Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Рисунок 1. Результаты исследования уровня развития творческих способностей в экспериментальной группе (1 констатирующий эксперимент) Таким образом, в экспериментальной группе детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса 4 чел.(20%), со средним уровнем 9 чел.(45%), с низким уровнем 7 чел.(35%). Целью константирующего этапа являлось изучение сформированности творческих… Читать ещё >
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Констатирующий этап эксперимента
Целью константирующего этапа являлось изучение сформированности творческих способностей детей. Задачи: выявить и подобрать методики изучения творческих способностей. Изучить сформированность творческих способностей детей в экспериментальной и контрольной группах.
Исследования проводились на базе МДОУ № 61 с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего среза:
- — выявить уровень развития творческих способностей;
- — наметить наиболее эффективные пути их совершенствования.
В качестве критериев развития творческих способностей были взяты следующие параметры: оригинальность, гибкость, беглость мышления.
Также целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития творческих способностей старших дошкольников. Для реализации этой цели был использован тест креативности П. Торренса, который позволяет выявить у детей наличие творческих способностей: быстроту выполнения задания, легко переключаясь с одного объекта на другой; умение найти множество решений; предложить нестандартное, оригинальное решение (Приложение 1).
Кроме того, на этом этапе было проведено наблюдение за деятельностью старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности с целью определения их активности и заинтересованности во время выполнения творческих заданий. Наблюдение проводилось по заранее намеченному плану (Приложение 2). В ходе наблюдения удалось выяснить, что многие из детей с удовольствием выполняют творческие задания, играют в творческие игры, где им необходимо самим либо выбирать роли, либо придумывать собственные правила, сюжет и так далее. Но дети часто нуждаются в помощи воспитателя. Самостоятельно придумать полностью игру (с правилами, сюжетом, ролями и тому подобное), и тем более какое-либо театрализованное действо они затрудняются. В процессе творческой досуговой деятельности проявляются только положительные эмоции, недовольства мы не заметили. Воспитатель старается вызывать интерес к творческой деятельности — с помощью яркой наглядности, интересных приёмов, присутствия сказочных героев и тому подобное.
Во время первого констатирующего эксперимента была проведена беседа с воспитателями контрольной и экспериментальной группы с целью выявления работы педагога по развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Было выяснено, что они не часто используют творческие формы. Если эти формы присутствуют, то они зачастую сводятся лишь к играм. При этом детям необходима помощь воспитателя, хотя самим им очень нравится творческая деятельность.
Обработав данные, полученные во время первого констатирующего эксперимента, были получены следующие результаты:
Рисунок 1. Результаты исследования уровня развития творческих способностей в экспериментальной группе (1 констатирующий эксперимент) Таким образом, в экспериментальной группе детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса 4 чел.(20%), со средним уровнем 9 чел.(45%), с низким уровнем 7 чел.(35%).
Рисунок 2. Результаты исследования уровня развития творческих способностей в контрольной группе Таким образом, в контрольной группе детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса 6 чел.(30%), со средним уровнем 8 чел.(40%), с низким уровнем 6 чел.(30%).
Таблица. Анализ результатов первого констатирующего эксперимента.
Уровни развития творческих способностей. | Первый констатирующий этап исследования. | |||
Экспериментальная группа. | Контрольная группа. | |||
Абсолютное число. | %. | Абсолютное число. | %. | |
Низкий Средний Высокий. |
|
|
|
|
По результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что по сравнению с экспериментальной группой в контрольной группе детей с низким уровнем сформированности познавательного интереса на 5% больше, что отражено на рисунке 3.
Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей Из описанных выше данных видно, что у детей в обеих группах преобладает средний уровень развития творческих способностей. Это говорит о том, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы специальные умения наблюдать, работы отличаются схематизмом, простотой передачи формы предмета, цветового решения, выполняются по шаблону, детьми не осознаются и не используются передача признаков и характер изображения, что важно для создания полноценного, яркого, выразительного образа, преобладают изображения предметов в статике, отсутствует умение проявлять фантазию, творчество.