Группы с характером
Ваша роль в формировании групповых традиций незначительна: навязать традиции группе невозможно. Их появление и живучесть будут определяться степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия каждым из членов группы. Но вы можете внести свою лепту, организовав дискуссию о традициях вообще и, в частности, о традициях в данной группе. Такой разговор будет уместен только тогда, когда… Читать ещё >
Группы с характером (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Группа, как и человек, имеет свой характер, который не сводится к совокупности проявлений индивидуально-психологических черт ее членов. Психологи различают в такой характеристике сугубо групповые черты:
- — устремления,
- — настроения,
- — мнения,
- — традиции.
Тьютор оказывается в центре формирования группового характера. От него потребуется любовь, терпение и понимание того, что группа, как и ребенок, «не чистая доска и не кусок пластилина». Не огорчайтесь и не обижайтесь, если вам не удастся сделать из группы то, что вы хотели. Исследуем основные черты характера групп.
Устремления группы — это ее цели, задачи, потребности и мотивы, лежащие в основе поведения ее членов. Роль тьютора в формировании групповых устремлений наиболее значительна. Это он предлагает цели и согласовывает их со своими обучающимися, это он ставит задачи и контролирует их выполнение, это он должен учитывать потребности обучающихся и мотивировать их на достижение поставленных целей.
Мы надеемся, что вы это уже поняли и даже научились многому из того, что потребуется от вас в данном случае.
Настроение группы — это сложное эмоциональное состояние, динамичное и изменчивое, которое обладает большой силой воздействия. Есть настроение, которое проявляется в энтузиазме, уверенности в общем успехе, увлеченности, состоянии общего подъема. Оно способствует совместным усилиям и успеху группы. Бывает и другое настроение, которое проявляется в скуке, унынии, обиде, недовольстве, состоянии упадка. Такое настроение резко снижает возможности группы. Следует заметить, что групповые настроения характеризуются большей динамичностью, чем индивидуальные, следовательно, ими легче управлять.
Ваша роль в создании нужного настроения в группе весьма значительна. Это вы источник положительной энергии. Это вы настройщик: как сумеете настроить, так и будет звучать группа. Ясно, что на плохое настроение права вы не имеете, поэтому сделайте подборку забавных историй, афоризмов или анекдотов. Со временем ваши обучающиеся станут основными героями всего того, что невозможно вспоминать без смеха. Учитесь комментировать неожиданно возникающие ситуации с юмором.
Групповое мнение — это некое интегральное мнение, которое разделяют все члены группы. В ходе работы над учебным материалом вам постоянно придется сталкиваться с индивидуальными мнениями, которые вы, в силу своей тьюторской деятельности, будете обобщать и объединять, помогая вырабатывать групповое мнение.
Ваша роль в выработке группового мнения — быть внимательным к высказываниям обучающихся и строго контролировать процесс формирования группового мнения.
Напомним, что в процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа:
- — на первом этапе члены группы высказывают свои личные суждения и отношения к предмету обсуждения (явление, факт, событие и т. п.);
- — на втором этапе члены группы обмениваются своими взглядами, мнениями, оценками и чувствами, которые и становятся объектом группового обсуждения;
- -на третьем этапе вырабатывается четкая и ясная групповая позиция по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.
Типичная ошибка при формировании группового мнения — пропуск второго этапа — выработки оценочных суждений, или, напротив, сосредоточение на этом этапе, когда члены группы так и не возвращаются к первоначальному предмету обсуждения.
На основе опыта совместной деятельности складываются и прочно укореняются нормы, правила и стереотипы поведения, то есть все то, что принято считать традицией, имеющей большое значение для сплоченности группы.
Ваша роль в формировании групповых традиций незначительна: навязать традиции группе невозможно. Их появление и живучесть будут определяться степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия каждым из членов группы. Но вы можете внести свою лепту, организовав дискуссию о традициях вообще и, в частности, о традициях в данной группе. Такой разговор будет уместен только тогда, когда вы поймете: группа сформировалась, обрела отличительные черты, члены группы с удовольствием общаются друг с другом.
А какие традиции вы хотели бы зародить в своих учебных группах?