Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Введение. 
Дискуссия как средство совершенствования коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность данного исследования определяется насущной потребностью общества в выпускнике общеобразовательной средней школы с высоким уровнем коммуникативной компетенции. В настоящее время в условиях острой публичной полемики ощущается явная недостаточность культуры дискуссионного общения. Одновременно в учебных планах сокращается количество часов на преподавание риторики. В связи с этим… Читать ещё >

Введение. Дискуссия как средство совершенствования коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период обновления системы российского образования все больше возрастают требования ко всем участникам образовательного процесса. Школа позиционируется в обществе не только как учреждение, способствующее получению необходимых знаний учащимися, но и как социальный институт, который позволит выпускнику применить полученные знания. учебная дискуссия история урок В ФГОС СОО (2012) заявлено, что у выпускника обязательно должна быть сформирована коммуникативная компетенция. Он должен «применять и использовать полученные знания и умения в познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность» [83, URL]. За этим стоит умение оценивать свою позицию, эффективно владеть речью, убедительно представлять собственную точку зрения, отличать ее от иной и уметь отстаивать. Уровень коммуникативной компетентности выпускника заметно влияет на успешность и эффективность его социализации и самореализации в обществе.

Модернизация современного образования предполагает включение в процесс обучения активных форм, среди которых особенно мы выделяем дискуссию. Использование дискуссии как формы публичного выступления продиктовано развитием демократических отношений, формированием гражданского общества. При этом надо учесть, что дискуссия как форма обучения не входит в обязательную образовательную программу.

Актуальность данного исследования определяется насущной потребностью общества в выпускнике общеобразовательной средней школы с высоким уровнем коммуникативной компетенции. В настоящее время в условиях острой публичной полемики ощущается явная недостаточность культуры дискуссионного общения. Одновременно в учебных планах сокращается количество часов на преподавание риторики. В связи с этим необходимо развивать дискуссионную речь при изучении предметов гуманитарного цикла, в частности на уроках истории.

Объект исследования — учебная дискуссия в системе школьного обучения.

Предмет исследования — совершенствование коммуникативной компетенций учащихся старших классов средствами учебной дискуссии.

Цель работы — выявление общего уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся старшей школы и разработка методики совершенствования коммуникативной компетенции на уроках истории.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • 2.5.1 изучить научную литературу по исследуемой проблеме;
  • 2.5.2 выявить специфику формирования коммуникативных компетенций и особенности организации учебной дискуссии;
  • 2.5.3 провести констатирующий срез для выявления общего уровня коммуникативной компетенции старшеклассников;
  • 2.5.4 определить методический потенциал для повышения уровня коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории;
  • 2.5.5 разработать методику совершенствования уровня коммуникативной компетенции старшеклассников на уроках истории средствами учебной дискуссии.

Теоретической базой исследования послужили работы следующих учёных: Н. И. Алмазова, A.C. Белкин, Н. В. Волошина, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, В. А. Кальней, А. Г. Каспаржак, О. А. Лаптева, Н. И. Махновская, Р. П. Мильруд, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов и др.

Основные методы исследования: 1) изучение научной и прикладной литературы; 2) текстовый анализ; 3) наблюдение; 4) анкетирование.

Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики учебной дискуссии и разработке методики опытного обучения дискуссии старшеклассников на уроках истории.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенной методики совершенствования коммуникативной компетенции учащихся учителями общеобразовательной средней школы.

С учетом цели, объекта и предмета исследования выдвигается следующая гипотеза исследования: учебная дискуссия способствует повышению уровня коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках истории.

Структура работы. Магистерская диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы, включающего 97 источников.

В первой главе представлен поаспектный реферативно-аналитический обзор материалов научной и прикладной педагогической и методической литературы по изучаемой теме. Рассматриваются соотношения понятий «коммуникативная компетенция» и «компетентностный подход». Описывается диагностика коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории.

Вторая глава посвящена описанию видов и функций дискуссии, особенностям дискуссии на уроках истории. Обозначен методический потенциал дискуссии для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся старших классов. Представлено проектирование ситуации включения учебной дискуссии в урок истории. Разработана программа опытного обучения модуля элективного курса для учеников старших классов, направленная на совершенствование коммуникативной компетенции на уроках истории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой