Развитие коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку средствами кукольного театра
Диссертация
Философские работы, посвященные общению, рассматривают сущность общения (М.С. Коган), его значение для развития личности (Е.Г.Злобина), этико-психологические основы общения (Л.Б. Волченко, Г. П. Потылико, А.И. Тита-ренко). Отечественная психология изучает социальные проблемы общения (Л.П. Буева, Б. Д. Парыгин, А.А.Леонтьев), исследуют возможности общения для развития личности (A.A. Бодалев, Л. И… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
- 1. 1. Психологическая структура ситуации учебного речевого общения и анализ категорий «Коммуникативная культура» и «Коммуникативный метод» в обучении иностранному языку
- 1. 2. Перчаточные и пальчиковые куклы как средство развития коммуникативно-творческой активности младших школьников
- 1. 3. Понятие «способности к языку» и проблема сознательности в овладении иностранным языком младшими школьниками
- 1. 4. Формирование коммуникативной культуры младших школьников через тренинг программно-целевой направленности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
- 2. 1. Восприятие речевых ассоциаций через чувственно-наглядный образ перчаточной куклы и исследование динамики развития познавательных способностей учащихся младших классов
- 2. 2. Этюды с перчаточными куклами как предпосылка освоения коммуникативности в вербальных и невербальных взаимодействиях младших школьников
- 2. 3. Методика проведения опытно-экспериментальной работы и динамика развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку средствами кукольного театра
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19−45.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1991. С. 8−12.
- Ананьев Б.Г. Осязание в процессах развития труда. М., 1959.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.
- Алхазишвили A.A. Основы овладения устной иностранной речью. М., 1988. С. 128−130.
- Амонашвили Ш. А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками. //Иностран. языки в школе. 1985. № 2. С. 24−27.
- Английские стихи для детей. / Составитель Верхогляд В. А. М., 1992. С. 80−81.
- Андриевская В.В. Психология усвоения иностранных языков на разных возрастных ступенях. // Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970. С. 13−19.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969. С. 279. Ю. Белина Л. И. Английский всей семьей. М., 1997. С. 61−63.
- П.Берман И. М., Бухбиндер В. А. Ситуативность в обучении устной речи. // Иностран. языки в школе. 1964. № 5 С. 9−13.
- Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997. С. 29−30.
- Биболетова М.З., Добрынина Н. В., Ленская Е. А., Трубникова М. П. Книга для учителя к пособию для обучения английскому языку в начальной школе. М., 1993. С. 78−80.
- М.Блинов В. М., Краевский B.B. О некоторых закономерностях методики как науки. // Советская педагогика. 1964. № 6. С. 16−18.
- Братченко C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Дис.канд. пед. наук. Л., 1987.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М., 1985.
- П.Верещагина И. Н., Притыкина Т. А. Книга для учителя к учебнику английского языка для II класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. М., 1997.
- Витт Н.В. Психологическая структура ситуации учебного речевого общения. //Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1973. С. 15−17.
- Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского A.B. М., 1979. С. 288−289.
- Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке. / Под ред. Миролюбива A.A. М., 1965. С. 95−105.
- Воронина Г. И., Трунова О. Н. Методические рекомендации по раннему обучению иностранным языкам в детском саду и начальной школе в 1991 / 92 уч. г. // Иностр. языки в школе. 1991. № 5. С. 3−11.
- Воскресенская К.В. О роли ситуаций при обучении взрослых устной речи. // Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1964. № 223. С. 142−148.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. 6 т. Проблемы развития психики. М., 1983. Т. 2. С. 5−28.
- Ганиатуллин И.А. К вопросу о методическом содержании понятия «речевая ситуация». // Вопросы филологии и методики обучения иностранным языкам: Учен. зап. Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1969. Сб. 85, Вып.З.
- Гурвич Е.М. Мы играем = We play. Learn & read. M., 1996.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. // Избр. пед. соч. М., 1986. С. 74−76.
- Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста. // Иностр. языки в школе. 1985. № 4. С. 93−96.
- Дюндорт Э., Крайних Э. Начальное обучение письму и чтению. М., 1994.
- Ежкова JI.C. Путешествие с рифмой / Под ред. Карлайл М. Синтия (Great Britain). М., 1996. С. 108−110.
- Епухина Н.В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе. // Иностран. языки в школе. 1986. № 5. С. 15−19.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи у учащихся. Изв. АПН РСФСР, 1958. № 78. С. 54−55.
- Жинкин Н.И. Механизм речи. М., 1958.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
- Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987.
- Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: Дис. канд. пед. наук. М., 1983. С. 56−67.
- Каневская Г. Ф. Интенсивный курс подготовки специалистов к научному общению на изучаемом иностранном языке. Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. М., 1976. С. 243−251.
- Китайгородская Г. А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам. // Иностр. языки в школе. 1988. № 6. С. 3−8.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя. М., 1983.
- Коган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
- Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. Л., 1980.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство преподавания русского языка иностранцам. Изд. 3-е. М., 1984.
- Коростелов B.C. Обучение иноязычному общению на начальном этапе. // Иностр. языки в школе. 1992. № 1. С. 14−16.
- Корнев А.И. Обучаемость и интеллект. // Развивающее обучение. Вып. II. СПб., 1998. С. 68−71.
- Кочетов А.И. Актуальные проблемы совершенствования процесса обучения. // Сб.: Психолого-педагогические основы совершенствования содержания и методов обучения М., 1973. С. 14−17.
- Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 415−416.
- Круглов Ю.Г. Подготовка учителя: проблемы, проблемы. // Сов. педагогика, 1991. № 3. С. 87−92.
- Круглов Ю.Г. Русский фольклор: кн. для учителя. М., 2000.
- Куликова И. Мы учим английский. (Книга для класса и для дома). М., 1994. С. 151−153.
- Куликова И. Мы учим английский. (Книга для учителя). М., 1994.
- Лебедев М.В. Стабильность языкового значения. М., 1998.
- Леонтьев A.A. К определению речевой ситуации. // Речевая ситуативность в преподавании иностранных языков в специальном языковом вузе: тез. докл. 9-й науч.-практ. конф. М., 1973. С. 58−60.
- Леонтьев A.A. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранному языку. // Русский язык за рубежом. 1982. № 4. С. 10−12.
- Леонтьев A.A. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком. // Иностр. языки в школе. 1985. № 5. С. 24−30.
- Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности. М., 1976.
- Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. Академия Наук СССР кафедра иностранных языков. М., 1976. С. 243−260.
- Логинова Е.А. О влиянии интереса на запоминание новых слов при изучении иностранного языка.//Вопросы психологии. 1962. № 1. С. 15−18.
- Лурия А.Р. Сопряженная моторная методика в исследовании афферентных реакций. //Труды Института психологии. М., 1928.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск, 1986. С. 39−45.
- Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения. М., 1984.
- Львов М.Р. Вопросы теории речевой деятельности. // Иностр. языки в школе. 1985. № 6. С. 83−88.
- Ляховицкий M.В., Вишневский Е. И. Структура речевой ситуации и ее реалии-зация в учебно-воспитательном процессе. // Иностр. языки в школе. 1984. № 2. С. 18−23.
- Негневицкая Е.И., Никитенко З. Н., Ленская Е. А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе (методические рекомендации). М., 1993.
- Негневицкая Е.И., Шахнорович А. М. Язык и дети. М., 1992.
- Новаков А. Система этюдов для активизации учебного материала при суггестопедическом обучении иностранным языкам. // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1973.
- Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. Раннее начало обучения: «за» и «против». // Иностр. языки в школе. 1988. № 5. С. 16−28.
- Образцов C.B. Моя профессия. М., 1981.76.0лейник Т. И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников. //Иностр. языки в школе. 1989. № 1. С. 27−31.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., 1977. С. 214.
- Пассов Е.И. Ситуация, тема, социальный контакт (к пробл. орг. речев. материала). //Иностр. языки в школе. 1975. № 1. С. 52−58.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
- Понаморев ЯЛ. Психология творчества: перспективы развития. // Психологический журнал. Т. 15. 1994. № 6. С. 38−50.
- Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 65−72.
- Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. / Составители Р. Римская, С. Римский. М., 1998.
- Проблемы раннего и углубленного обучения иностранным языкам. // Сб. материалов Алтайского краевого института усовершенствования учителей и Барнаульского пединститута. Барнаул, 1990.
- Протасова Е.Ю. Обучение иностранному языку дошкольников / обзор теоретических позиций. //Иностр. языки в школе. 1990. № 1. С. 16−19.
- Путляева Л.В., Сверчкова Р. Т. Особенности познавательной деятельности в ситуации непосредственного общения // Мышление, процесс, деятельность, общение / Ред. А. В. Брушлинский. М., 1982.
- Раннее обучение иностранным языкам. // Сб. материалов Московского городского института усовершенствования учителей. М., 1991. С. 9−13.
- Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. // Иностр. языки в школе. 1964. № 4. С. 60−64.
- Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М., 1998. С.25−37.
- Розенбаум Е.М. Ситуативно-смысловые компоненты обучения диалогической речи. //Иностр. языки в школе. 1983. № 2. С.22−27.
- Рубинштейн Л.С. К психологии речи. // Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1941. Т.25. С. 6−20.
- Русские народные сказки. М., 1995.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М., 1991. С. 17−21.
- Сафонова В.В. Английский язык для школ с углубленным изучением иностранных языков 1−4 классы начальной школы. М., 1996.
- Сахарова Т.Е. Проблема ситуации при обучении диалогической речи. // Вопросы методики преподавания иностранных языков. Тула, 1967. С. 205−230.
- Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. М., 1983.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1981.
- Смирнова Т.В. Системный подход к обучению устно-речевому общению на начальном этапе. // Иностр. языки в школе. 1989, № 2. С. 22−28.
- Смирнова С.А. Акмелингвистический подход в обучении иностранному языку школьников средствами кукольного театра. // Акмеология 2000. / В соавт. с О. М. Шиян. СПб., 2000. С. 293−296.
- Смирнова С.А. Акаленгвистика: продуктивные модели обучения иностранному языку средствами кукольного театра. // Современные проблемы образования и воспитания. Сборник научных трудов. М., 2000. С.120−123.
- Смирнова С.А. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку (на материале языкового вуза). // Вопросы повышения качества образования в области природообустройства. Сб. материалов межвузовской научно-методической конф. М., 2000.
- Смирнова С.А. Структура личности говорящего и речевое воздействие в русле коммуникативной акмелингвистики. // Акмеология 2002. / В соавт. с О. М. Шиян. СПб., 2002. С. 256−261.
- Смирнова С.А. Задачи перспективы интеграции проблемных детей в среду общеобразовательной школы // В сб.: Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: задачи и перспективы развития. М., 2003.
- Смирнова С.А. Развитие коммуникативности младших школьников средствами кукольного театра // В сб.: Языки народов мира и мир языка. М.: МАЭП, 2003.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. соч. в 8 т. М., 1955.
- Стернина В. Найди ответ (Шутки, игры, загадки на английском языке). М., 1993.
- Стояновский A.M., Пассов Е. И. Использование ситуаций в процессе коммуникативного обучения иноязычному общению // Иностр. языки в школе. 1990. № 4. С. 13−17.
- Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании / Сост. и авт. вступ. ст. М. И. Мухин. Киев, 1983.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1948. С. 11−12.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. М., 1997.
- Тихомирова Л.Ф., Басов A.B. Развитие логического мышления детей. М., 1997.
- Тюленев П.В. Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка? М., 1995.
- Урбетис П., Валентинавичюс В. Работоспособность школьников и преподавание физики на первой ступени обучения // Физика в школе. 1975. № 6. С. 54−57.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. М., 1989. Т. 4. С. 44−45.
- Халеева И.И. язык и культура. М., 1988.
- Цетлин B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1977.
- Что и как в театре кукол // Сб. статей. М., 1969. С. 63−72.
- Шарухина Т. Г. Творчество преподавателей иностранных языков как фактор
- Шарухина Т.Г. Творчество преподавателей иностранных языков как фактор повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов: Дис. канд. наук. Челябинск, 1997.
- Шиян О.М. Педагогическая технология. // Методические рекомендации по курсу «Основы педагогического мастерства». Горловка, 1993.
- Шиян О.М. Искусство овладения педагогическими технологиями: Учебное пособие. / Под ред. A.A. Деркача. М.-Донецк, 1994.
- Шиян О.М. Творческое самочувствие учителя. // Вечерняя средняя школа. 1994. № 6. С.23−27.
- Шиян О.М. Разработка педагогической системы продуктивного развития аутопедагогической компетентности будущего учителя иностранного языка. // Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск. Волгоград, 1997. С. 116−119.
- Шиян О.М., Шиян Л. К. Режиссура урока как система творчески выстраивать взаимодействие учеников и педагога через общение. // Учитель. 1998. № 2. С.23−29.
- Шиян О.М., Тимофеева Е. В. Основные формы иноязычного общения, проектирование на саморазвитие личности. // В сб.: Проблема педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга. Казань, 1998. С. 117−120.
- Шиян О.М. Акмелингвистический подход в обучении иностранным языком: Учебная программа. М., 1999.
- Шиян О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя. // Педагогика, 1999. № 1. С. 63−68.
- Шиян О.М. Теоретические положения в строении языка как системы знаков. // Философия языка: Методическое пособие и учебная программа. М., 2003.
- Шиян Л.К. Произведение искусства в художественной культуре учащихся. //Среднее специальное образование. 1990. № 12. С. 31−33.
- Шиян Л.К. Принцип нарастающего интереса. // Вечерняя средняя школа. 1994. № 1. С.39−42.
- Шиян Л.К. Режиссура урока. // Вечерняя школа. 1994. № 4. С.23−26.
- Шиян Л.К. Акмеологические основы эстетического воспитания молодежи средствами теле- и видеопрограмм: методология, методика и педагогические технологии: монография. М., 1995.
- Шиян Л.К. Акмеологические основы управления педагогическими системами: Учебное пособие. М., 2003.
- Шиян Л.К. Акмеологический тренинг в изучении курса «Основы управления педагогическими системами». // Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск. Волгоград, 1997. С. 119−121.
- Шиян J1.K. Детское театральное искусство в школе и педагогическое руководство. Горловка, 1993.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Ashworth J., Clark J. Stepping Stones (Level 1,2,3): Course Book. Activity Book. Teacher’s Book. Cassettes. L., 1994.
- Ashworth J., Clark J. The Nelson Picture Dictionary. Walton-on-Thames, Surrey, Edinburgh, Quary Bay, 1993. P. 37−40.
- Britton J. D. Language in the British Primary School. Forum, 1979. Vol. 54. No 2. P. 48−52.
- Bruner J. Child’s Talk. Learning to Use Language. N.Y., London, Norton, Cor., 1983. P. 144.
- Dixon M. Learning Early: Stimulating Activities for the developing Mind of the Pre-school Child. L.-N.Y., 1981. P. 172.
- Dowling M., Dauncey T. Teaching 3−9 Years Olds: Theory in Practice. L., 1991. P. 41−57.
- Dakin J. Songs and Rhymes for the Teaching of English. Pupil’s book. L., 1996. P. 26.
- Dakin J. Songs and Rhymes for the Teaching of English. Teacher’s book. L., 1996. P. 60.
- Elliot S.N., Cresham F.M. Children’s Social Skills: Assessment and Classification Practices. // Journal of Counselling and development. October, 1987. London. Vol. 66. P.96−98.
- Farndon J. Children’s Encyclopedia. L., 1992. P. 9−12.
- Frank J. Your Child’s Reading Today. N.Y., 1954. P. 328.
- Getzels J.W., Jackson F.W. Family environment and cognitive style. // American social review. 1961. Vol. 26. P. 351−359.
- Granger C. Play games with English. L, 1983. P. 74.
- Harrison R. Longman English Handwriting for Russian Schools. L., 1996. P. 77.
- Helgesen M., Brown S. Active Listening. (Introducing). (Skills for Understanding). Student’s Book. Camb., 1995. P. 69.
- Hill A., Innes C. Oxford Children’s Picture Dictionary. Oxf., 1994. P. 13−17.
- Holleran B.R., Holleran P.R. Creativity revisited: a new role for group dynamics. //J. of Creative Behaviour, Be fallo. N.Y., 1976. V. 10. No 2. P. 130−137.
- Learning and Teaching Languages in the Pre-School and Primary Bilingual Contex (age ¾ 12/13): Language Learning for European Citizenship (Report on Workshop 5A). Carmarthen, 1991. P. 3−7.
- Lee W. R. Language Teaching Games and Contests. Oxf., 1979. P. 203.
- Livingstone C. Role-play in Language Learning. L., 1983. P. 94.
- Maley A., Duff A. Drama Techniques in Language Learning. Camb., 1978. P. 89−90.
- Maslyko E.A. Communicative English for Intensive Learning. Camb., 1992. P. 42−46.
- Peavy R.V. Creative helping. //J. of Creative Behaviour. Camb., 1996. P. 85−88.
- Phillips S. Young Learners. Oxf., 1994. P. 13−19.
- Roe A. Early differentiation of interests. // Taylos C.W. (Ed.) The second (1957) research conference on the indentifying of creative scientific talent. Salt Lake City, 1958. P. 98−108.
- Shennan M. Teaching about Europe. L., N.Y., 1991. P. 19−21.
- Teaching English to Children. From Practice to Principle. / Ed. by Ch. Brumfit, J. Moon, R. Tongue. L., 1994. P. 19−21.
- Teaching Foreign Languages to the Very Young R. Freudenstein. Oxf., 1979.
- The Music Box. Activities by Susannah Malpas with songs by Brian Abbs, Diana Webster and Anne Worrall. L., 1995. P.32−37.
- The Threshold Level for Modem Language Learning in Schools. L., 1978. P. 17−29.
- Thomas B.J. Elementary Vocabulary. L., 1990. P. 13−21.
- Torrance E.P. Education and creativity. // Taylor C.W. (Ed.) Creativity: Progress and potential. N.Y., San-Francisco, Toronto, L., 1964.