Животные.
Экологическая культура населения России
Коренные жители Байкальского региона всегда занимались охотой. Продолжают заниматься и в настоящее время из-за отсутствия в основном других источников доходов (охота — одна из возможностей прокормить семью). Но если раньше существовала некая охотничья этика, которая не позволяла убивать без надобности (убивать маток, стрелять птиц весной, охотиться в неположенные сроки), и эти правила строго… Читать ещё >
Животные. Экологическая культура населения России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На ранних этапах истории человек не выделял себя из окружающей природы. Мир животных существовал с ним как бы «на равных». Прежде чем стрелять в спящего, не способного к обороне зверя, его требовалось разбудить, если же этого не сделать — совершишь убийство из-за угла. Таковой была промысловая этика эвенка и удэгейца. (18).
Убивая зверя, птицу, рыбу, охотник уважал в них противника, наделённого средствами борьбы, защиты, сопротивления. Но он не бил птицу, сидящую на яйцах или кормящую птенцов, ни одну самку не тронет он в период воспроизводства звериного рода. (18).
Знаток северного фольклора М. Р. Голубкова приводит много примеров глубокого понимания человеком северной природы. Вот один из них. Жители северной тайги в бассейне р. Печоры часто выезжали на промысел в тундру, они знали её природу, владели знаниями, позволяющими сохранить численность промысловых животных: «Верным путём ехать веселее… Я песенки запела. Саша за куропатками поглядывает. Сколько-то пострелял — приносит двух куропаток, кладёт мне на нарты.
- — Разбойник ты, Сашка, — говорю я ему: — и сам самца и матку убил.
- — Да под ружьё попадает — разве спрашивают?
- — Дурак ты, — говорю. — Детишек-то зачем обездолил? Пропадут ведь без матери. У нас в тундре закон: матку на яйцах и от малых детей не бьют. Каждую птицу в эту пору различают, казак али матка". (5)
Фёдор Абрамов рассказывает в своём произведении «Михей и Иринья» о тонком знании жизни птиц охотниками Архангельской области. Если птица на гнезде долго сидит (весенним морозом яйца прихватило — они погибли), надо было яйца её бить, так как птица могла сама погибнуть от голода. В произведении приведено нравоучительное высказывание о том, как надо относиться к природе: «Слес убери, да и лесу пособляй». (1) Когда приходил сезон охоты, буряты одевались в нарядные шубы и проходили обряд очищения, потому что считалось, что они едут бить не зверей, а в гости к хозяину тайги Хангаю. Поэтому их поведение должно было подчинено этому хозяину и привычкам других духов — хозяев этой местности. Нельзя было в тайге петь песни и громко кричать, особенно свистеть.
Дальневосточные аборигены прежде, чем пойти на охоту или рыбную ловлю совершали ритуал жертвоприношения, «кормили» хозяев воды и тайги разными кушаньями, чтобы они на них не разгневались, просили, чтобы добыча была богатой. У нанайцев орудиями охоты были в основном лук со стрелами, копьё, различные самострелы, петли и сетки на мелких пушных зверей. Ружья на охоте стали использовать только в начале 20 века.
Считалось, что человек происходит от зверя или птицы, что звери в тайге всё слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте, что у зверей и птиц есть свои духихозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. В книге В. К. Арсеньева «Дерсу Узала» описывается случай во время путешествия по тайге автора с проводником — гольдом Дерсу Узала. Дерсу вспоминает происшествие с тигром (амба) Гольда мучила совесть из-за того, что он однажды убил невинно тигра. Он очень сильно переживал и раскаивался: «Дерсу сильно испугался: ведь тигр уходил, зачем он стрелял?! Дерсу убежал. С той поры мысль, что он напрасно убил тигра, не давала ему покоя. Она преследовала его повсюду. Ему казалось, что рано или поздно, а он поплатится за это…». (2).
Среди особо — почитаемых животных у коренных народов Дальнего Востока особое предпочтение отдавалось ворону, лосю, медведю, киту, моржу, тюленю. Во-первых, это связано с традиционным хозяйством аборигенов, которое основывалось на охоте, рыболовстве, морском промысле с использованием в качестве транспортного средства оленей. Во — вторых, это связано с религиозными верованиями. В облике животного нередко представлялись боги. Убивать «священных» животных считалось грехом.
Коренные жители Байкальского региона всегда занимались охотой. Продолжают заниматься и в настоящее время из-за отсутствия в основном других источников доходов (охота — одна из возможностей прокормить семью). Но если раньше существовала некая охотничья этика, которая не позволяла убивать без надобности (убивать маток, стрелять птиц весной, охотиться в неположенные сроки), и эти правила строго соблюдались, то теперь ситуация совершенно противоположная. Например, охота на байкальскую нерпу. Часты случаи браконьерства. Если раньше традиционно мясо диких зверей, рыба и дикоросы добывались исключительно для удовлетворения собственных надобностей, то теперь в силу экономических причин, стала практиковаться добыча для продажи. Рыбаки заметили, что омуль перестал заходить на нерест в реку Абрамиха, хотя это было его исконное нерестилище. Оказалось, что в предыдущие годы браконьеры настолько плотно перегораживали реку сетями, что косякам рыбы было невозможно пробиться сквозь эту стену. Сейчас ситуация улучшилась, были предприняты рыбоохранные мероприятия, однако генетическая память омуля о традиционном нерестилище исчезла, и в данное время на реке Абрамиха нет стены из сетей, но омуль туда не заходит. Вот пример того, как люди, ради своей сиюминутной выгоды не задумываясь, разрушил то, что было сформировано на протяжении веков.(25).
Геоэкологические представления в традиционном природопользовании помогали сохранять необходимую численность промысловых животных. Например, местное население западной части Вологодской области издавна заботилось о сохранении промысловой численности рыбы в малых озерах — вдоль побережья на небольшой глубине ставились небольшие ели для прикрепления к ним икры рыб.