Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение значения найденного решения избранной проблемы для понимания объекта в целом; определение сфер и границ применения найденного решения. Виды исследовательской деятельности И. Я. Лернер выделяет эти элементы в виде этапов учебного исследования: Осуществление намеченного плана, корректируемого по ходу исследования; Проверка гипотезы, в том числе экспериментальная, если это необходимо… Читать ещё >

Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретические основы исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность — средство активизации познавательной деятельности

Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой познавательной деятельности, развитие теоретических и практических умений, овладение школьниками основами естественнонаучного мировоззрения. В фундаментальных исследованиях психологов и методистов показано, что учебно-познавательная деятельность, одной из форм которой являются исследования, играет важную роль в развитии учащегося [5, 14, 17].

А.Н. Леонтьев называет деятельностью «процессы, которые характеризуются психологически тем, что-то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. „мотивом“» [11]. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, …такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами» [25]. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. психологический педагогический учебный физика С точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные исследования. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний (см. схему1).

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

По мнению В. И. Андреева, специфика учебной исследовательской деятельности, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы [2].

Схема 1

Виды исследовательской деятельности И. Я. Лернер выделяет эти элементы в виде этапов учебного исследования:

  • — определение или осознание цели исследования;
  • — установление объекта изучения;
  • — изучение известного об объекте, его элементах и связях между ними;
  • — постановка проблемы, принимаемой к решению, или осознание ее;
  • — определение предмета исследования;
  • — выдвижение гипотезы;
  • — построение плана исследования;
  • — осуществление намеченного плана, корректируемого по ходу исследования;
  • — проверка гипотезы, в том числе экспериментальная, если это необходимо;
  • — определение значения найденного решения избранной проблемы для понимания объекта в целом; определение сфер и границ применения найденного решения [12].

Мы разделяем позицию В. Я. Синенко, который рассматривает учебную исследовательскую деятельность как интеграцию двух важнейших подходов к обучению физике — принципа цикличности и концепции формирования физических понятий. Принцип цикличности в учебном поиске позволяет отразить в нем научное творчество исследователя, ориентирует учителя и учащихся на объективные этапы исследования. Концепция формирования научных понятий в сочетании с использованием различных видов самостоятельных работ наполняет принцип цикличности дидактическим содержанием, а деятельность учителей по организации учебного исследования делает более целенаправленной [19].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой