Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогическая деятельность как профессия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди домашних учителей в прошлом были разные люди: образованные и невежественные, неудачники, изгнанные или ушедшие из университетов. Некоторые из них совсем не обладали педагогическими способностями и желанием по-настоящему исполнять свои обязанности. Другие же учительством зарабатывали себе на хлеб, на то, чтобы получить в дальнейшем образование. Некоторые выдающиеся люди многим обязаны своим… Читать ещё >

Педагогическая деятельность как профессия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В предыдущем параграфе мы показали, что педагогическая деятельность может быть профессиональной и непрофессиональной. Непрофессиональной является деятельность родителей по воспитанию детей в семье. Однако и в семье воспитанием и образованием детей могут заниматься педагоги, специально приглашенные для этого. Их педагогическая деятельность является основным родом их занятий, видом трудовой деятельности, профессией.

Читая классическую литературу, вы, наверное, обращали внимание на то, что в большинстве дворянских семей к детям приглашали специальных учителей. Вспомните Вральмана в «Недоросле», «француза убогого», учителя Онегина, который Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил.

Среди домашних учителей в прошлом были разные люди: образованные и невежественные, неудачники, изгнанные или ушедшие из университетов. Некоторые из них совсем не обладали педагогическими способностями и желанием по-настоящему исполнять свои обязанности. Другие же учительством зарабатывали себе на хлеб, на то, чтобы получить в дальнейшем образование. Некоторые выдающиеся люди многим обязаны своим домашним учителям.

Домашний учитель описан в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»:

«Как воспитатель и учитель в обычном значении этих слов он был никуда не годен. Он очень быстро выучил меня писать и читать по русскому переводу Дон-Кихота, случайно оказавшемуся у нас в доме среди прочих случайных книг, а что делать дальше, точно не знал, да и не интересовался знать. С матерью, с которой, кстати сказать, он держался всегда почтительно и тонко, он чаще Ир, всего говорил по-французски. Мать посоветовала ему выучить меня читать и на этом языке. Он и это выполнил скоро и с большой охотой, но дальше опять не пошел: заказал купить в городе какие-то учебники, которые я должен был пройти, чтобы попасть в первый класс гимназии, и стал просто засаживать меня учить их наизусть». Однако у учителя было одно увлеченье — он рисовал акварелью. Он пленил ученика «страстной мечтой стать живописцем», и тот «навсегда проникся глубочайшим чувством истинно-божественного смысла и значения земных и небесных красок».

Чем запоминается учитель? Давайте вспомним страницы биографии А. С. Пушкина… Любимым преподавателем лицеистов был Александр Петрович Куницын. В лицее Куницын преподавал естественное право. Ему Пушкин посвятил строки:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена…

Уроки настоящего учителя — это не просто уроки в определенной области науки, знания. Это уроки особого рода — уроки, направленные на воспитание, образование всего человека.

Каковы же основные признаки профессиональной педагогической деятельности?

Она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка:

ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями;

для ее реализации существуют определенные формы: урок и занятия, «классы»;

эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо, передать ему систему определенных знаний, сформировать определенные умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать его; взрастить в нем человека; развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т. д.;

цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования;

ребенок обычно тоже понимает «особый», серьезный характер этой деятельности — он включается в особые отношения с педагогом (эти отношения деловые, официальные, регламентированные);

результаты педагогической деятельности, особенно в ее обучающей части, могут быть проверены; ее итогом являются знания и умения того ребенка, которого обучал учитель; менее очевидными могут оказаться результаты воспитания — в силу того, что ребенка «воспитывает все», а также и того, что талант воспитания — редкий и трудный талант, а результаты воспитания во многом «отсрочены» во времени;

настоящий педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью — он использует самые разнообразные возможности своего влияния на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой