Педагогические условия профессиональной подготовки учителя начальных классов к решению педагогических задач
Диссертация
Современной педагогической наукой доказано, что все педагогические задачи, вне зависимости от класса, типа и уровня сложности, являются задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в организации их развивающей деятельности, в их позитивном самоосуществлении. В технологии использования системы обучающих задач предприняты попытки представить обобщенную теоретическую модель… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Предпосылки зарождения заданного подхода в педагогической науке
- 1. 2. Сущность и структура педагогической задачи
- 1. 3. Типология и функции педагогических задач
- Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
- 2. 1. Педагогическая задача как дидактическая единица процесса профессиональной подготовки будущего учителя
- 2. 2. Содержание профессиональной готовности педагога к решению педагогических задач
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Абдуллина О. А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1989.- 173 с.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -141 с.
- Адольф JI. JL Формирование познавательной активности учителя начальных классов в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М. — 1995. — 16 с.
- Актуальные вопросы методики воспитательной работы в начальных классах: Программа и план спецсеминара для студентов факультета педагог, и метод, нач. обучения / Сост. Воронцова Л. Д. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1980. — 24 с.
- Алексашина И.Ю. Использование теоретических знаний при решении педагогических задач как основа самообразования учителя .//Психологические проблемы самообразования учителя. М.: АПН1. СССР, 1986. 80 с.
- Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. -Казань: Изд-во КГУ, 1993.-251 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Бахир В.К. Деятельностный подход в профессиональном образовании учителя. // Проблемы подготовки будущих специалистов в вузе: Межвузов, сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1996. — 210 с.
- Берг А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. — М., Л., 1964. -64 с.
- Бескина P.M., Чудновский В. Э. О психологических предпосылках комплексного подхода к воспитанию. // Сов. пед. 1982. — № 7. — С. 27−33 127
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В 2-х томах. T.l./Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
- Блонский П.П. Мои воспоминания. М.: Педагогика, 1971. — 175 с.
- Блонский П.П. Педагогика. М.: Работник просвещения, 1924. — 144 с.
- Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников. // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 27−36
- Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы как путь развития мышления и активизации учения. // Вопросы психологии. 1962. -№ 4.-С.79
- Бондаренко Л.И. Профессиональная подготовка и формирование личности учителя. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. — 145 с.
- Брушлинский А.В. О процессе поисков неизвестного в ходе решения мыслительной задачи. Сообщение I. // Новые исследования в педагогических науках. 1966. — Вып. VI.
- Введение в психологию. / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 496 с.
- Вислогузова М.А. Значение и место педагогических творческих заданий в системе подготовки учителя. // Новые исследования в педагогических науках. / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. — 72 с.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии./Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
- Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся: Ученые записки. Сборник 2(часть 1). Казань*. Изд-во КГПЙ, 1969. — 62 с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. — 78 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
- Гильманов С.А. Упражнения по развитию педагогической интуиции: Методические рекомендации слушателям ФППК ОНО, студентам и препода128вателям педагогических факультетов и отделений. Тюмень, 1989.
- Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.
- Гришин Д.М. О видах и структуре учебных задач // Советская педагогика.-1965. 3. С.33
- Гурней Б. Введение в науку управления: Пер. с фр. Г. С. Яковлевой. М: Прогресс, 1969. — 430 с.
- Гусев С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985.- 192 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960. — 299 с.
- Дистервег А. Избр. пед. соч./Сост. В. А. Ротенберг. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва просвещ. РСФСР, 1956. — 374 с.
- Доналдсон, Маргарет. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985. -191 с.
- Дорно И.В. Проблемное обучение в школе: Учебно-методическое пособие для студенггов-заочников II-III курсов педагогических институтов. М.:1. Просвещение, 1983. 31 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
- Емельянов Ю.Н. Обучение общению в учебно-тренировочной группе. //Психологический журнал. Т.8. — 1987. — № 2. — С.81−87
- Жуйков С.Ф. Проблемы активизации учащихся в психологии обучения и воспитания. // Советская педагогика. -1966. № 1. — С.69
- Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: АПН РСФСР, 1963. — 600 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загвязинский В.И. О соотношении эмпирических и теоретических методов129 В педагогическом исследовании. // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: Межвузовский сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 136 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Задачи, задания и деловые игры по педагогике: Методические рекомендации. / Сост. Е. В. Семенова. Красноярск: КГУ, 1991. — 23 с.
- Зинченко В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление. //Коммунист. 1988. — № 3. — С.96−104
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 333 с.
- Иванников В.А. Формирование побуждения к действию. // Вопросы психологии. 1985. -№ 3. — С. 113−122
- Иванова Т.В. Особенности развития психологической готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1983.-21 с.
- Иванова Ю.А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1990.
- Иващенко Ф.И. Задачи по общей возрастной и педагогической психолог&trade-: Учебное пособие для студентов пед. институтов. 2-е изд., доп. Минск: Вышэйшая школа, 1985. — 95 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Как построить свое «Я». / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.-136 с.130
- Как решать педагогические задачи?: Тезисы докл. Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. проф. Спирин Л. Ф. Москва-Кострома: МОРФ, МЗГПИ, КГПИ, 1992.
- Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения: Методические рекомендации. М., 1990. — 31 с.
- Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Кедров Б.М. Логико-психологический анализ открытий. // Наука и жизнь. -1967.-№ 12.
- Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х томах. Т.1. / Под ред. А.И. Пискуно-ва. М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
- Кондрашова Л.В. Методика подготовки будущего учителя к педагогическому взаимодействию с учащимися: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Прометей МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 158 с.
- Конопкин О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека. // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.5−12
- Косова Н.М. Готовность к педагогическому общению в структуре социальной активности будущих учителей. В межвуз. сб. науч. тр.: Формирование социально активной личности учителя. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 155 с.
- Костюк Г. С. Вопросы психологии мышления. В кн.: Психологическая наука в СССР. Т.1. М.: АПН РСФСР, 1959. — 599 с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — с. 20−26
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. -166 с.
- Кулюткин Ю.Н. Педагогическая задача. В кн.: Творческая направленность деятельности педагога. Л., 1978. — 100 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения. М.: Просвещение, 1985. -128 с.131
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М: Педагогика, 1970.-231 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Изд-во Об-ва «Знание» РСФСР, 1967. — 37 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Эвристический поиск при решении задач. Сообщение I. В сб.: Новые исследования в педагогических науках. Вып. XI. М.: Педагогика, 1967.
- Кыверялг А.А. Методы исследования профессиональной педагогики. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Знание, 1988.-256 с.
- Левина М.М. Методологические характеристики педагогической технологии обучения. В кн.: Научные труды Московского пед. гос. унив. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1998. — 486 с.
- Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Минск, 1996. — 230 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории, М.: Просвещение, 1968. — 94 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. — 288 с.
- Локк Д. Мысли о воспитании. В кн.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Сост. и автор ввода. Статей А. И. Пискунов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981.-528 с.
- Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. /Под ред. Г. С. Макаренко. М.: АПН РСФСР, 1950. — 98 с.132
- Малышев К.Б. Моделирование в психолого-педагогической деятельности.- Вологда: Изд-во ВПУ «Русь», 1997. 226 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.:1. Педагогика, 1975. 368 с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.
- Машбиц Е.И. Психологические проблемы проектирования учебной деятельности. //Вопросы психологии. 1979. — № 6. — С.97−103
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. / Под ред. Ку-люткинаЮ.Н., СухобскойГ.С. -М., 1981. -120 с.
- Молчанова М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе: Дис. .докт. пед. наук. Луганск, 1993.
- Мор Т. Утопия. / Пер. с латин. Ю. М. Каган. Отв. ред. И. Н. Осиновский.1. М.: Наука, 1978.-415 с.
- Моторина Л.Е. Взаимосвязь личностного и надличностного знания. //Философские науки. 1982. — № 2. — С.52−58
- Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. /Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. М., 1990. -104 с.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 3. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.- 632 с.
- Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1975. — 302 с.133
- Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя. // Советская педагогика. 1982. — № 4. -С. 90−92
- Новое в воспитательной работе школы. / Сост. Щуркова Н. Е., Шнырева
- В.Н. М.: МГИУУ, 1991. -110 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности. //Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−19
- Педагогическая технология. / Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1992,
- Педагогические задачи и ситуации по теории и методике воспитания: Учебно-методические материалы. / Р. Г. Амосова, Е. А. Леванова, А. И. Мищенко, А. В. Мудрик и др. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1991.-86 с.
- Песталоцци И.Г. Избр. пед. произведения. В 3-х томах. Т.З. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1965. — 635 с.
- Петрова М.А. Решение учебно-профессиональных задач в системе подготовки будущего учителя. // Совершенствование профессиональной подготовки педвуза. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1995. — 210 с.
- Пискунов А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя. // Советская педагогика. 1985. — № 12. — С.42−47
- Пойя Д. Как решать задачу. М., 1959.
- Пойя Д. Математическое открытие. Решение задач. М., 1970.
- Полякова Т.С. Затруднения в методической деятельности учителя. //Содержание и формы методической работы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях реформы. -М., 1988. С. 52−58
- Попова С.И. Профессиональная подготовка педагога к реализации психотерапевтической функции в воспитании школьника: Дис. .канд. пед. наук.-М., 1995.-232 с.134
- Поташник М.М., Вульфов Б. Э. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.- 144 с.
- Проблемы подготовки будущих специалистов в вузе. / Отв. ред. Бахир В. К. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1996. — 210 с.
- Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя. / Под ред. А. И. Щербакова. JL: ЛГПИ, 1980. — 166 с.
- Противоречия школьного воспитания: Семь проблем, семь решений./Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Педагогическое Общество, 1998. — 95 с.
- Психология воспитания. / Под ред. В. А. Петровского. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1995.- 152 с.
- Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 301 с.
- Рейтман У.Р. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов. М.: Мир, 1968. — 400 с.
- Репкин В.В. Психологическая организация учебного материала и успешность обучения: Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1967. — 19 с.
- Розиков О.Р. Содержание и методика реализации критериев оптимального принятия системы учебных задач в обучении. // Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях реформы. М., 1988. — С.68−81
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Госучпедгиз, 1946. -704 с.
- Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии. //Психологический журнал. Т. 10. 1989. — № 3. — С. 14−21
- Руссо Ж.-Ж. Пед. соч. В 2-х томах. Т.1. / Под ред. Г. Н. Джибладзе- сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. — 656 с.
- Салаватова С.С. Интенсификация подготовки учителя в педагогическом вузе на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Казань, 1991. — 215 с.135
- Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. -4.1: Экспериментальное учебное пособие. М.: АПН СССР, 1988, — 203 с.
- Самарин Ю.А., Эсаулов А. Ф. Психолого-педагогический аспект программирования учебного материала. В кн.: Программированное обучение. Л.: Знание, 1968. -104 с.
- Селезнева Н.Т. Проблема формирования у будущих учителей профессиональной готовности к изучению школьников. В межвузов, сб. науч. тр. «Формирование социально активной личности учителя». М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 154 с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб «Реалисты», 1997. — 336 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
- Славская К.А. Детерминация процесса мышления. В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
- Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя. //Советская педагогика. -1981. № 4. — С.76−84
- Сластенин В.А., Андриенко Е. В. Профессиональная самоактуализация будущего учителя, // Науч. тр. Mill У. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1998. — 486 с. — С.3−12
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. -512 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 224 с.136
- Слободчиков В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития. // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 24−31
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — 255 с.
- Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по психологии. М.: Просвещение, 1979. — 157 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. -М.: Педагогика, 1974. 192 с.
- Спирин Л.Ф. Обучение студентов решению педагогических задач. //Советская педагогика. 1984. — № 7.
- Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. / Под ред. проф. П. В. Конаныхина. Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1994. — 107 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразованием/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагог, агентство, 1997. — 154 с.
- Спирин Л.Ф. Учим анализировать педагогические ситуации. // Народное образование. 1983. — № 6.
- Спирин Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1974. — 130 с.
- Спирин Л.Ф., Фрумкин М. Л., Павличкова Г. Л. Педагогические задачи и их решения. Москва-Кострома: МЗГПИ, КГПИ, 1991. — 56 с.137
- Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: Вышэйшая школа, 1974. -382 с.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста. // Вестник высшей школы. 1986. — № 3.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983. 96 с.
- Талызина Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987. — 173 с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Московского университета, 1969. — 304 с.
- Толлингерова Д.С. Применение ЭВМ с графическим дисплеем для определения уровня когнитивности учебных задач. // Актуальные основы современной психологии. М., 1983. — С. 150−153
- Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2-х томах. Т.1. / Под ред. проф. В. Я. Струминского. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва Просвещ. РСФСР, 1953. -635 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. Соч. Т.8. М.-Л.: АПН РСФСР, 1950.-776 с.
- Формирование социально активной личности учителя: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: Изд-во МШИ им. В. И. Ленина, 1989. -154 с.
- Формирование у студентов готовности к учительской деятельности: Методические рекомендации. / Сост. А. И. Еремкин и др. Херсон, 1989.
- Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. Изд-е 3-е, дораб. М.: Просвещение, 1989. -191 с.
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
- Фридман Л.М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса:
- Методическая разработка. М.: АПН СССР, 1990. — 61 с.138
- Фрумкин M. JL О педагогических задачах как средстве профессионального развития студентов. // Движущие силы развития личности. Тюмень, 1976. — С.76−84
- Фрумкин M.JI. Учебно-познавательные задачи в профессиональнопедагогической подготовке учителя. // Советская педагогика. 1981. — № 11.
- Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. Курск: Изд-во КГПИ, 1994.
- Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: Сборник ролевых игр. -М., 1991. -101 с.
- Шамова Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
- Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. В 2-х томах. Т.2. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — 416 с.
- Швалб Ю.М. Соотношение цели и средства в учебной деятельности: Авто-реф. дис. .канд. псих. наук. Киев, 1984. — 24 с.
- Шевченко С.Г. Таксономия учебных задач в курсе психологии. //Проблемы подготовки будущих в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1996. 210 с. — С.33−37
- Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики. -М.: Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1992. -16 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М., 1972.
- Ядов В.А. Методология и процедуры социологических исследований. -Тарту, 1968. 128 с.