Благородство.
Женщины, святые и несвятые, в агиографических текстах Григоры
Ке? иен ?г?гефп кб? гхнб? кб ф? н ибхмбу? бн? л?нзн, ф? н е? рбфсйд? н п? убн кб? б? ф? н кб? ф? н ф? рс? фб цес? нфщн? н ф? ухгкл? ф? р? нх фе п? убн е? рсер? кб? кпум? бн кб? ?н?лпгпн ф? фе г? ней кб? ф? ущцспу? н? ф? б? фп?. п? г? с? н е? к? т ?ндсб г? нпхт фпйп? фпх кб? ?мб фс? цймпн? сеф?т кб? дйкбйпу? нзт м? ф? н? мп?бн ф? фе г? ней кб? фб? т? сефб?т ?р? рплл? н? см?убуибй ф? н? циблм?н. Таким… Читать ещё >
Благородство. Женщины, святые и несвятые, в агиографических текстах Григоры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Еще одна особенная черта, которую можно было бы выделить в женских портретах у Григоры, — это благородство. Являются ли женщины, описанные им, наследницами хороших семей или нет? Важно ли это для его повествования?
Довольно кратко можно сказать о Феофано: прежде чем стать императрицей, она принадлежала к очень богатому роду, а ее отец занимал должность при дворе. Исследователи видят в ее браке со Львом попытку Евдокии, матери Льва, породниться с высокопоставленным родом. Эти реальные факты, хорошо освещенные в житии Григоры, не дают никакой информации для критического анализа. Григора не привносит ничего своего, говоря, что она была благородной.
Про род Василисы ничего не известно, и Григора не добавляет информации о ее родственниках, однако говорит: е? ген?т м? н ф? н кпумйк? н е? клейбн п? уб е? генеуф?сб д? ф? н кбф? ие? н ?сеф?н (будучи благородной в отношении земной славы и благороднейшей в божественной добродетели). Интересно, что для антитезы благородная-благороднейшая он выбрал столь неподходящее слово в сочетании «благороднейшая в добродетели». Эти две характеристики (благородство и добродетель) у него сплетаются и путаются, и подобное же будт нами отмечено в главе, посвященной Богородице. К тому же, Григора, вероятно, находит это место в начале мученичества наиболее удобным, чтобы ненавязчиво ввернуть упоминание о хорошем происхождении Василисы.
А вот с Еленой случай особый. Мы уже упоминали историю о встрече Констанция с Еленой, а теперь хотим обратить внимание на еще одну маленькую деталь, а для этого напомним весь фрагмент:
?ке?иен ?г?гефп кб? гхнб? кб ф? н ибхмбу? бн ?л?нзн, ф? н е? рбфсйд?н п? убн кб? б? ф?н кб? ф? н ф? рс? фб цес? нфщн ?н ф? ухгкл? ф? р? нх фе п? убн е? рсер? кб? кпум? бн кб? ?н?лпгпн ф? фе г? ней кб? ф? ущцспу? н? ф? б? фп?. п? г? с ?н е? к?т ?ндсб г? нпхт фпйп? фпх кб? ?мб фс? цймпн ?сеф?т кб? дйкбйпу? нзт м? ф? н ?мп?бн ф? фе г? ней кб? фб? т ?сефб?т ?р? рплл? н ?см?убуибй ф? н ?циблм?н.
Сразу обращает на себя внимание, что слово г? нпт появляется целых три раза на протяжении двух предложений, а, помимо него, идею благородного происхождения еще выражает такое слово, как е? рбфсЯдзт. Подобное наслоение, конечно, выдает чересчур внимательное отношение к происхождению. Помимо этого, дважды произнесено слово? сеф? — добродетель, слово абстрактное, но очень важное для христианства. Тем самым конкретное и узкое слово, обозначающее происхождение, в 2 раза важнее, чем христианская добродетель. Другие же качественные прилагательные или абстрактные существительные встречаются лишь раз (ибхмбу?б, е? рсер?т, кпум? б, ущцспу? нз). Навязчивое повторение же говорит о пристальном внимании Григоры к идее благородства.
Помимо этого, есть еще одна маленькая лексическая деталь, а именно — клишированное называние достойных женщин. Мать императора Михаила, появляющаяся мельком в житии Михаила Синкелла, и мать патриарха Антония, появляющаяся в его житии, названы уемньт (используется также превосходная степень и однокоренное существительное).
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что для Григоры благородство — это очень важный фактор, и играет он роль, когда речь идет и о святых, и о императорской фамилии. Елена — мать Константина, Феофано — жена Льва, и потому обе женщины равны по статусу своим приобретенным семьям, и их статус подчеркнут особенно явно.