Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Исследование особенностей развития педагогических способностей будущих учителей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В организации развивающей деятельности студентов обязанностью педагога становится и развитие их профессиональных способностей в процессе решения педагогических задач. Для этого педагог должен умело использовать специальные формы активного социально-психологического обучения, их ситуативные сочетания. Выделяют три основных блока форм: дискуссии (групповые дискуссии, анализ и моделирование… Читать ещё >

Исследование особенностей развития педагогических способностей будущих учителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностика педагогических способностей студентов педагогического колледжа

Исследование особенностей развития педагогических способностей студентов было проведено на базе Волгоградского педагогического колледжа.

Формой организации образовательного процесса в данном учреждении является занятие. Именно здесь концентрируются усилия и творческий потенциал педагога для решения задач развития, обучения и воспитания. Здесь происходит процесс взаимодействия и взаимовлияния педагога и студентов. Результатом такого содружества является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом, формирование умений и навыков, развитие их творческих способностей.

В организации развивающей деятельности студентов обязанностью педагога становится и развитие их профессиональных способностей в процессе решения педагогических задач. Для этого педагог должен умело использовать специальные формы активного социально-психологического обучения, их ситуативные сочетания. Выделяют три основных блока форм: дискуссии (групповые дискуссии, анализ и моделирование ситуаций, разбор случаев из практики и др.); игровые методы, в соответствии с возрастными особенностями детей (дидактические, сюжетные, ролевые, деловые игры, игровая психотерапия и др.); тренинги.

С целью подбора методов и приемов развития педагогических способностей будущих учителей были изучены особенности учебно-воспитательного процесса колледжа, специфика организации учебных занятий.

Анализ документации, планов учебно-воспитательной работы, посещение занятий, позволило сделать вывод о том, учебно-воспитательный процесс в колледже направлен на развитие у учащихся различных профессиональных умений и навыков.

Учебный процесс колледжа построен с использованием новейших технологий обучения, занятия проводятся в виде деловых игр, решения практических ситуаций. Организация учебных занятий осуществляется в виде совместной творческой деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой учитываются и реализуются познавательные интересы каждой личности. Студенты колледжа принимают активное участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, семинарах.

Формированию у студентов нестандартных приемов деятельности способствуют и широко применяемые в колледже творческие образовательные методики: видеотренинги, компьютерные тесты, диалоговые формы изложения материала и т. п. Кроме того, одной из важнейших задач колледжа является осуществление индивидуального подхода как в обучении, так и во внеаудиторных занятиях.

Важным условием подготовки специалистов в колледже является формирование содержания обучения на основе деятельностного подхода, предполагающего всестороннее раскрытие будущей педагогической деятельности специалиста в содержании учебных дисциплин и видах практики.

Одним из условий развития профессиональных способностей студентов является реализация принципа проблемного обучения. При этом создание и разрешение проблемных ситуаций должна осуществляться в соответствии с логикой проблемного обучения по схеме: выявление противоречия (создание проблемной ситуации) формулирование проблемы — выдвижение гипотез — поиск способов решения проблемы — решение проблемы — проверка правильности решения — формулирование выводов — применение знаний как по образцу, так и в незнакомых условиях.

Не менее важным условием развития профессиональных способностей студентов является учет принципа мотивации. При этом цель деятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитии мотивационной сферы, в формировании у студентов системы фундаментальных потребностей и связанных с ними мотиваций — интеллектуальной потребностью, потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями в учении, в труде. Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать студентов к активной жизнедеятельности, творчеству.

Коллектив колледжа находится в постоянном поиске и внедрении новых моделей методической работы, чтобы дать выпускникам не только широкое образование, но и научить самостоятельно приобретать и постоянно углублять свои знания, формировать стойкие и познавательные мотивы и умение быстро ориентироваться в стремительном потоке научной информации.

В ходе исследования была проведена диагностика развития педагогических способностей у студентов, обучающихся на специальности «Учитель начальных классов». Количество исследуемых составило 20 человек.

Для изучения профессиональных способностей студентов использовалась методика Р. С. Немова «Педагогические ситуации» (Приложение 1).

Данная методика позволила судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций.

Перед началом исследования испытуемый получал инструкцию следующего содержания:

«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный».

Каждый ответ испытуемого — выбор того или иного из предложенных вариантов оценивался в баллах в соответствии с ключом. Свободные ответы оценивались отдельно и добавлялись к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получал среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности считались высокого уровня. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то его педагогические способности считались среднего уровня. Если средняя оценка находится в интервале 3,4 до 2,5 балла, то его педагогические способности рассматривались ниже среднего уровня. Если средняя оценка находится ниже 2,5 балла, то делался вывод о низком уровне развития способностей. Анализ результатов исследования представим в виде таблицы.

Таблица 1. Диагностика педагогических способностей, проявляющихся в ходе решения педагогических задач.

№ п/п.

Имя.

Общий балл.

Вывод об уровне развития способностей.

Ира М.

4,5.

Высокий.

Света С.

3,8.

Средний.

Оля С.

2,4.

Низкий.

Вера М.

Высокий.

Катя Ч.

3,9.

Средний.

Жанна В.

4,8.

Высокий.

Галя В.

3,7.

Средний.

Полина С.

2,9.

Ниже среднего.

Инна К.

2,8.

Ниже среднего.

Анна У.

4,9.

Высокий.

Лена В.

3,6.

Средний.

Маша К.

4,8.

Высокий.

Олеся П.

Ниже среднего.

Рита Г.

3,6.

Средний.

Вика У.

Высокий.

Надя Ж.

3,2.

Ниже среднего.

Земфира У.

3,7.

Средний.

Яна В.

3,7.

Средний.

Наташа Щ.

2,4.

Низкий.

Даша Н.

3,8.

Средний.

По итогам эксперимента студентов можно было условно распределить на 4 группы.

Первую группу составили студенты с высоким уровнем педагогических способностей (6 человек — 30%). Для этих студентов характерно самостоятельное формулирование всех задач на основе различных источников, опора на психолого-педагогическую теорию, трансформация готовых и создание на их основе новых проектов решения в соответствии с педагогической целью. Схемы решения функциональных задач, как правило, имели творческий характер. Испытуемые могли объяснить логику и целесообразность выполняемых действий.

Во вторую группу (8 человек — 40%) вошли испытуемые со средним уровнем развития профессиональных способностей. Эти студенты могли самостоятельно формулировать весь комплекс задач на основе социальной ситуации развития учащихся, использующие психолого-педагогическую теорию, проявившие умение соотносить все частные задачи между собой, объяснять свои действия. Их отличали гибкость мышления и широта обобщения. Некоторые испытуемые составляли одновременно несколько вариантов решения.

В третью группу (4 человека — 20%) вошли испытуемые со способностями ниже средних. Эти студенты могли осмысливать и профессионально объяснять существо задач, находить и использовать для их решения опыт учителей-новаторов. Вместе с тем учащиеся этой группы недостаточно глубоко анализировали все компоненты задачи, не всегда умели самостоятельно сформулировать цели обучения, не умели конструировать новые, оригинальные схемы решения, не отличались гибкостью, широтой мыслительных процессов.

В четвертую группу составили студенты (2 человека — 10%) с низким уровнем развития способностей. Эти студенты оказались неспособны решать собственно педагогические задачи. Для них было характерно усвоение теории психолого-педагогической науки только на репродуктивном уровне, неумение использовать научные знания в практических целях. Они копировали готовые формулировки, образцы деятельности. Слабость педагогической логики в процессах мышления не позволяла им проектировать целостный педагогический процесс во всех его связях и опосредованиях. Каждое звено их деятельности существовало как бы само по себе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой