Педагогическая модель формирования готовности учителей к применению инновационных технологий
Реализация педагогической модели формирования готовности учителей к применению инновационных технологий требует создания особых психолого-педагогических условий: выстраивания педагогического процесса в активном и интерактивном режиме, который позволит педагогу раскрыть свой внутренний потенциал, присущие ему позитивные качества и способности, преодолеть консерватизм во взглядах, включиться… Читать ещё >
Педагогическая модель формирования готовности учителей к применению инновационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях динамичного развития общества и становления национальной инновационной системы образования практикой востребован педагог, который ориентирован на развитие своей педагогической деятельности и образовательной системы школы. Для того чтобы соответствовать требованиям времени, современный учитель должен находиться в постоянном поиске новых средств обучения, быть подготовленным к применению инновационных технологий с целью повышения качества образования и улучшения результатов своей педагогической практики.
Формирование готовности педагогов к применению инновационных технологий это целенаправленный процесс изменения определенных способностей и педагогических компетентностей, направленных на повышение качества образования. Эффективность формирования готовности учителей определяется наличием условий, качественного содержания и способов осуществления.
Готовность в научной литературе понимается как интегральное качество личности, состояние субъекта деятельности, предшествующее выполнению им какого-либо осознанного вида деятельности, и обусловлено психологическими особенностями, присущими данному человеку, а также конкретными условиями, в которых осуществляется эта деятельность. Так, состояние готовности, по мнению ученых (М.Н. Дьяченко, Л.А. Кандыбович), это «настрой», актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент, внутренняя настроенность личности на определенное поведение при выполнении трудовых и учебных задач, а также установка на «активные и целесообразные действия» [2].
К. Ангеловски [1, с. 34 37] исследует основные мотивы отношения педагога к нововведениям, индикаторы его подготовленности к использованию новых технологий. Ученым выделены основные мотивы работы педагогов в инновационном режиме: повышение эффективности работы, удовлетворенность общества результатами образования, личностное самоутверждение, материальные стимулы.
В ходе нашего исследования разработана педагогическая модель формирования готовности учителей к применению инновационных технологий, которая включает этапы, связанные с экстраполяцией стадий технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП): «Вызов проблематизация», «Обучение осмысление освоение», «Рефлексия коррекция новый вызов» (см. рис. 1).
Этап «Вызов проблематизация» включает диагностику исходного уровня готовности учителей к освоению инновационных технологий с целью выбора технологий для решения актуальных проблем в обучении и воспитании школьников; ознакомление с несколькими инновационными технологиями; диагностику уровня готовности учителей к освоению инновационных технологий; выбор школьной командой конкретной инновационной технологии для освоения и дальнейшего применения.
Рис. 1. Педагогическая модель формирования готовности учителей к применению инновационных технологий
Цели первого этапа реализации модели формирования готовности учителей к применению инновационных технологий соответствуют целям первой стадии технологии РКМЧП «Вызов»: актуализация знаний об инновационных технологиях и способах их применения, о современных требованиях к результатам школьного образования; повышение у учителей мотивации к освоению и дальнейшему применению инновационных технологий; постановка учителями собственных целей профессионального развития через выявление проблем и осмысление возможности их решения с помощью освоения и применения инновационных технологий.
Этап «Обучение осмысление освоение» включает обучение школьной команды технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (или любой другой) и ее освоение. Второй этап модели формирования готовности учителей к применению инновационных технологий включает обучение школьных команд выбранной для углубленного изучения технологии по специально разработанной программе и ее освоение. Данный этап соответствует второй стадии технологии РКМЧП «Осмысление» и ее целям: создать условия для активного изучения, восприятия и освоения изучаемой технологии с целью решения учителями проблем в освоении школьниками предметных дисциплин; расширить и углубить знания и представления о технологии; освоить стратегии и приемы организации урока по новой технологии.
В профессиональной образовательной программе особое место занимает не только определение формы организации занятий, но и отбора содержания, направленного на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Этап «Рефлексия коррекция новый вызов» включает диагностику уровня готовности учителей к применению технологии РКМЧП (или любых других инновационных технологий); рефлексию обучения и применения технологии; коррекцию применения организацию нового вызова выбор школьной командой другой инновационной технологии для углубленного изучения. На данном этапе реализации модели с целью демонстрации уровня освоения и готовности педагогов к применению технологии РКМЧП (или любых других инновационных технологий) школьными командами проводятся мероприятия (педагогические советы или семинары), анализируются результаты применения учителями технологии, вносятся коррективы в использование технологии, ее стратегий и приемов, выявляются новые проблемы в образовательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителей и выбирается другая инновационная технология для углубленного изучения с целью их решения.
Обучение школьных команд проводится на базе образовательных учреждений, что дает возможность всей школьной команде включаться в процесс восприятия, осмысления и осознанного выбора тех инновационных технологий, которые помогут коллективу школы реализовать программу развития образовательного учреждения, разработать новую стратегию программы развития школы. Академик В. С. Лазарев полагает, что концепция и стратегия представляют собой общую идею, но если концепция это «замысел желаемого будущего школы, то стратегия замысел перехода к нему. Этот замысел приобретает форму самого общего плана, определяющего, какие задачи построения желаемой педагогической системы школы и в какой последовательности будут решаться, исходя из имеющихся у школы возможностей» [3, с. 269 270].
Форма обучения школьных команд имеет ряд преимуществ по сравнению с формой повышения квалификации, которая реализуется на предметных кафедрах, а именно:
позволяет создать особые педагогические условия, необходимые для комфор-тной и успешной работы коллектива данного образовательного учреждения в целом;
- • администрация школы серьезно поддерживает свой педагогический коллектив, включенный в процесс совместного освоения инновационных технологий, поскольку решение пройти обучение по обзорному курсу и ознакомить педагогический коллектив с инновационными технологиями принимает администрация образовательного учреждения;
- • руководство школы может опереться на педагогов, мотивированных на углубленное изучение и дальнейшее применение технологий в своей педагогической практике;
- • учитель получает возможность «найти единомышленников не только среди коллег по предметной кафедре, но и во всем педагогическом коллективе и найти свое место в общей стратегии развития школы» [4, с. 56.].
Реализация педагогической модели формирования готовности учителей к применению инновационных технологий требует создания особых психолого-педагогических условий: выстраивания педагогического процесса в активном и интерактивном режиме, который позволит педагогу раскрыть свой внутренний потенциал, присущие ему позитивные качества и способности, преодолеть консерватизм во взглядах, включиться в рефлексивную деятельность в процессе освоения содержания курса повышения квалификации, в конструирование равнопартнерских субъектсубъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
учитель готовность инновационный школьный.
- 1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя / Пер. с макед. М., 1991.
- 2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Личность, образование, самообразование, профессия: Краткий психологический словарь: Минск, 1998.
- 3. Лазарев B.C. Управление инновациями в школе. Учебное пособие. М., 2008.
- 4. Прокофьева Л. Б. Открытая образовательная жизнь: Сборник избранных работ. М., 2007.