Каков вклад Н. М. Верзилина в развитие теории и методики обучения биологии?
В чем заключается образовательная и воспитательная ценность научно-художественных книг Н. М. Верзилина для детей?
Николай Михайлович Верзилин (1903;1984)
Биографическая справка и этапы профессионального становления.
Н. М. Верзилин — основоположник теории обучения биологии. Родился в семье крестьян Курской губернии. Затем семья переехала в Новгородскую губернию, где в 1920 году Николай Михайлович закончил Маловишерскую школу II ступени. Еще обучаясь в старших классах, он начал преподавать в начальной школе. В школьные годы активно участвовал в скаутском движении и был избран старшим патрульным I Новгородского отряда бойскаутов «Лесной голубь». Главными задачами отряда являлось изучение природы, укрепление здоровья, развитие выносливости и способов поведения в экстремальных условиях. Для формирования таких качеств организовывались многодневные походы в лес, в течение которых участники учились использовать его ресурсы для выживания. Юношеская увлеченность лесом и лесными растениями во многом определила в дальнейшем его научные интересы и направления деятельности. Впоследствии Н. М. Верзилин участвовал в создании первых отрядов «юных коммунистов» при школе в Малой Вишере.
С 1921 по 1928 год Н. М. Верзилин обучался в Ленинградском сельскохозяйственном институте, где получил профессию агронома. Однако он отказался от агрономической практики и после окончания вуза преподавал естествознание в семилетней школе рабочего поселка Торковичи.
В 1929 году вместе с семьей Николай Михайлович переехал в Псков, где преподавал ботанику, биологию, методику естествознания, сельскохозяйственные дисциплины в школе и педагогическом техникуме. В школе молодой учитель создает небольшую опытную лабораторию, пришкольный участок, уголок живой природы. Впоследствии на основе приобретение ных знаний выпускает книги, раскрывающие актуальные тогда проблемы преподавания биологии: «Агробиологический участок средней школы», «Опыты с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий».
В 1932;1933 годах Н. М. Верзилин участвовал в организации Псковского педагогического института, где вел курсы ботаники и общей биологии, создал ботаническую лабораторию.
В 1933 году по приглашению Ленинградской естественнонаучной педагогической станции Н. М. Верзилин приехал в Ленинград, где получил должность научного руководителя кабинета ботаники и до 1938 года курировал преподавание ботаники в ленинградских школах. Затем ученый возглавлял факультет естествознания Ленинградского института усовершенствования учителей.
С 1967 года научно-профессиональная деятельность Н. М. Верзилина связана с ЛГПИ им. А. И. Герцена, в котором он работал на факультете повышения квалификации и в качестве профессора-консультанта на кафедре методики преподавания естествознания.