Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе
Диссертация
В основе нашей системы мы положили следующие принципы: контекстности, предполагающего построение всего учебного процесса в контексте предстоящей профессиональной деятельностисистемности и последовательности, обеспечивающего будущему специалисту усвоение знаний в определенном порядке, системесознательности и творческой активности, предполагающий его понимание студентами цели учения, осознание ими… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 1. 1. Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка как педагогическая проблема
- 1. 2. Сущность, структура и содержание подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе
- 1. 3. Критерии и уровни готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе
- Глава 2. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 2. 1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Педагогические условия совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. — 140 с.
- Аванесов Ю.М. Взаимодействие социально-экономических и культурных факторов в развитии сельских регионов: Дис. канд. филос. наук. -М., 1992. 169 с.
- Аверина Т.А., Аверин Н. А. Педагогическая практика: опыт и перспективы // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 93−96. •
- Адамская Н.П., Столяр А. А. Какой учитель нужен школе? // Советская педагогика. 1991.-№ 7. — С. 67−71.
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. — № 1. -С. 72−75.
- Акбашев Р.А. Организационно-педагогические условия повышения эффективности управления малокомплектной школой: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1993.- 179 с.
- Актуальные проблемы непрерывного образования: Сб. науч. тр. / Ред. кол.: А. П. Владиславлев, A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1982. — 158 с.
- Алексеев А.Н. Педагогический вуз и сельская школа. М.: Просвещение, 1974.-57 с.
- Алексеева Г. В. Формирование готовности будущих учителей сельской школы к общественно-педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
- Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. -М.: Педагогика, 1988. 128 с.
- П.Анцибор М. М., Голованова Н. Б. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. М.: Высшая школа, 1990. -160 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его- закономерности и основы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Архарова JI.И. Подготовка студентов к воспитательной работе в сельской малокомплектной начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. на-ук.-М., 1991, — 16с.
- Архипов М.А. Подготовка студентов пединститута к воспитательной работе в сельской малокомплектной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1986.- 16 с.
- Ахияров К.И. Готовим кадры для сельской школы // Народное образование. 1986. — № 6. — С. 33−36.
- Ахмадеев А.А. Российская деревня в условиях современного аграрного кризиса: (анализ проблем и перспектив социального развития): Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1992. — 32 с.
- Ахматов А.Б., Гвоздева Н. А. Подготовка будущего учителя к проф-ориентационной работе в сельской школе // Психологические аспекты совершенствования труда учителя сельской школы. М.: Высшая школа, 1988. -С. 5−36.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 190 с.
- Бабкин Н.И., Иванов Д. Б., Толстов Н. С. Проблемы управления образованием. Чебоксары, 1993. -116 с.
- Белова Л. Взаимодействие двух языковых систем // Учитель.- 1998. -№ 4. -С. 32−35.
- Беляев Б.В. Об основном методе и частных методиках обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1965.- № 3.- С. 14−15.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Высшая школа, 1989. — 191 с.
- Бим И.М., Садомова Н. В. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе.- 1998.-№ 6. -С. 4−10.
- Битинас Б.П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. -М: Педагогика, 1997. № 2. — С. 10−15.
- Блинов А.Г. Педагогическая практика будущего учителя-воспитателя //Народное образование. 1979. — № 4. — С. 38−40.
- Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Советская педагогика. 1992. — № 1−2. — С. 61−65.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной среды ребенка: Изучение мотивации детей и подростков. М.: Просвещение, 1972, — С. 41−42.
- Болотов В. А, Исаев Е. И. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−71.
- Бондаревская Е.В., Левчук Л. В. Концепция сельской школы // Сельская школа. 1998. — № 3. — С. 68−73.
- Бондаренко Л.Я. Методологические аспекты совершенствования профессиональной подготовки учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1983.-16 с.
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1991. — 32 с.
- Броневчук С.Г. Сельская школа на современном этапе: Фотопринт института образования. М.: Высшая школа, 1997. — 90 с.
- Будущий учитель, патриот, гражданин: Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов будущих педагогов. — Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2002. — 102 с.
- Бузмакова Т.Н. Профессионализм средство от кризиса // Среднее профессиональное образование. — 1999.- № 5. — С. 12−14.
- Булкин А.П. История обучения иностранным языкам //Иностранные языки в школе, — 1998. № 4, — С. 30−33- - 1998. — № 3, — С. 16−20.
- Буткевич В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994, — 31 с.
- Виннер Р.Ю. Специальная подготовка преподавателя средней школы или поднятие его положения. М.: Педагогика, 1989.- 49 с.
- Владиславлев А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1978. -167 с.
- Волков Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. -87с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогические заметки. // Советская педагогика. -1991. № 9. — С. 89−94.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. -335 с.
- Гизатулина Н.В. Воспитание способности к овладению иностранным языком у студентов педагогических вузов как аспект их профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1988. — 273 с.
- Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993.- 163 с.
- Гузь А.В. Педагогические условия профессиональной интенсификации будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 161с.
- Турин В.Е. Творческий труд как средство формирования нравственного сознания и поведения старшеклассников // Советская педагогика.-1980.-№ 7,-С. 15−78
- Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. Минск: Амалфея, 2000. — 448 с.
- Гурьянова М.П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2002. — 184 с.
- Давыдова Л.Н. Формирование у будущих учителей умения педагогического диагностирования: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. -2 1 5с.
- Демин В.О. Реформа среднего профессионального образования России на рубеже столетия // Вузовские вести.- 1999. № 18. — С 46−49.
- Денисова A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1994. 39с.
- Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917−1947гг.- Вып.1.-ML- JL, 1947.-100 с.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Просвещение, 1994.-241 с.
- Добрынин М.А., Ратаек 3. Система непрерывного образования учителей в Польше //Советская педагогика. 1991. — N 7. — С. 130−134.
- Дровалева JI.C. Затруднения учителей малокомплектных сельских школ в воспитательной деятельности и пути их предупреждения. Ростов-на-Дону, 1990. — 219с.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук М., 1983. -216с.
- Егоров В.М. Современные тенденции обновления сельской школы (на материале школ Московской области): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995.- 18 с.
- Егоров Н.Е. Сельская школа Чувашской АССР (1966−1985 гг.). Чебоксары, 1986.- 175 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М., 1989.-342 с.
- Жбанкова Н.С. Подготовка будущего учителя к работе в сельской школе: Межвуз. сб. науч. тр. Смоленск: СИПИ, 1985. — С. 12−15.
- Зайкин М.И. Уроки в малокомплектных классах, — Н. Новгород, 1991.- № 12.- С. 40−43.
- Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.-175 с.
- Захаров Н.И. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991. 221 с.
- Иванов А.Ф. Сельская школа. М.: Педагогика, 1987. — 125 с.
- Иванова Т.В. Формирование у будущих учителей иностранного языка умений использования активных форм обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 2000. — 19 с.
- Идрисов И.Р. Дифференциация дополнительного профессионального образования учителей сельских школ: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. -178 с.
- Ингекамп К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое братство. М.: Высшая школа, 1990. — 248 с.
- Карманова М.А. Технолого-псдагогичсская подготовка учителя иностранного языка в педвузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курган, 1998. -16 с.
- Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX в.: Дис. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1994. — 226 с.
- Ковалев В.П. Вопросы управления общеобразовательной школой. -Чебоксары, 1995.-270 с.
- Ковалев В.П. Формирование профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к работе в сельской малокомплектной школе: Дис. д-ра пед. наук. Чебоксары, 1993.-538 с.
- Кожекина Т.В., Колисниченко И. И. Сельская школа как основа возрождения села.-М.: Ротапринт НИИ ОСО АПН СССР, 1991.-- 148 с.
- Кондратенков А.Е. Сельская образовательная школа на современном этапе. М.: Педагогика, 1979. — 102 с.
- Концепция системной модернизации сельской школы России / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во ИПСР РАО, 2002. — Серия: «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики». — Выпуск 37. — 52 с.
- Краева С.В. Формирование контингента студентов как условие подготовки педагогических кадров для сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. -16 с.
- Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Чебоксары, 1992. — 412с.
- Краснова О.А. Подготовка студентов педколледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе: Дис.канд. пед. наук.- Чебоксары, 1998.211 с.
- Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под ред. М. Н. Кондакова. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1988. — 362 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.: Нева.- 1970.-С. 9.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности: Дис. д-ра пед. наук. Л., 1965. — 539 с.
- Лебедева Л.И. Профессиональная подготовка учителя к учебно-воспитательной работе в начальных классах с многонациональным составом учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. -16 с.
- Левина М.М. Основы технологии профессионального образования. -Минск, 1998.-344 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Лисова К., Суворова Г. Вам предстоит работать в сельской школе // Сельская школа. 1998. — № 1. — С. 93−96.
- Листратенко В.А. Формирование творческого педагогического коллектива в сельской школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1997. -24с.
- Мажар Н.Е. Выявление профессионально значимых качеств личности учителя начальных классов // Учитель советской школы: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1991.-158 с.
- Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — 18 с.
- Максимова О.Г., Чернова О. В. Роль спецкурсов в подготовке будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных социальных функций // Вестник Чувашского гос. пед. университета им И. Я. Яковлева. -2002. -№ 10.-С. 3−17.
- Маралова Е.А. Развитие готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода к обучению школьников (в системе ИПК): Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 22 с.
- Мижериков В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 110 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.- С. 75−76.
- Найденова З.Г. Год сельской школы // Сельская школа. 1998.- № 1,-С. 75−76.
- Найденова З.Г. Подготовка педагогических кадров для сельской школы // Среднее профессиональное образование.- 1999.- № 8.- С. 31−32.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка. Е. А. Маслыко, J1.K. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова: Справочное пособие. Минск: Высшая школа, 1997.-522 с.
- Негневицкая Е.И. Иностранные языки для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра//Иностранные языки в школе. 1987.- № 6. — С. 19−23.
- Неустроев Н.Д., Саввинов Т. Г. Подготовка учителей широкого профиля для сельских школ: Учеб. пособие по курсу «Введение в специальность». Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995.- 64 с.
- Никитенко В.Н. Непрерывность и преемственность общепедагогической подготовки учителя: Дис. д-ра пед. наук. М., 1991.- 532 с.
- Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1959.- С. 53.
- О государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования: Сб. нормативных правовых документов / Под ред П. Ф. Анисимова. М.: Научно-произв. центр «Профессионал», 1998. — 190 с.
- О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001−2010 годы: Приказ М-ва обр-я РФ от 24.04.01 № 1818//Вестник образования. -2001. -№ 19.-С 7−35.
- Об утверждении федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ собрание приказов и инструкций Министерства образования России. 2000. — № 12. — С. 13.
- Орешкина А.К. Проектирование содержания базового профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки специалистов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997, — 22 с.
- Осйпова В.А. Специфика обучающей деятельности учителя малокомплектной сельской школы // Подготовка студентов педвуза к работе в сельской школе: Сб. науч.-метод, статей. Бийск: БиГПИ, 1990.- С. 26−28.
- Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Под ред. П. Т. Фролова, И. С. Соловецкого, А. С. Решетникова и др. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1979.- 215 с.
- Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова.- М.: Просвещение, 1993 -159 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. -2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 544 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений/
- B.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов М.: Школа-пресс, 1997.-С. 21−22.
- Перепелкина Ж.В. Формирование готовности к использованию иностранного языка в процессе подготовки специалиста по физической культуре: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 17 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2, — М.: Педагогика, 1981. — 154 с.
- Петруленков В.М. Гуманизация допрофессиональной подготовки будущего учителя сельской школы в пед. лицее: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996.
- Пивненко П.П. Подготовка студентов педвуза к индивидуальной работе с семьей сельского школьника: Дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1988.-225 с.
- Пинакис М.А. Эффективность педагогической деятельности как предмет анализа учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 19 с.
- Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников: Монография. -М.: Изд-во Института педагогики социальной работы, 2003. 200 с.
- Подготовка специалиста в области образования: Бакалавр, специалист, магистр: Коллективная монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-Вып. VI.-138 с.
- Подготовка студентов педвуза к работе в сельской школе / Отв. ред.
- C.М. Жарков, О. А. Загмовина: Сб. ст. Бийск: Би ГПИ, 1990. — 99с.
- Поляков В.А. Выпускник сельской школы в период перехода к рыночным отношениям в экономике. Сельская школа как основа возрождениясела / Сост.: Т. В. Кожекина, И. И. Колесниченко. М.: Фотопринт НИИ ОСО АПН СССР, 1991
- Пономарева В.В. Специфика регионального подхода к обучению иностранным языкам: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 27 с.
- Посошков И.Т. Об обучении народа грамоте: Книга о скудности и богатстве. М.: Изд-во АН СССР, 1951. — С. 166−172.
- Правовое воспитание населения: Программа спецкурса / Автор-составитель Якушин А. В. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2002. — 26 с.
- Программа развития среднего педагогического образования: (Проект) // Среднее профессиональное образование, — 1999.- № 8.- С. 73.
- Прокофьев В.Б. Развитие городской школы на современном этапе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1998. — 16 с.
- Протченко О.П. Формирование языковой личности учителя начальных классов в педагогическом училище: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1997.-21 с.
- Работа для будущего: Документальное повествование: Кн. для учителя/ Сост.: В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин, — М.: Просвещение, 1989. 222с.
- Разумовский В.Г. Школа и возрождение села // Сельская школа как основа возрождения села / Сост. Т. В Коженкина, И. И. Колисниченко М.: Ростапринт НИИОСМО АПН СССР, 1991.
- Раушенбах В.Э. Краткий обзор основных методов преподавания иностранных языков с I по XX вв. М.: Высшая школа, 1971. — 112 с.
- Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. ст.- М.: Педагогика, 1991. -173 с.
- Резвецов Д.Б. Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения // Ярославский педвестник / Под ред. JI.B. Байбородовой, А. П. Чернявской.- Ярославль, 1998. 108 с.
- Решетников П.И. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для препод, высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
- Рогачев С.А. Социально-педагогические условия совершенствования образовательного процесса в сельской малокомплектной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1997.
- Рогов И.К. Интенсивный значит напряженный // Иностранные языки в школе. — № 9. — 1995. — С. 26−28.
- Романова Л.Т. Нравственная подготовка учителя к работе в сельской школе: Межвуз. сб. науч. тр.- Смоленск: СППИ, 1985.- С. 18−19.
- Рыбакова В.И. Формирование системы непрерывного педагогического образования в Ярославской области // Среднее профессиональное образование. 1999,-№ 8.-С. 28−31.
- Садовников В.А. К вопросу о подготовке компетентного конкурентоспособного специалиста// Среднее профессиональное образование. 1995. — № 5. — С. 6−11.
- Сахарова Е.А. Педагогическое стимулирование достижений учащихся сельской начальной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. — 19 с.
- Семушина Л.Г., Байденко В. И., Васильева С. В., Синагатуллин И. Н. Личностно-деятельностный подход в подготовке учителя сельской школы // Формирование личности учителя: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Сластени-на В.А. М.: Прометей, 1995. — 79 с.
- Симиренко Н.Е., Шалаев И. К. Обеспечение педагогическими кадрами системы образования Алтая. Барнаул, 1999.- 145 с.
- Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. ML: МГПИ, 1982.-С. 14.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Дис. д-ра пед. наук. М., 1977.- 386 с.
- Смолкин A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991.
- Смятских A.JI. Становление и развитие среднего специального педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 17 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров A.M. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1983.-1600 с.
- Соколовская М.К. Школа в борьбе за ликвидацию неграмотности и подъем культуры на селе // Педагогический вуз и сельская школа: Сб. науч. тр. -М., 1974,-С. 116−128.
- Солоухин В. Продолжение времени // Наш современник-1982.-№ 1, — С. 115.
- Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: Методическое пособие / Под. ред. М. П. Гурьяновой, Г. В. Пичуги-ной. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. — 256 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль, 1976.- С. 48.
- Среднее педагогическое образование, перспективы развития /Под ред. П. Ф. Анисимова. М.: ИПРСПО, 2001. — 105 с.
- Степанов П.А. Педагогические условия совершенствования трудовой политехнической подготовки сельских школьников (на материале Республики Саха (Якутия): Автореф. дис. канд. пед. наук. Якутск, .997.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. — С. 17.
- Сухопарова М.А. Проблемы подготовки учителя в истории советской высшей школы // Педагогический вуз и сельская школа. М., 1974. -С. 128−139.
- Татищев В.Н. Разговор о пользе наук и училищ (1733) // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России до Великой Октябрьской соц. революции. М.: Просвещение, 1974. — С. 53.
- Толстой JI.H. О народном образовании: Хрестоматия по истории школы и педагогики России. М.: Просвещение, 1974. — С. 314−332.
- Толстой JI.H. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. 1553−1593 // Иностранные языки в школе. 1998. — № 3. — С. 14.
- Торрес P.M. Реформа образования невозможна без реформы подготовки учителей // Преподаватель. 1999. — № 6. — С. 22−27.
- Уваровская О.В. Управление процессом развития непрерывного педагогического образования в комплексе «лицей колледж — вуз»: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1999. — 18 с.
- Учитель советской школы: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Сла-стенина. М.: Прометей, 1991. — 158 с.
- Ушаков П.К. Сельская школа: возможности, порожденные слабостями //Директор школы. 1999. — № 3. --С. 10−12.
- Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах // Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — С. 63−67.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1945. — 215 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2. — М., 1988.-С. 119.
- Федорова Л.И. Формирование общественной активности как один из аспектов общепедагогической подготовки студентов / Подготовка будущего учителя к работе в сельской школе: Межвуз. сб. науч. тр. Смоленск: СГПИ им. К. Маркса, 1989. — С. 45−49.
- Филиппов В.М. Российское образование на рубеже веков // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 8. — С. 4−12.
- Философский словарь / Под ред. Фролова И. Г. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1991. — 197 с.
- Фромм Э. Искусство любви. М.: Наука, 1989. — 120 с.
- Харламов И.Ф., Горленко В. П. Педагогическая практика: старые и новые подходы // Педагогика. 1997. — N 4. — С. 72−77.
- Харьковская Е.А. Изменение ценностных ориентации студентов в процессе обучения // Проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов и преподавателей педучилищ и колледжей. СПб., 1997,-С. 19−20.
- Хасбулатов М.Г. Формирование интереса к профессии учителя в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов педвуза (на материале английского языка): Дис.канд. пед. наук. М., 1991.-203с.
- Хрестоматия по истории педагогики в России. М.: Просвещение, 1974.- 528 с.
- Хрисанова Е.Г. Обучение студентов педвуза приемам самоконтроля профессиональной деятельности // Высшее педагогическое образование в Чувашии: становление, развитие. Чебоксары, 1996. — С. 109−112.
- Целевая программа «Учитель сельской школы: подготовка, повышение квалификации, переподготовка» / Рук. И. А. Зязюн. Полтава, 1989.- 39 с.
- Цирюльников A.M. Вариативность в организации сельской школы: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — С. 58.
- Цирюльников A.M. Сельская школа: Проблемы и перспективы развития. М.: ВНИК «Школа», 1989. — 75 с.
- Чалов А.Н. Подготовка педагогических кадров для села. Ростов-на-Дону, 1978. — 57 с.
- Челнокова А.Н. Общекультурная подготовка учителя сельской школы в деятельности РОНО: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 15 с.
- Черных JI.A. Принцип народности в деятельности современной сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Белгород, 1998. — 19 с.
- Шамова Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе? М.- Тюмень, 1994. — 83 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. — 221 с.
- Шепель В.Т. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Финансы и статистика, 1992.- 240с. с
- Шерайзина P.M. Организационно-педагогические основы повышения квалификации учителей сельских малокомплектных школ: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1991. — 217 с.
- Шерайзина P.M. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования: (Теоретико-методологический аспект): Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1994. — 41 с.
- Шитов С.Е. Методология и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1997. 19 с.
- Щербакова Е.В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в V-IX классах сельской школы с малой наполняемостью учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 17 с.
- Юнг К. Аналитическая психология. СПб., 1994. — 136 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Просвещение, 1996. — 95 с.
- Яковлев Г. А. Национальные аспекты подготовки педагогических кадров // Высшее педагогическое образование в Чувашии: становление, развитие. Чебоксары, 1996. — С. 124−127.
- Basic skills ESEA. Elementary and secondary education act. Title III projects In the nation’s schools. Washington, 1974. — 41 p.
- Dawson Peter. Teachers and Teaching. Oxford, 1984. -166 p.
- Elementary and secondary civil rights survey: District summary. -Washington: Gov. print, off, 1989.
- Grossman Pamela. The Making of a Teacher: Teacher Knowledge and Teacher Education. New York, 1990. -184 p.
- Hamblin Douglas H. Teaching Study Skills. London, 1981. -160 p.