Двухэтапный конкурс как способ закупки сложной продукции
С момента вступления в действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) система государственных и муниципальных закупок потерпела серьезные изменения во всех сферах: начиная с момента размещения извещения о проведении торгов, заканчивая… Читать ещё >
Двухэтапный конкурс как способ закупки сложной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Примерно 10 лет назад в России вступил в действие комплекс мер, направленных на реформирование системы государственных закупок. Был введен Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — 94-ФЗ), в котором впервые упомянуты конкурентные способы определения поставщика.
С момента вступления в действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) система государственных и муниципальных закупок потерпела серьезные изменения во всех сферах: начиная с момента размещения извещения о проведении торгов, заканчивая этапом заключения договора с победителем процедуры.
Согласно статье 24 Закона о контрактной системе, заказчик имеет право использовать конкурентные и неконкурентные способы удовлетворения собственных нужд посредством закупок. К конкурентным способам относятся:
- · конкурсы (в том числе открытый, закрытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; закрытый конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; закрытый двухэтапный конкурс);
- · аукционы;
- · запрос предложений;
- · запрос котировок;
Неконкурентные способы не так обширны по классификации, к ним относится только закупка у единственного поставщика.
Однако исход реформ государственных закупок лишь частично оправдал ожидания экспертов. Российские СМИ и государственные чиновники нередко упоминали в своих выступлениях об оппортунистическом поведении, как заказчиков, так и участников закупки в большинстве регионов на всех уровнях государственной власти. Отсюда можно сделать вывод о том, что система закупок в России обладает рядом пробелов, одним из которых является двухэтапный конкурс.
Двухэтапный конкурс считается относительно новой закупочной процедурой, появившейся в законодательстве о государственных закупках лишь с появлением Закона о контрактной системе, а, значит, используется последние пару лет. В системе корпоративных закупок встречается понятие многоэтапный конкурс, одно ввиду недостатка нормативно-правового регулирования, заказчик часто сталкивается с рядом проблем.
Двухэтапный конкурс по результатам проведенных закупок в 2014 году считается самым эффективным: лишь в 2% случаях контракт не был заключен, а в 88% закупка была конкурентная. По мнению экспертов, двухэтапный конкурс был введен в российское законодательство для того, чтобы у заказчика появилась возможность установить дополнительные требования, чтобы выбрать квалифицированного поставщика.
Однако, данная процедура достаточно редкое явление, в 2014 году было завершено чуть меньше 70 закупок вышеуказанным способом. Вероятно, такие низкие показатели могли быть последствием «эффекта 2013 года»: перед ожидаемыми поправками Закона о контрактной системе в 2014 году заказчики провели максимально большое количество закупок в 2013 году. Учитывая вышеизложенное и неоднозначные результаты использования двухэтапного конкурса на практике, анализ такого способа закупки позволит минимизировать риски неэффективного расходования средств.