Дошкольная педагогика как понятие.
Взаимосвязь с другими понятиями
В качестве предмета — соответственно, преобразование свойств и качеств воспитуемых в процессе развивающего взаимодействия воспитателя и детей (согласно одной точке зрения) или компоненты педагогического процесса — цели, задачи, содержание и формы, методы и средства и их своеобразие (согласно другой). Специальная методология педагогики характеризует устойчивые представления о сознании и психике… Читать ещё >
Дошкольная педагогика как понятие. Взаимосвязь с другими понятиями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дошкольная педагогика — отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу: от рождения до 7 лет.
Выделяют следующие источники формирования понятийно-терминологического поля дошкольной педагогики как науки:
— многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях и обычаях людей, народной педагогике;
философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
— текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагоговноваторов.
При этом дошкольная педагогика как наука опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики (рис. 1).
Рис. 1. Дошкольная педагогика как отрасль общей педагогики.
Вместе с тем исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение: на пересечении сфер общей философии воспитания, педагогики (истории педагогики, общей и возрастной педагогики), детской психологии и педагогической психологии, возрастной анатомии и физиологии. Например, философия и дошкольная педагогика имеют ряд общих проблем: всестороннее развитие и формирование личности, становление мировоззрения, понимание сущности процесса воспитания и обучения, взаимосвязь коллектива и личности и др. (рис. 2).
Дошкольная педагогика имеет свои объект и предмет исследования, отличные от объекта и предмета других наук, перечисленных на рис. 2. В то же время и дошкольная педагогика, и все эти науки касаются проблем развития детей дошкольного возраста.
В качестве объекта дошкольной педагогики выступает ребенок (в соответствии с одной точкой зрения) или педагогический процесс (с другой).
В качестве предмета — соответственно, преобразование свойств и качеств воспитуемых в процессе развивающего взаимодействия воспитателя и детей (согласно одной точке зрения) или компоненты педагогического процесса — цели, задачи, содержание и формы, методы и средства и их своеобразие (согласно другой).
Как наука, дошкольная педагогика имеет общую, специальную и частную методологию:
Рис. 2. Связь педагогики с другими науками.
— общая методология дошкольной педагогики — методологические и теоретические основы педагогической науки, представляющие, в целом, диалектико-материалистический подход к объективной действительности и процессу обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада и гуманистический подход как идейную фило-
софскую основу дошкольной педагогики и характеристику социально-ценностного мировоззрения педагогов;
— специальная методология педагогики характеризует устойчивые представления о сознании и психике ребенка дошкольного возраста и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него, в частности, в нее входят индивидуальный и деятельностный, системный и комплексный подходы;
частная методология дошкольной педагогики представляет при этом закономерности, принципы и методы изучения педагогических явлений и процессов. Например, сюда относится учет в процессе воспитания возрастных особенностей ребенка и амплификация его развития, свойств индивидуальности и развития творческих способностей детей и др.
В соответствии с общей, специальной и частной методологиями дошкольной педагогики определяются ее основные категорий как науки, характеризующие следующее:
- 1) объект педагогики (личность, индивидуальность);
- 2) предмет педагогики (социализация, образование, воспитание, обучение, развитие);
- 3) категории, интегрирующие основные педагогические средства (педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие).
Опираясь на них, в настоящее время выделяются следующие отрасли внутри дошкольной педагогики как науки:
- — дидактика дошкольного образования;
- — теория и методика воспитания дошкольников;
- — международные стандарты предшкольного развития ребенка;
- — теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.
Каждая из них демонстрирует свои способы реализации функций дошкольной педагогики как науки (рис. 3).