Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Механизмы психокоррекции средствами артпедагогики и арттерапии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация процесса развития личности ребенка с ОВЗ (нарушениями зрения, слуха, речи, с ДЦП, ЗПР, умственной отсталостью и др.) средствами артпедагогики и арттерапии основывается на определенных механизмах. Механизм развития и коррекции личности ребенка с ОВЗ средствами артпедагогики связан в основном с эстетическими эмоциями, оценками, деятельностью, которая направлена на создание… Читать ещё >

Механизмы психокоррекции средствами артпедагогики и арттерапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация процесса развития личности ребенка с ОВЗ (нарушениями зрения, слуха, речи, с ДЦП, ЗПР, умственной отсталостью и др.) средствами артпедагогики и арттерапии основывается на определенных механизмах. Механизм развития и коррекции личности ребенка с ОВЗ средствами артпедагогики связан в основном с эстетическими эмоциями, оценками, деятельностью, которая направлена на создание художественно-творческих продуктов.

Развитие личности ребенка с ОВЗ средствами артпедагогики предполагает его приобщение к культуре, которое осуществляется через межсубъектное взаимодействие в искусстве, в разных видах и формах художественной деятельности, освоение знаков и символов социума и культуры. В этом своеобразном освоении культуры и развитии личности дети с ОВЗ и нормально развивающиеся совместно с взрослым проходят путь, начинающийся от восприятия прекрасного, созерцания, наблюдения, изучения разумом и чувствами социальных и природных явлений, отраженных в искусстве, через наполнение эстетическими впечатлениями и приобретение опыта освоения различных сенсорных эталонов (звуков, ритмов, цвета, линий, форм, интонаций и т. д.), свойств разных предметов, языков искусства, через отражение полученных впечатлений в различной степени удовольствия, радости, заинтересованности.

С помощью взрослого дети познают (раскодируют) языки искусства и человеческих эмоций, знаки и символы культуры и социума. В межсубъектном диалоге в искусстве, в котором реальный мир отражен в художественном произведении, ребенок (как слушатель, художник, артист), переживая, удивляясь, познавая, осмысливая взаимоотношения людей, явления природы социальные события, приобретает личностный смысл воспринимаемого. Это обеспечивает начало зарождения избирательного, предпочтительного, а потом оценочного отношения, что является основой для социокультурного становления личности и выработки внутренней позиции отношения к миру, к себе.

Однако развитие внутреннего мира ребенка, усвоение ценностей осуществляется не только в восприятии, но и в условиях активных действий в разных видах искусства, где ребенок стремился выразить себя через отображение событий, образов (в рассказе, танце, рисунке, театральной роли) в художественной деятельности. Этот процесс отражения обусловлен у ребенка с ОВЗ возрастными и психологическими особенностями, характером имеющегося отклонения развития, его сенсорным опытом, техническими навыками.

Посредством операций, действий, средств, знаков и символов искусства ребенок с опорой на под держку педагога учится создавать образ собственного видения мира, выступать как творец своих замыслов, образов, как исполнитель, художник, артист. В этом процессе с помощью взрослого ребенок осознает собственное «Я», его значимость, в художественно-творческой деятельности приобретает социальный, эмоциональный опыт ценностного отношения к себе, к своему окружению и к миру.

Механизм психологической коррекции средствами арттерапии обеспечивает компенсацию личностной незрелости детей с ОВЗ в процессе сопровождения в образовательном пространстве. Механизмы психологической коррекции с помощью арттерапии проявляются:

  • 1) в возможности посредством искусства в его своеобразной символической форме внешне выразить травмирующую для ребенка ситуацию, переконструировать ее и увидеть выход из нее, используя креативные способности ребенка;
  • 2) в возникновении под воздействием искусства эстетической реакции, изменяющей действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).

В качестве коррекционного механизма рассматривается и сам процесс творчества как исследования реальности, познания ребенком скрытых сторон собственной личности, стремления к самоактуализации (3. Фрейд, К. Г. Юнг, М. Милнер, Д. Винникот, М. Клейн, К. Роджерс и др.).

Создаваемые ребенком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации, установления отношений со значимыми другими (родителями, сверстниками, другими взрослыми), а принятие окружающими продуктов творчества повышает самооценку ребенка, степень его самоприятия и самоценности.

Соединение с помощью искусства коррекционных технологий (артпедагогической и артпсихотерапевтической) в единый процесс создает возможность более успешного сопровождения развития личности ребенка с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовательном пространстве.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой