Введение.
Особенности использования проектного обучения в системе СПО
Задача, стоящая перед учебными заведениями, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новой педагогической технологии. Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т. е… Читать ещё >
Введение. Особенности использования проектного обучения в системе СПО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.
В концепции модернизации образования способность студентов к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки обучающихся (TIMSS, CIVIC) [65]. В исследованиях принимают участие многие студенты, к сожалению, показывающие по указанному критерию далеко не лучшие результаты. Названные обстоятельства делают весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных для массовой практики педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности образования.
Реформирование среднего профессионального образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения [13; 31; 44; 51; 59], дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:
- — к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
- — к целеполаганию;
- — к самообразованию и самоорганизации;
- — к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
- — умения делать выбор и принимать решения.
Задача, стоящая перед учебными заведениями, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новой педагогической технологии [21]. Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т. е. их надпредметный характер.
Проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Её применение особенно актуально на старшей ступени обучения (10−11 класс) средней общеобразовательной школы, либо в системе СПО [31]. Она детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И. Л. Бим, И. А. Зимней, Т. Е Сахаровой, М. Б. Павловой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Особенности использования проектного обучения в системе СПО».
Цель работы: теоретически обосновать особенности проектного обучения, разработать и внедрить проект «Найди свой стиль» в образовательный процесс среднего профессионального образования.
Объектом исследования является образовательный процесс среднего профессионального образования.
Предмет исследования: технология проектной деятельности в учреждениях профессионального образования.
Задачи:
- 1. Раскрыть сущность и содержание проектного обучения в системе СПО.
- 2. Определить особенности использования метода проекта в системе среднего профессионального образования.
- 3. Проанализировать опыт использования проектного обучения в образовательном процессе.
- 4. Разработать творческий проект «Найди свой стиль».
Теоретическая значимость исследования заключается в определении особенностей использования метода проекта в образовательном процессе СПО.
Практическая значимость исследования: разработанный творческий проект может быть использован в системе среднего профессионального образования.