Разрабатывать конспекты различных видов деятельности учащихся 1,6 2,0.

Комму н и кати в и ые у м еи и я.

Целенаправленно организовывать общение и управлять им 1,9 2,3.

Регулировать своевременно и разумно перестраивать (с учетом ответной реакции) взаимоотношения: -с детьми- -с родителями- -с коллегами 1,6 1,5 1,3 1,9 1,8 1,8.

Публично выступать перед детским и педагогическим коллективом, родителями 1,5 2,6.

Владеть речевым искусством: -умение убеждать, логическое построение речи- -техника речи (дыхание, голос, дикция) — -образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и пауза, мелодика речи- -жесты, мимика, пластика, определенные позы 1,8 1,9 1,8 1,6 2,2 2,3 2,0 1,9.

Владеть педагогическим тактом 1,7 2,0.

Перечень умений Средний балл.

До практики После практики.

Создавать атмосферу сотрудничества 1,5 1,8.

Разрешать конфликтные ситуации 1,4 1,9.

Уметь невербально общаться с детьми 1,6 1,9.

Управлять своим поведение и настроением 1,9 2,2.

Выражать четко и убедительно свои мысли 1,9 2,3.

Моделировать общение 1,6 2.3.

Владеть демократическим стилем поведения 1,9 2,1.

Оказывать на учеников эмоциональное воздействиевызывать впечатление своим отношением, чувствамиуметь перевоплощаться, завораживать 1,4 1,9.

Уметь следить за собой, владеть культурой внешних и внутренних проявлений, обаянием и естественностью (приветливое лицо, красивые и выразительные движения, жесты, осанка, походка) 2,0 2,2.

Оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать решение сразу, без предварительного логического рассуждения, на основе опыта, знаний, эрудиции и интуитивного поиска и продуктивно действовать в меняющихся обстоятельствах, реагируя и корректируя собственную деятельность 1,9 2,0.

Исследовательские умения.

Ставить цели, задачи и разрабатывать соответствующий план работы по иностранному языку в сельской национальной школе 1,9 2,1.

Владеть исследовательскими методами в профессиональной деятельности (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, обработка и обобщение результатов) 2,0 2,4.

Изучать, обобщать и внедрять передовой опыт в практику работы 1,9 2,5.

Владеть педагогической рефлексией 1,6 1,8.

Коррекционные умения.

Владеть методикой коррекционной работы 1,6 1,9.

Правильность выбора нами педагогических условий подтверждается и результатами проведенного нами эксперимента (см. табл. 17).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение современного состояния профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста, анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы высших педагогических школ показали, что необходимость совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе обусловлено: осознанием приоритетной роли образования как фактора, обеспечивающего устойчивое поступательное развитие страны и личностиопреде ляющей ролью учителя, педагога, преподавателя в комплексной и глубокой модернизации образованияповышением значимости иностранного языка в решении социально-экономических проблем нашего общества и установление более тесных связей России с другими странами и др.

Общеизвестно, базовым звеном системы образования является средняя школа. Именно здесь закладывается основа интеллектуального и духовного потенциала нации. Образованность подрастающих поколений — это фундамент для решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки, культуры, национальных традиций, укрепления государства, обеспечение его безопасности. Важное место в общем образовании России занимает сельская школа, составляющая более 40% от общего числа образовательных учреждений (в Чувашской Республике более 70%).

Исследования ученых показали, что сегодня существует тенденция заметного отставания сельских школ от городских по количественным и качественным показателям: инновационные процессынезначительно количество инновационных образовательных учрежденийниже показатели качества знаний и умений учащихся сельских школ в среднем на 15%- около 25% имеющихся сельских школ являются малокомплектными, слаба их учебно-материальная база и т. д.

Проведенное нами теоретическое исследование, анализ психолого-педагогической литературы в области подготовки учителей иностранного языка, опытно-экспериментальная работа, опыт работы в высшей школе показали, что довольно большой ряд вопросов в этом направлении нуждаются в теоретическом осмыслении, необходим поиск новых продуктивных путей и средств активизации подготовки студента к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе, позволяющих сделать его более успешным, целенаправленным и эффективным.

В ходе исследования на основе историко-педагогического анализа сложившейся теории и практики, изучения нормативно — правовых документов, отражающих требования общества к учителю, знакомства с опытом работы педагогических вузов и анализа научной литературы по теме исследования мы определили, что главной задачей школьного учителя, а в особенности учителя, работающего с сельскими детьми, в настоящее время является максимальное обеспечение формирования всех сторон личности ребенка. Готовность учителя к решению этой задачи во многом зависит от его педагогического мастерства, умения полноценно осуществлять свои профессиональные функции. Следовательно, педагогическая деятельность специалиста представляет собой целостный процесс.

Нами была разработана и экспериментально апробирована модель системы подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе. Ее целью является совершенствование подготовки студентов психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе. К основным задачам мы отнесли:

— вооружение студентов теоретическими знаниями о сущности и содержании подготовки будущего учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;

— вооружение студентов знаниями иностранного языка;

— выработка у будущих учителей умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач по преподаванию иностранного языка в сельской школе;

— формирование у будущих учителей начальных классов положительной мотивации и готовности к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе.

В основе нашей системы мы положили следующие принципы: контекстности, предполагающего построение всего учебного процесса в контексте предстоящей профессиональной деятельностисистемности и последовательности, обеспечивающего будущему специалисту усвоение знаний в определенном порядке, системесознательности и творческой активности, предполагающий его понимание студентами цели учения, осознание ими прикладного значения теоретических знаний, а следовательно, и активную познавательную деятельностьпрочности знанийгуманизации образования, подразумевающего реализацию личностно-ориентированного подхода к организации процесса обучения, а также гуманитаризацию содержания образованиякультуросообразности, предполагающего соотнесенность и соотноси-мость образования с культурой.

В ходе решения этих задач могут быть применены самые разнообразные формы организации: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа, консультации, конференции, педагогическая практика, курсовые и дипломные работы и т. д. К методам работы, которые наиболее способствуют овладению будущими учителями знаниями, умениями и навыками, необходимыми для этой деятельности, мы отнесли объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично — поисковый и исследовательский, а также методы стимулирования. В целях углубления содержания профессионально подготовки и интеграции, полученных студентами знаний, умений и навыков, необходимых для преподавания иностранного языка в сельской национальной школе, нами был разработан и внедрен в учебный процесс психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева спецкурс «Особенности подготовки учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в условиях села».

Основными средствами обучения и воспитания будущих учителей начальных классов и учителей иностранного языка являются: Госстандарт высшего образованияучебные программы и учебные планыучебники и учебные пособияучебные кабинеты вузанаглядные пособияаудиовизуальные средствадидактический материал и др.

В нашем исследовании мы исходили из следующего определения понятия «готовность»: готовность к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе — это система, включающая в себя: интеллектуальный (знания), деятельный или практический (умения), эмоционально-ценностный и потребностно-мотивационный компоненты и обеспечивающая эффективное выполнение выпускниками педвуза преподавания иностранного языка в сельской национальной школе.

Разработанная нами теоретическая модель совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе предусматривает следующие уровни:

— низкий уровень готовности (или копирующе-воспроизводящий), который характеризуется: наличием у выпускников педвуза общих основ теоретических (общегуманитарных и социально-экономических, общематематических и естественнонаучных, общепрофессиональных знаний и знаний предметной подготовки) знанийналичием некоторых специальных практических умений, связанных с преподаванием иностранного языкапочти безразличным отношением к преподаванию иностранного языка в сельской местностиотсутствием у них потребности и стремления к выполнению своих профессиональных функций.

— средний уровень готовности (или продуктивно-интерпретирующий), для которого характерно: наличие у будущих учителей более углубленных и специализированных теоретических (общегуманитарных и социальноэкономических, общематематических и естественнонаучных, общепрофессиональных и предметной подготовки) знанийсформированность у них умений и навыков к частичному выполнению функций, связанных с профессиональной деятельностьюналичие интереса к работе на селе и потребности в ее выполнении;

— высокий уровень (или конструктивно-творческий) предполагает: наличие у студентов достаточно глубоких и необходимых теоретических (общегуманитарных и социально-экономических, общематематических и естественно-научных, общепрофессиональных знаний и знаний предметной подготовки) знанийсформированность у них умений и навыков, необходимых для осознанного и полного выполнения ими своих профессиональных функцийналичие устойчивого эмоционально-положительного отношения к деятельности на селе и осознанной потребности в ее выполнении.

Внедрение в педагогический процесс вуза разработанной нами модели совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе позволило нам выделить ряд педагогических условий, позволяющих получить наилучший результат:

— применение личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуально-личностную ориентацию будущих учителей начальных классов на предстоящую профессиональную деятельность и эффективность процесса формирования у них готовности к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;

— наличие научно-обоснованной системы подготовки студентов факультета, готовящего учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской школе, построенной на Основе личностно-ориентированного подхода;

— умелое использование современных педагогических технологий в преподавание иностранного языка с учетом типа школы и учета индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей учащихся;

— внедрение в учебный процесс высшей школы спецкурса «Особенности подготовки учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в условиях села».

Проведенный нами эксперимент подтвердил, что их реализация в процесс подготовки будущих учителей к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе способствует достижению высоких результатов в формировании у них готовности к данной деятельности.

В то же время итоги нашей работы позволяют резюмировать, что не все аспекты данной проблемы изучены нами с достаточной степенью полноты, однако общий подход к построению системы подготовки будущего педагога к данному виду деятельности ясен, исследован и апробирован на практике. Он дал положительные результаты.

Мы считаем, что существует ряд проблем, требующих более углубленного и серьезного изучения, среди которых: разработка системных диагностик формирования готовности будущего педагога к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школеизучение условий успешного формирования указанной готовности студента в процессе непрерывной профессионально-педагогической практики и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. — 140 с.
  2. Ю.М. Взаимодействие социально-экономических и культурных факторов в развитии сельских регионов: Дис. канд. филос. наук. -М., 1992. 169 с.
  3. Т.А., Аверин Н. А. Педагогическая практика: опыт и перспективы // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 93−96. •
  4. Н.П., Столяр А. А. Какой учитель нужен школе? // Советская педагогика. 1991.-№ 7. — С. 67−71.
  5. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. — № 1. -С. 72−75.
  6. Р.А. Организационно-педагогические условия повышения эффективности управления малокомплектной школой: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1993.- 179 с.
  7. Актуальные проблемы непрерывного образования: Сб. науч. тр. / Ред. кол.: А. П. Владиславлев, A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1982. — 158 с.
  8. А.Н. Педагогический вуз и сельская школа. М.: Просвещение, 1974.-57 с.
  9. Г. В. Формирование готовности будущих учителей сельской школы к общественно-педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
  10. А.А. Основы овладения устной иностранной речью. -М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  11. П.Анцибор М. М., Голованова Н. Б. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. М.: Высшая школа, 1990. -160 с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его- закономерности и основы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  13. JI.И. Подготовка студентов к воспитательной работе в сельской малокомплектной начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. на-ук.-М., 1991, — 16с.
  14. М.А. Подготовка студентов пединститута к воспитательной работе в сельской малокомплектной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1986.- 16 с.
  15. К.И. Готовим кадры для сельской школы // Народное образование. 1986. — № 6. — С. 33−36.
  16. А.А. Российская деревня в условиях современного аграрного кризиса: (анализ проблем и перспектив социального развития): Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1992. — 32 с.
  17. А.Б., Гвоздева Н. А. Подготовка будущего учителя к проф-ориентационной работе в сельской школе // Психологические аспекты совершенствования труда учителя сельской школы. М.: Высшая школа, 1988. -С. 5−36.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 190 с.
  19. Н.И., Иванов Д. Б., Толстов Н. С. Проблемы управления образованием. Чебоксары, 1993. -116 с.
  20. Л. Взаимодействие двух языковых систем // Учитель.- 1998. -№ 4. -С. 32−35.
  21. .В. Об основном методе и частных методиках обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1965.- № 3.- С. 14−15.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Высшая школа, 1989. — 191 с.
  23. Бим И.М., Садомова Н. В. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе.- 1998.-№ 6. -С. 4−10.
  24. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. -М: Педагогика, 1997. № 2. — С. 10−15.
  25. А.Г. Педагогическая практика будущего учителя-воспитателя //Народное образование. 1979. — № 4. — С. 38−40.
  26. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Советская педагогика. 1992. — № 1−2. — С. 61−65.
  27. Л.И. Проблема развития мотивационной среды ребенка: Изучение мотивации детей и подростков. М.: Просвещение, 1972, — С. 41−42.
  28. Болотов В. А, Исаев Е. И. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−71.
  29. Е.В., Левчук Л. В. Концепция сельской школы // Сельская школа. 1998. — № 3. — С. 68−73.
  30. Л.Я. Методологические аспекты совершенствования профессиональной подготовки учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1983.-16 с.
  31. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1991. — 32 с.
  32. С.Г. Сельская школа на современном этапе: Фотопринт института образования. М.: Высшая школа, 1997. — 90 с.
  33. Будущий учитель, патриот, гражданин: Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов будущих педагогов. — Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2002. — 102 с.
  34. Т.Н. Профессионализм средство от кризиса // Среднее профессиональное образование. — 1999.- № 5. — С. 12−14.
  35. А.П. История обучения иностранным языкам //Иностранные языки в школе, — 1998. № 4, — С. 30−33- - 1998. — № 3, — С. 16−20.
  36. В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994, — 31 с.
  37. Р.Ю. Специальная подготовка преподавателя средней школы или поднятие его положения. М.: Педагогика, 1989.- 49 с.
  38. А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1978. -167 с.
  39. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. -87с.
  40. Г. Н. Этнопедагогические заметки. // Советская педагогика. -1991. № 9. — С. 89−94.
  41. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. -335 с.
  42. Н.В. Воспитание способности к овладению иностранным языком у студентов педагогических вузов как аспект их профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1988. — 273 с.
  43. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993.- 163 с.
  44. А.В. Педагогические условия профессиональной интенсификации будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 161с.
  45. В.Е. Творческий труд как средство формирования нравственного сознания и поведения старшеклассников // Советская педагогика.-1980.-№ 7,-С. 15−78
  46. М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. Минск: Амалфея, 2000. — 448 с.
  47. М.П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2002. — 184 с.
  48. Л.Н. Формирование у будущих учителей умения педагогического диагностирования: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. -2 1 5с.
  49. В.О. Реформа среднего профессионального образования России на рубеже столетия // Вузовские вести.- 1999. № 18. — С 46−49.
  50. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1994. 39с.
  51. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917−1947гг.- Вып.1.-ML- JL, 1947.-100 с.
  52. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Просвещение, 1994.-241 с.
  53. М.А., Ратаек 3. Система непрерывного образования учителей в Польше //Советская педагогика. 1991. — N 7. — С. 130−134.
  54. JI.C. Затруднения учителей малокомплектных сельских школ в воспитательной деятельности и пути их предупреждения. Ростов-на-Дону, 1990. — 219с.
  55. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук М., 1983. -216с.
  56. В.М. Современные тенденции обновления сельской школы (на материале школ Московской области): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995.- 18 с.
  57. Н.Е. Сельская школа Чувашской АССР (1966−1985 гг.). Чебоксары, 1986.- 175 с.
  58. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М., 1989.-342 с.
  59. Н.С. Подготовка будущего учителя к работе в сельской школе: Межвуз. сб. науч. тр. Смоленск: СИПИ, 1985. — С. 12−15.
  60. М.И. Уроки в малокомплектных классах, — Н. Новгород, 1991.- № 12.- С. 40−43.
  61. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.-175 с.
  62. Н.И. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
  63. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991. 221 с.
  64. А.Ф. Сельская школа. М.: Педагогика, 1987. — 125 с.
  65. Т.В. Формирование у будущих учителей иностранного языка умений использования активных форм обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 2000. — 19 с.
  66. И.Р. Дифференциация дополнительного профессионального образования учителей сельских школ: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. -178 с.
  67. К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  68. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое братство. М.: Высшая школа, 1990. — 248 с.
  69. М.А. Технолого-псдагогичсская подготовка учителя иностранного языка в педвузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курган, 1998. -16 с.
  70. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX в.: Дис. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1994. — 226 с.
  71. В.П. Вопросы управления общеобразовательной школой. -Чебоксары, 1995.-270 с.
  72. В.П. Формирование профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к работе в сельской малокомплектной школе: Дис. д-ра пед. наук. Чебоксары, 1993.-538 с.
  73. Т.В., Колисниченко И. И. Сельская школа как основа возрождения села.-М.: Ротапринт НИИ ОСО АПН СССР, 1991.-- 148 с.
  74. А.Е. Сельская образовательная школа на современном этапе. М.: Педагогика, 1979. — 102 с.
  75. Концепция системной модернизации сельской школы России / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во ИПСР РАО, 2002. — Серия: «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики». — Выпуск 37. — 52 с.
  76. С.В. Формирование контингента студентов как условие подготовки педагогических кадров для сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. -16 с.
  77. Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Чебоксары, 1992. — 412с.
  78. О.А. Подготовка студентов педколледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе: Дис.канд. пед. наук.- Чебоксары, 1998.211 с.
  79. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под ред. М. Н. Кондакова. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1988. — 362 с.
  80. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.: Нева.- 1970.-С. 9.
  81. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности: Дис. д-ра пед. наук. Л., 1965. — 539 с.
  82. Л.И. Профессиональная подготовка учителя к учебно-воспитательной работе в начальных классах с многонациональным составом учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. -16 с.
  83. М.М. Основы технологии профессионального образования. -Минск, 1998.-344 с.
  84. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  85. К., Суворова Г. Вам предстоит работать в сельской школе // Сельская школа. 1998. — № 1. — С. 93−96.
  86. В.А. Формирование творческого педагогического коллектива в сельской школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1997. -24с.
  87. Н.Е. Выявление профессионально значимых качеств личности учителя начальных классов // Учитель советской школы: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1991.-158 с.
  88. В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — 18 с.
  89. О.Г., Чернова О. В. Роль спецкурсов в подготовке будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций // Вестник Чувашского гос. пед. университета им И. Я. Яковлева. -2002. -№ 10.-С. 3−17.
  90. Е.А. Развитие готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода к обучению школьников (в системе ИПК): Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 22 с.
  91. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288 с.
  92. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 110 с.
  93. B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.- С. 75−76.
  94. З.Г. Год сельской школы // Сельская школа. 1998.- № 1,-С. 75−76.
  95. З.Г. Подготовка педагогических кадров для сельской школы // Среднее профессиональное образование.- 1999.- № 8.- С. 31−32.
  96. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Е. А. Маслыко, J1.K. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова: Справочное пособие. Минск: Высшая школа, 1997.-522 с.
  97. Е.И. Иностранные языки для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра//Иностранные языки в школе. 1987.- № 6. — С. 19−23.
  98. Н.Д., Саввинов Т. Г. Подготовка учителей широкого профиля для сельских школ: Учеб. пособие по курсу «Введение в специальность». Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995.- 64 с.
  99. В.Н. Непрерывность и преемственность общепедагогической подготовки учителя: Дис. д-ра пед. наук. М., 1991.- 532 с.
  100. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1959.- С. 53.
  101. О государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования: Сб. нормативных правовых документов / Под ред П. Ф. Анисимова. М.: Научно-произв. центр «Профессионал», 1998. — 190 с.
  102. О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001−2010 годы: Приказ М-ва обр-я РФ от 24.04.01 № 1818//Вестник образования. -2001. -№ 19.-С 7−35.
  103. Об утверждении федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ собрание приказов и инструкций Министерства образования России. 2000. — № 12. — С. 13.
  104. А.К. Проектирование содержания базового профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки специалистов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997, — 22 с.
  105. В.А. Специфика обучающей деятельности учителя малокомплектной сельской школы // Подготовка студентов педвуза к работе в сельской школе: Сб. науч.-метод, статей. Бийск: БиГПИ, 1990.- С. 26−28.
  106. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Под ред. П. Т. Фролова, И. С. Соловецкого, А. С. Решетникова и др. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  107. Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1979.- 215 с.
  108. Е.И. и др. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова.- М.: Просвещение, 1993 -159 с.
  109. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. -2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 544 с.
  110. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений/
  111. B.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов М.: Школа-пресс, 1997.-С. 21−22.
  112. .В. Формирование готовности к использованию иностранного языка в процессе подготовки специалиста по физической культуре: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 17 с.
  113. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2, — М.: Педагогика, 1981. — 154 с.
  114. В.М. Гуманизация допрофессиональной подготовки будущего учителя сельской школы в пед. лицее: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996.
  115. П.П. Подготовка студентов педвуза к индивидуальной работе с семьей сельского школьника: Дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1988.-225 с.
  116. М.А. Эффективность педагогической деятельности как предмет анализа учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 19 с.
  117. М.М. Социальное воспитание школьников: Монография. -М.: Изд-во Института педагогики социальной работы, 2003. 200 с.
  118. Подготовка специалиста в области образования: Бакалавр, специалист, магистр: Коллективная монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-Вып. VI.-138 с.
  119. Подготовка студентов педвуза к работе в сельской школе / Отв. ред.
  120. C.М. Жарков, О. А. Загмовина: Сб. ст. Бийск: Би ГПИ, 1990. — 99с.
  121. В.А. Выпускник сельской школы в период перехода к рыночным отношениям в экономике. Сельская школа как основа возрождениясела / Сост.: Т. В. Кожекина, И. И. Колесниченко. М.: Фотопринт НИИ ОСО АПН СССР, 1991
  122. В.В. Специфика регионального подхода к обучению иностранным языкам: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 27 с.
  123. И.Т. Об обучении народа грамоте: Книга о скудности и богатстве. М.: Изд-во АН СССР, 1951. — С. 166−172.
  124. Правовое воспитание населения: Программа спецкурса / Автор-составитель Якушин А. В. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2002. — 26 с.
  125. Программа развития среднего педагогического образования: (Проект) // Среднее профессиональное образование, — 1999.- № 8.- С. 73.
  126. В.Б. Развитие городской школы на современном этапе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1998. — 16 с.
  127. О.П. Формирование языковой личности учителя начальных классов в педагогическом училище: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1997.-21 с.
  128. Работа для будущего: Документальное повествование: Кн. для учителя/ Сост.: В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин, — М.: Просвещение, 1989. 222с.
  129. В.Г. Школа и возрождение села // Сельская школа как основа возрождения села / Сост. Т. В Коженкина, И. И. Колисниченко М.: Ростапринт НИИОСМО АПН СССР, 1991.
  130. В.Э. Краткий обзор основных методов преподавания иностранных языков с I по XX вв. М.: Высшая школа, 1971. — 112 с.
  131. С.А. Сельская школа: Сб. ст.- М.: Педагогика, 1991. -173 с.
  132. Д.Б. Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения // Ярославский педвестник / Под ред. JI.B. Байбородовой, А. П. Чернявской.- Ярославль, 1998. 108 с.
  133. П.И. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для препод, высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  134. С.А. Социально-педагогические условия совершенствования образовательного процесса в сельской малокомплектной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1997.
  135. И.К. Интенсивный значит напряженный // Иностранные языки в школе. — № 9. — 1995. — С. 26−28.
  136. Л.Т. Нравственная подготовка учителя к работе в сельской школе: Межвуз. сб. науч. тр.- Смоленск: СППИ, 1985.- С. 18−19.
  137. В.И. Формирование системы непрерывного педагогического образования в Ярославской области // Среднее профессиональное образование. 1999,-№ 8.-С. 28−31.
  138. В.А. К вопросу о подготовке компетентного конкурентоспособного специалиста// Среднее профессиональное образование. 1995. — № 5. — С. 6−11.
  139. Е.А. Педагогическое стимулирование достижений учащихся сельской начальной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. — 19 с.
  140. Л.Г., Байденко В. И., Васильева С. В., Синагатуллин И. Н. Личностно-деятельностный подход в подготовке учителя сельской школы // Формирование личности учителя: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Сластени-на В.А. М.: Прометей, 1995. — 79 с.
  141. Н.Е., Шалаев И. К. Обеспечение педагогическими кадрами системы образования Алтая. Барнаул, 1999.- 145 с.
  142. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. ML: МГПИ, 1982.-С. 14.
  143. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Дис. д-ра пед. наук. М., 1977.- 386 с.
  144. A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991.
  145. A.JI. Становление и развитие среднего специального педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 17 с.
  146. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров A.M. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1983.-1600 с.
  147. М.К. Школа в борьбе за ликвидацию неграмотности и подъем культуры на селе // Педагогический вуз и сельская школа: Сб. науч. тр. -М., 1974,-С. 116−128.
  148. В. Продолжение времени // Наш современник-1982.-№ 1, — С. 115.
  149. Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: Методическое пособие / Под. ред. М. П. Гурьяновой, Г. В. Пичуги-ной. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. — 256 с.
  150. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль, 1976.- С. 48.
  151. Среднее педагогическое образование, перспективы развития /Под ред. П. Ф. Анисимова. М.: ИПРСПО, 2001. — 105 с.
  152. П.А. Педагогические условия совершенствования трудовой политехнической подготовки сельских школьников (на материале Республики Саха (Якутия): Автореф. дис. канд. пед. наук. Якутск, .997.
  153. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. — С. 17.
  154. М.А. Проблемы подготовки учителя в истории советской высшей школы // Педагогический вуз и сельская школа. М., 1974. -С. 128−139.
  155. В.Н. Разговор о пользе наук и училищ (1733) // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России до Великой Октябрьской соц. революции. М.: Просвещение, 1974. — С. 53.
  156. JI.H. О народном образовании: Хрестоматия по истории школы и педагогики России. М.: Просвещение, 1974. — С. 314−332.
  157. JI.H. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. 1553−1593 // Иностранные языки в школе. 1998. — № 3. — С. 14.
  158. P.M. Реформа образования невозможна без реформы подготовки учителей // Преподаватель. 1999. — № 6. — С. 22−27.
  159. О.В. Управление процессом развития непрерывного педагогического образования в комплексе «лицей колледж — вуз»: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1999. — 18 с.
  160. Учитель советской школы: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Сла-стенина. М.: Прометей, 1991. — 158 с.
  161. П.К. Сельская школа: возможности, порожденные слабостями //Директор школы. 1999. — № 3. --С. 10−12.
  162. К.Д. Вопросы о народных школах // Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — С. 63−67.
  163. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1945. — 215 с.
  164. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2. — М., 1988.-С. 119.
  165. Л.И. Формирование общественной активности как один из аспектов общепедагогической подготовки студентов / Подготовка будущего учителя к работе в сельской школе: Межвуз. сб. науч. тр. Смоленск: СГПИ им. К. Маркса, 1989. — С. 45−49.
  166. В.М. Российское образование на рубеже веков // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 8. — С. 4−12.
  167. Философский словарь / Под ред. Фролова И. Г. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1991. — 197 с.
  168. Э. Искусство любви. М.: Наука, 1989. — 120 с.
  169. И.Ф., Горленко В. П. Педагогическая практика: старые и новые подходы // Педагогика. 1997. — N 4. — С. 72−77.
  170. Е.А. Изменение ценностных ориентации студентов в процессе обучения // Проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов и преподавателей педучилищ и колледжей. СПб., 1997,-С. 19−20.
  171. М.Г. Формирование интереса к профессии учителя в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов педвуза (на материале английского языка): Дис.канд. пед. наук. М., 1991.-203с.
  172. Хрестоматия по истории педагогики в России. М.: Просвещение, 1974.- 528 с.
  173. Е.Г. Обучение студентов педвуза приемам самоконтроля профессиональной деятельности // Высшее педагогическое образование в Чувашии: становление, развитие. Чебоксары, 1996. — С. 109−112.
  174. Целевая программа «Учитель сельской школы: подготовка, повышение квалификации, переподготовка» / Рук. И. А. Зязюн. Полтава, 1989.- 39 с.
  175. A.M. Вариативность в организации сельской школы: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — С. 58.
  176. A.M. Сельская школа: Проблемы и перспективы развития. М.: ВНИК «Школа», 1989. — 75 с.
  177. А.Н. Подготовка педагогических кадров для села. Ростов-на-Дону, 1978. — 57 с.
  178. А.Н. Общекультурная подготовка учителя сельской школы в деятельности РОНО: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 15 с.
  179. JI.A. Принцип народности в деятельности современной сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Белгород, 1998. — 19 с.
  180. Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе? М.- Тюмень, 1994. — 83 с.
  181. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. — 221 с.
  182. В.Т. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Финансы и статистика, 1992.- 240с. с
  183. P.M. Организационно-педагогические основы повышения квалификации учителей сельских малокомплектных школ: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1991. — 217 с.
  184. P.M. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования: (Теоретико-методологический аспект): Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1994. — 41 с.
  185. С.Е. Методология и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1997. 19 с.
  186. Е.В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в V-IX классах сельской школы с малой наполняемостью учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 17 с.
  187. Юнг К. Аналитическая психология. СПб., 1994. — 136 с.
  188. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Просвещение, 1996. — 95 с.
  189. Г. А. Национальные аспекты подготовки педагогических кадров // Высшее педагогическое образование в Чувашии: становление, развитие. Чебоксары, 1996. — С. 124−127.
  190. Basic skills ESEA. Elementary and secondary education act. Title III projects In the nation’s schools. Washington, 1974. — 41 p.
  191. Dawson Peter. Teachers and Teaching. Oxford, 1984. -166 p.
  192. Elementary and secondary civil rights survey: District summary. -Washington: Gov. print, off, 1989.
  193. Grossman Pamela. The Making of a Teacher: Teacher Knowledge and Teacher Education. New York, 1990. -184 p.
  194. Hamblin Douglas H. Teaching Study Skills. London, 1981. -160 p.
Заполнить форму текущей работой