Власть понимается, как возможность влиять на поведение других. Власть дается ролью и встраивается в структуру организации. Это право, которое неотделимо от ответственности и подотчетности. Власть законна.
Власть тесно связана с авторитетом, который дается человеку его рангом или служебным положением в организации, в отличие от авторитета, заработанного своим мастерством и личными качествами.
Достоинство власти — этот способ прост и дает немедленные результаты. Он дает менеджеру уверенность в себе и в своем положении, поэтому большинство руководителей используют его.
Главный недостаток применения властных полномочий — нежелательные побочные эффекты:
- · сопротивление;
- · ухудшение климата в коллективе;
<…
Авторитарный стиль руководства устанавливает жесткий контроль, руководитель сосредотачивает в своих руках все полномочия, единолично принимает и отменяет решения, навязывает подчиненным свое мнение, вмешивается в дела подчиненных, держит подчиненных на расстоянии, считает себя незаменимым. Продуктивность работы в отсутствие руководителя снижается.
Более мягкой разновидностью является «благосклонный автократический стиль», который использует вместо угрожающего принуждения вознаграждение и проявляет некоторую заботу о благополучии подчиненных.
Либеральный стиль руководства это минимальное участие в управлении, максимальная передача полномочий. Руководитель стремится уменьшить свою ответственность, старается избежать единоличного принятия решений, дает полную самостоятельность подчиненным. Часто испытывает трудности в общении.
Демократический стиль руководства характеризуется участием работников в управлении, имеет место частичное делегирование полномочий, руководитель советуется и разделяет ответственность с подчиненными, поощряет самостоятельность подчиненных, отмечает их успехи, обращается за советом, дает и получает информацию, не проявляет превосходства. Продуктивность работы в отсутствие руководителя не ухудшается.
Стиль, сосредоточенный на работе, присущ руководителям, ориентированным на задачу и разработку систем вознаграждения для подчиненных для стимулирования роста производительности труда.
Стиль, сосредоточенный на человеке, свойственен руководителю, также ориентированному на рост производительности труда, но за счет совершенствования человеческих взаимоотношений. При этом понимается механизм взаимопомощи, участие подчиненных в принятии решений, отсутствие мелочной опеки, поощрение профессионального роста исполнителей.
На практике редко доминирует один стиль руководства, чаще сочетаются различные стили в зависимости от управленческой ситуации и состава группы.