Организация разновозрастных групп в ДОУ: особенности комплектования и организации воспитательного процесса
В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т. д. Воспитательно-образовательная работа в разновозрастных группах осуществляется педагогами… Читать ещё >
Организация разновозрастных групп в ДОУ: особенности комплектования и организации воспитательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т. д.
Разновозрастная группа представляет собой особую социально-психологическую среду развития дошкольника, которая характеризуется сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которые одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник», «ребенок — младший ребенок», «ребенок-старший ребенок»;
Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей.
Дети разного возраста, находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы других при выборе вариантов совместной деятельности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения.
Воспитание и образование детей в условиях разновозрастной группы ДОУ будет иметь положительный эффект если:
- · воспитатель владеет знаниями закономерностей организации и функционирования разновозрастных детских групп;
- · в ДОУ создана соответствующая среда;
- · содержание, формы и методы работы педагога — воспитателя ориентируются на специфические условия деятельности.
В зависимости от возрастного состава и количества детей, комплектование детей в малокомплектном ДОУ в группы и подгруппы может быть следующим:
в трехгрупповом ДОУ:
— две группы — дети смежного возраста, — одна — старшие дети одного возраста.
в двухгрупповом ДОУ:
- 1 способ: две группы детей смежного возраста — 2 и 3 года, 4 и 5 лет.
- 2 способ: две группы детей резко контрастного возраста — 2 года и 5 лет, 3 года и 6 лет.
- 3 способ: две группы детей относительно контрастного возраста — 2 и 4 года, 3 и 5 лет.
в одногрупповом ДОУ, где фактически вместе воспитываются дети смежного, контрастного и резко контрастного возраста выделяются три подгруппы:
- 2 подгруппы — дети смежного возраста.
- 1 подгруппа — старшие дети одного возраста.
Наименее неблагоприятные условия для развития детей в тех учреждения, которые укомплектованы детьми резко контрастного возраста:
во-первых, трудно создать должный воздушно-тепловой режим;
во-вторых, разница в возрасте определяет и различную степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям и уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности и т. п.
в-третьих, существенные трудности возникают и при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса.
В случае комплектования групп детьми близких, смежных возрастов лучше реализуется принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения непосредственно-образовательной деятельности.
Дифференцированная работа с двумя смежными подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.
Воспитательно-образовательная работа в разновозрастных группах осуществляется педагогами в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т. д.), а также в процессе непосредственно образовательной деятельности.