Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Словообразовательная характеристика лексики татарского языка: Компьютерно-лингвографическай аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Краткое описание источников. При создании компьютерной информационной базы по дериватологии и словообразовательного словаря татарского языка в качестве основных источников были привлечены словари татарского языка. Основу лексической базы составил трехтомный Толковый словарь татарского языка («Татар теленец андатмалы сузлеге», 1977;1981 гг.), кроме того, привлечены другие лексикографические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы словообразования, в современной лингвистике и лингводидактике
    • 1. 0. Вводные замечания
    • 1. 1. Словообразование в русском языкознании
    • 1. 2. Словообразование в тюркологии и татарском языкознании
    • 1. 3. Словообразование в преподавании языка
  • Глава 2. Словообразование в современной лингвографии
  • Глава 3. Татарское словообразование в лингвографическом описании
    • 3. 0. Вводные замечания
    • 3. 1. Принципы создания словообразовательного словаря
    • 3. 2. Компьютерная информационная база татарского словообразования. ИЗ

Словообразовательная характеристика лексики татарского языка: Компьютерно-лингвографическай аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Одной из характерных черт современного состояния науки о языке является не только интерес исследователей к теоретическим вопросам лингвистики, к разработке теории отдельных его разделов, но и к прикладным проблемам, и прежде всего к составлению различного рода словарей, с тех или иных позиций раскрывающих различные особенности языковых единиц.

Потребность исследования и обработки огромных массивов языковых материалов, необходимость перестройки систем обучения языкам привели к компьютеризации и в «нетехническом» языкознании.

Компьютеризация в лингвистике позволяет, передавая вычислительной машине рутинные функции, сделать процесс исследования и описания языка более творческим, а процесс обучения ему индивидуальным.

Компьютерная лингвистика — это область теоретических и прикладных исследований и разработок, связанных с проблемами моделирования и исследования с помощью ЭВМ естественно-языковых систем коммуникации. С передачей машинам функций сбора, хранения, поиска, переработки и классификации естественно-языковых данных, лингвистика получает мощный импульс к дальнейшему развитию.

Применение компьютера позволяет добиваться повышения эффективности процессов сбора, систематизации и классификации накопленного эмпирического знания в лингвистике. Это выражается, прежде всего, в создании машинных фондов различных языков, включающих в себя в качестве главных компонентов тексты и словарные базы данных.

Во многих странах мира в настоящее время бурно развивается компьютерная лингвистика, разрабатывается лингвистическое обеспечение систем различных классов и назначения для разных естественных языков, в том числе и для татарского языка.

Прикладное языкознание за сравнительно короткий период времени достигли существенных результатов в создании автоматизированных систем, систем управления базами данных, систем машинного перевода, редакционно-издательских систем, обучающих систем, терминологических банков данных, экспертных систем и т. д.

Для современного этапа развития компьютерной лингвогра-фии характерна тенденция перевода в машинную форму основных филологических словарей как основы для автоматизации линг-вографической деятельности (редактирование, преобразование словарной информации, составление словарей, вычисление различных количественных характеристик и т. п.). Поэтому разработка общих принципов создания и эксплуатации автоматизированных лингвистических трудов весьма актуальна.

Наличие обширной современной базы лингвографических данных позволяет быстро и своевременно формировать блок информации такого объема и наполнения, который требуется в данный рабочий момент. Оперативность и возможность информационного маневрирования являются наиболее ценными и перспективными качествами лингвистической компьютеризации, поскольку современный компьютер способен заменить устаревшую информацию новой, более актуальной и перспективной, не разрушая уже созданной структуры словаря. Доступность заложенной в нем информации и скорость ее получения делают компьютер незаменимым средством в такой развивающейся области, как компьютерная лингвография.

Именно эти положительные качества вычислительной машины послужили отправной точкой соединения компьютера со словообразовательными материалами в рамках Машинного фонда татарского языка, создаваемого совместно членами групп «Прикладная лингвистика» и «Словарь» Казанского государственного университета и сотрудниками отдела лексикологии и лексикографии Института языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан.

В татарском языкознании ощущается большая потребность в лингвографических разработках, в которых отражались бы структура слова и разнообразные связи между однокоренными словами. Это нужно как для дальнейших лингвистических исследований, так и для решения различных практических задач, в частности, в дидактических целях, ибо, как известно, роль словарей в обучении языку велика. Углубление лингвистических сведений о словообразовании, разработка разного рода пособий и словарей в этой области важны для совершенствования преподавания языка в школе и в вузе, для практики перевода, для повышения уровня языковой культуры народа.

В современной тюркологии словообразование, несмотря на значительное число работ в этой области, остается недостаточно изученным в сфере описания системных отношений его элементов. Это объясняется рядом причин: сравнительно поздним возникновением словообразования как самостоятельной научной дисциплины, сложностью словообразовательной системы.

В настоящее время в дериватологии насчитывается не менее восемнадцати единиц-категорий. Исследователи в основном занимаются деривационными системными связями, гнездами, парадигмами, типами, моделями, словообразовательными значениями. Однако не все единицы-категории словообразования изучены подробно и требуется системный анализ всех его категорий. В дериватологии еще предстоит большая работа по всестороннему осмыслению проблемы системной организации элементов словообразовательного уровня языка. Специфика словообразования как науки о производных словах требует теоретического осмысления проблемы и применения результатов теоретических исследований в практике составления словарей, пособий, учебников.

Актуальным в татарском языкознании остается выработка принципов описания системных словообразовательных связей слов и способов их подачи в словарях. Определение способов подачи производных слов, в свою очередь, открывает перспективу для автоматизации составления словообразовательных словарей, единицей словника которых является не отдельное производное слово, а объединение производных слов в словообразовательные гнезда на основе общности корня.

Необходимость данного исследования определяется и современным статусом татарского языка как государственного. В рамках реализации «Закона о языках народов Республики Татарстан» существует необходимость в расширении учебно-методической базы татарского языка, которое предполагает создание словарей-минимумов татарского языка, составление школьных и вузовских учебников, различных словарей и методических пособий по татарскому языку.

В свете вышеизложенного, первоочередной задачей татарской компьютерной лингвографии является создание на базе вычислительной техники словообразовательного словаря татарского языка.

Цели и задачи. Целью данной диссертационной работы является словообразовательная характеристика татарской лексики в лингвографическом аспекте, создание компьютерной информационной базы по дериватологии и словообразовательного словаря татарского языка.

Поставленная цель определяет следующие задачи, которые решались в ходе работы:

— характеристика состояния изучения словообразования, его категорий и единиц как в общем, так и в частном языкознании;

— анализ существующих словообразовательных и морфемных словарей;

— выявление особенностей компьютерно-лингвографического описания словообразовательных данных;

— разработка архитектуры и формирование информационной базы по татарскому словообразованию в рамках Машинного фонда татарского языка;

— выработка принципов формирования словообразовательного словаря (в двух версиях — компьютерной и традиционной, бумажной);

— создание фрагмента (пробной версии) словообразовательного словаря татарского языка;

— квантитативная характеристика материалов словообразовательного словаря татарского языка.

Новизна работы. Татарское языкознание еще не располагает гнездовыми словообразовательными словарями, в то время как развитие современной теоретической и прикладной дериватологии настоятельно требует их создания.

Научная новизна нашей работы заключается в том, что это первый опыт создания словообразовательного словаря татарского языка, реализованного как в компьютерной, так и в традиционной (бумажной) форме.

Проводимый в данной диссертации анализ словообразовательной системы татарского языка был ориентирован на составление машинного словаря — одного из возможных словообразовательных словарей гнездового типа и в результате исследования на основе информационной базы разработаны части компьютерного словообразовательного словаря и словообразовательного словаря татарского языка традиционного типа.

Разработанный нами словообразовательный словарь рассматривает слово с точки зрения его словообразовательных связей и отношений, возникающих в словообразовательном гнезде.

Использование компьютера дает возможность получить статистические данные для различных компонентов слова, выявить информацию по частотности морфем (например, как часто встречается данный суффикс в составе производящих или производных слов).

Кроме того, компьютерная форма описания дает возможность быстро отыскивать необходимые словарные сведения и позволяет легко ориентироваться в большом массиве информации.

Важной отличительной чертой словаря является широкая подача в нем сложных слов различных типов, в том числе и составных глаголов. Кроме того, в нем, в отличие от ряда существующих концепций (например, А.Н.Тихонова), приняты несколько иные подходы к определению некоторых словообразовательных категорий-единиц (например, словообразовательный тип).

Особенностью разработанного словаря является и то, что в нем все исходные и производные слова снабжены грамматическими и стилистическими пометами.

Практическая значимость. Результаты данного исследования имеют практическое значение. Материалы работы, особенно компьютерная информационная база по татарскому словообразованию, могут быть использованы для решения разнообразных лингвографических задач — подготовки и создания словарей различного типа.

Материалы данного исследования также могут быть использованы при создании учебников и учебных пособий для школ и вузов, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по словообразованию и лингвографии. Материалы исследования применимы для практического изучения татарского языкамногие авторы указывают на значимость словообразования в языковой подготовке учащихся: «Наблюдения в этой области языка развивают пытливость ума, сообразительность, способствуют выработке навыков логического мышления, обогащают словарный запас учащихся и, особенно надо отметить, вызывают большой интерес с их стороны*' [Тимофеев К.А., 1968, с.35].

Технические возможности компьютера позволяют не только получать необходимые данные по заложенной в нем информации, но и создавать на основе информационной базы различные автоматизированные обучающие программы для использования на занятиях с учащимися в иноязычной и татароязычной аудитории, что будет способствовать лучшему усвоению и закреплению знаний по татарскому языку.

Терминология, используемая в работе. В данной диссертации использовалась общелингвистическая и специальная терминология лингвографии и словообразования, а также термины, используемые в компьютерной практике, что обусловлено особенностями и характером данного исследования.

В работе мы исходили из толкований терминов, принятых для этих терминов в следующих изданиях: «Компьютерная линг-вография» (1995), «Терминологический словарь по основам ин.

— и форматики и вычислительной техники" (1991), «Основные понятия словообразования в терминах» В. Н. Немченко (1985), «Основные понятия морфемики в терминах» В. Н. Немченко (1985), «Большой энциклопедический словарь. Языкознание» (1998), «Словарь лингвистических терминов» О. С. Ахмановой (1966), а также «Словарь-справочник лингвистических терминов» Д.Э.Ро-зенталя и М. А. Теленковой (1976) и др.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СЛОВАРЬ (автоматический, компьютерный, машинный словарь) — продукт лексикографической деятельности, материалы которого полностью зафиксированы на машинном носителе информации.

АСПЕКТНЫЙ СЛОВАРЬ — это лексикографическое произведение, в котором характеризуется преимущественно какая-нибудь одна сторона заголовочной единицы (например, словообразовательный, орфографический, морфемный словарь и т. д.).

АРХИТЕКТУРА СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ — структура словарной статьипринципы и последовательность подачи материала в словарной статье.

АФФИКС — служебная морфема.

БАЗА ДАННЫХ — организованная совокупность данных во внешней памяти ЭВМ, предназначенная для длительного хранения и постоянного использования (микротермин).

БАНК ДАННЫХ — совокупность баз данных, объединенных общностью применения (макротермин).

ВОКАБУЛЯРИЙ — словарь как продукт лексикографирования.

ВТОРИЧНОЕ СЛОВО — производное, мотивированное слово.

ГНЕЗДО (словообразовательное гнездо) — упорядоченная совокупность слов, имеющих общий корень.

ДЕРИВАНТ (дериватор, словообразовательный формант, словообразующий аффикс) — формальный показатель, общий для всех образований одного типа и, следовательно, являющийся носителем словообразовательного значения.

ДЕРИВАТ — то же, что производное слово.

ДЕРИВАТОЛОГИЯ = словообразование.

ДЕРИВАЦИОННЫЙ СЛОВАРЬ = словообразовательный словарь.

ДЕРИВАЦИЯ (словообразование, словопроизводство) — языковой процесс, в результате которого на базе существующих в языке слов, словосочетаний или предложений создаются новые, производные, слова.

ДЕФИНИЦИЯ = толкование, определение слова.

ЗАПРОС — система команд, обеспечивающих пользователю доступ к необходимой информации.

ЗАГОЛОВОЧНОЕ СЛОВО = заглавное слово, вокабула, репрезентант, словарная единица, объясняемое слово, толкуемая часть, левая часть словаря.

ИНТЕРФЕЙС — система унифицированных связей и сигналов, посредством которых устройства вычислительной системы соединяются друг с другомсвязь между компьютером и пользователем.

ИСХОДНОЕ СЛОВО (производящее слово, мотивирующее слово, первичное слово) — слово, от которого непосредственно образовано или представляется образованным данное производное.

ИСХОДНОЕ СЛОВО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА (вершина словообразовательного гнезда) — непроизводное слово в его отношении к другим словам данного словообразовательного гнезда.

КОМПЛЕКСНЫЙ СЛОВАРЬ = полиаспектный словарь.

ЛЕКСЕМА = слово.

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ = словарная информация.

ЖНГВАРИЙ = языковой справочник, словарь.

ЛИНГВОГРАФИЯ — теория и практика создания языковых справочников (словарей).

МАКРОСТРУКТУРА СЛОВАРЯ — отбор лексики, принцип расположения слов и словарных статей, выделение омонимов, включение в корпус словаря и в приложение несобственно лексикографических материалов: грамматических статей, иллюстраций и прочих материалов.

МЕНЮ — предоставляемый компьютером выбор команд, позволяющих получить доступ к определенной информации.

МЕТАЯЗЫК СЛОВАРЯ — набор типичных формул при описании слов в словаре, включает объяснения, пометы, виды сокращений, условные знаки и др.

МИКРОСТРУКТУРА СЛОВАРЯ — структура словарной статьи, информация, содержащаяся в ней.

МОРФЕМА — наименьшая значимая часть слова, неразложимая далее на единицы такого же порядка.

МОТИВИРОВАННОЕ СЛОВО — то же, что производное слово.

ПОДМЕНЮ — дополнительный набор команд, суживающий ин-формационый выбор компьютера.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ — человек, работающий на ЭВМорганизация-заказчик, имеющая ЭВМ в пользовании.

ПОМОЩЬ" - команда, подсказывающая дальнейший алгоритм действий.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ = заголовочное слово вместе с информацией, относящейся к ней.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ — формальная (структурная) схема построения производных слов, характеризующихся общностью лексико-грамматического характера производящих слов и основного словообразовательного средства или форманта.

СУФФИКС — служебная морфема, находящаяся после корня непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм.

ТИП СЛОВООБРАЗОВАНИЯ — у суффиксального способа — любая производящая основа + суффиксу словосложения — частеречное слово + частеречное словоу составного глагола — глагол + модифицирующий глагол.

Краткое описание источников. При создании компьютерной информационной базы по дериватологии и словообразовательного словаря татарского языка в качестве основных источников были привлечены словари татарского языка. Основу лексической базы составил трехтомный Толковый словарь татарского языка («Татар теленец андатмалы сузлеге», 1977;1981 гг.), кроме того, привлечены другие лексикографические источники общего и учебного характера: «Татарско-русский словарь» («Татарча-русча сузлек», 1966 г., «Татарча-русча сузлек» 1988 г., 1995 г.), «Татарско-русский учебный словарь» («Татарча-русча уку-укыту сузлеге», 1992 г.), «Орфографический словарь татарского языка» («Татар теленец орфографик сузлеге», 1983 г.) и др.

Краткий обзор литературы по теме работы. В ходе исследования изучались словообразовательные и морфемные словари русского и тюркских языков, различные статьи и монографии, связанные с проблематикой данной работы.

Работа опирается на теоретические положения, содержащиеся в монографиях Ф. А. Ганиева по словообразованию в татарском литературном языке, в академической грамматике татарского языка (1993, в 3-ех томах), в коллективной монографии «Компьютерная лингвография» .

В монографии Ф. А. Ганиева «Суффиксальное словообразование татарского языка» (1974) исследуется суффиксальное словообразование татарского литературного языка в синхронном аспекте, рассматриваются теоретические вопросы татарского словообразования, подвергаются анализу производящие основы и каждый суффикс с точки зрения их лексико-грамматического характера и источника. Раскрытие значений суффиксов проводится в системной связи с производящими основами и в зависимости от них. «Одной из насущных задач татарского языкознания является исследование общей системы суффиксов и суффиксального словообразования, их типов на уровне современной теории языкознания» [Ганиев Ф. А., 1974, с.4].

Книга Ф. А. Ганиева «Суффиксальное образование глаголов в современном татарском литературном языке» (1976) является продолжением труда автора «Суффиксальное словобразование в современном татарском литературном языке» [Ганиев Ф.А., 19 741. Предметом исследования в этой монографии является глагольное суффиксальное словообразование в татарском языке.

Словосложение — одно из интересных и в то же время сложных и диалектически противоречивых явлений в языке" пишет Ф. А. Ганиев в монографии «Образование сложных слов в татарском языке» СГаниев Ф.А., 1982, с. 33. В ней исследуется одна из сложных и актуальных проблем — образование сложных слов, которое занимает ведущее место в системе словообразования татарского языка. В работе устанавливается свыше 150 типов образования сложных слов, выявляются их структурно-семантические особенности.

Монография Ф. А. Ганиева «Конверсия в татарском языке» (1985) посвящена лексико-грамматическому способу словообразования (т.е. конверсии) в татарском языке. «Исследование данной проблемы в настоящее время представляет значительный теоретический интерес на пути решения сложного языкового феномена, оно нужно также для изучения типологии и сопоставления языков, для практических нужд лексикографии» [Ганиев Ф.А., 1985, с.5].

В «Татарской грамматике» впервые в татарском языкознании словообразование дается отдельным разделом (автор раздела — Ф.А.Ганиев), что является крупным достижением науки о языке в области словообразования. Данный раздел содержит подробный анализ всех способов образования новых слов в татарском языке [Татарская грамматика, 1993].

В монографии «Компьютерная лингвография» (1995) рассматриваются проблемы лингвографии, особенности разработки компьютерных справочников и их использования в языковедческих исследованиях, лингвографической деятельности, обучении языкам и преподавании лингвистических дисциплин.

Сборники «Актуальные проблемы русского словообразования» (1972, 1975, 1978, 1982) содержат статьи ведущих дери-ватологов, посвященных вопросам словообразования, среди которых важнейшей является проблема изучения комплексных единиц системы словообразования.

В «Словообразовании башкирского языка» К. Г. Йшбаева («Башкорт теленен, ЬузьяЬалышы», 1994) анализируется словообразовательная система башкирского языка.

Методы исследования. В процессе исследования для решения поставленных задач были использованы различные методы: описательный, сравнительный, квантитативный и др. При анализе материалов различных лексикографических источников, методических разработок и пособий использовался, в основном, метод лингвистического описания, так как он наилучшим образом отвечает задачам нашего исследования: проанализировать имеющиеся словообразовательные и морфемные словари, лексикографические справочники, посвященные вопросам дериватологии и морфемики, выявить то положительное, что есть в каждом рассмотренном словаре, определить слабые стороны этих изданий и на основе этого анализа разработать архитектуру и принципы создания компьютерной информационной базы татарской дерива-тологии и словообразовательного словаря татарского языка.

При составлении словника информационной базы и словообразовательного словаря использовался сравнительный метод.

В компьютерной информационной базе словообразовательные материалы справочника подвергались также статистической обработке (квантитативный метод), что позволило получить количественные характеристики, касающиеся различных деривативных особенностей анализируемых лексем (количество производных слов в каждом словообразовательном гнезде, продуктивность словообразовательных типов, количество одиночных (не имеющих производных) слов, употребительность словообразовательных суффиксов и т. д.).

Апробация работы. Результаты исследования были представлены в б докладах на научных конференциях, обсуждались на заседании отдела лексикологии и лексикографии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, а также отражены в 4 научных публикациях (3 — в печати).

Структура работы. Цели и задачи нашего исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, содержащей три главы, заключения, библиографии и приложений.

Во введении раскрыты цели и задачи работы, ее актуальность и новизна, практическая значимость. Отдельные разделы посвящены описанию терминологии, использованной в диссертации, а также краткому обзору привлеченных источников и анализу литературы по теме. Кроме того, были рассмотрены методы исследования, описана структура работы.

Основная часть включает три главы.

Первая глава освещает краткую историю изучения и основные проблемы словообразования, стоящие перед современной лингвистикой и лингводидактикой и важные для решения поставленных в работе задач, и раскрывает роль и место этого лингвистического раздела в процессе обучения языку.

Вторая глава посвящена словообразовательным материалам, представленным, в основном, в лексикографии последних лет. В этой главе дается анализ словообразовательных и морфемных словарей русского и тюркских языков.

В третьей главе рассматриваются принципы создания словообразовательного словаря татарского языка и принципы построения компьютерной информационной базы татарского словообразования, ее архитектура и информационные возможности.

Заключение

содержит основные выводы, обобщающие результаты работы. Также даны рекомендации и предложения по использованию этих результатов и перспективы работы над темой.

Библиография содержит перечень источников (4.1.) и лексикографических источников (4.2.), список использованной литературы (4.3.).

В приложениях представлены часть словообразовательного словаря татарского языка (Приложение 1) и фрагменты компьютерной справочно-информационной базы (Приложение 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Создание словообразовательного словаря, необходимость которого осознается как в тюркологии, так и, в частности, в татарском языкознании, важно для решения широкого круга задач как научно-исследовательского, так и практического характера.

Обоснование принципов создания и формирование самого словаря (в традиционном и в компьютерном виде) потребовало рассмотрения различных вопросов, относящихся к сферам словообразования, лингвографии, компьютерной лингвистики, лингво-дидактики и др. Так, в исследовании мы опирались на понимание словообразовательного типа, несколько отличающееся от представленного в современном словообразовании (например, в работах А.Н.Тихонова). По нашему мнению, словообразовательный тип представляет собой:

1) в суффиксальном способе образования — это любая производишь основа + суффикс;

2) в словосложении — это частеречное слово + частереч-ное слово;

3) у составного глагола — это глагол + модифицирующий глагол и неглагол + глагол.

Словообразовательное гнездо в татарском языке — это совокупность однокоренных слов, имеющих смысловую и материальную общность и строго определенную структуру.

В процессе исследовании была разработаны принципы составления гнездового словообразовательного словаря татарского языка, сформирована компьютерная информационная база татарского словообразования и в качестве образца создана часть словаря на буквы Г, Д, Е, I, 3.

Словник словообразовательного словаря сформирован на основе словников различных словарей татарского языка.

Словообразовательный словарь строился по гнездовому принципу. Для каждого слова сформировано его словообразовательное гнездо. В одно гнездо объединены слова, имеющие один и тот же корень, причем корень должен был выражать общий для всех родственных слов элемент значения. В основу построения гнезда положен принцип иерархии, принцип последовательного подчинения одних единиц другим, таким образом, любое гнездо имеет строго определенную структуру.

Производные слова в гнезде размещены ступенчато, т.к. в процессе словообразования суффиксы присоединяются к основе в строгой последовательности.

Одно и то же сложное слово в словаре включено в несколько гнезд — по каждой основе. Размещение сложных слов в гнезде имеет свой порядок. У сложных слов со слитным написанием указаны границы между компонентами, и эти слова в гнезде расположены выше сложных слов, компоненты которых пишутся раздельно. В начале даны слова с первой основой, равной основе производящего слова, по алфавиту вторых основ, потомданы слова со второй основой. После сложных слов в гнездо включены сложные и составные глаголы по принципу первого слова (лексикографическая фиксация составных глаголов является одной из отличительных особенностей данного словаря).

Если непроизводное слово не имело производного, то это слово включено в список одиночных слов. Туда же отнесены заимствованные слова, для которых невозможно было установить словообразовательные отношения на базе татарского языка.

В словаре все слова снабжены указанием на часть речи, при необходимости приводятся и стилистические пометы.

Рассматриваемая часть словаря (общим объемом 3292 слова) содержит 553 заголовочные единицы, однако фактическое число гнезд — 538, поскольку 15 лексем не образуют гнезда и являются омонимами по отношению к исходным словам словообразовательных гнезд.

Частеречная характеристика исходных слов гнезд показывает, что из 538 гнезд 72,3% составляют гнезда, где исходное слово — имя существительное, 11,2% - имя прилагательное, 0,38% - имя числительное, 0,92% - наречие, 3,54% - глагол, 7,63% - подражательное слово, 0,18% - модальное слово. Словосочетания, у которых заглавное слово не употребляется отдельно, образуют 3,71% гнезд.

Анализ происхождения исходных слов показал, что 303 гнезда (54,63%) возглавляются исконными словами и арабе-ко-персидскими заимствованиями, а 250 гнезд (45,37%) — заимствованиями из русского языка и интернациональными словами.

В словообразовательном словаре содержатся 1643 производных слова.

В рассматриваемом фрагменте словообразовательного словаря самое большое количество производных слов содержат гнезда с исходными лексемами дурт (49 производных), еру (31), гел (26), гэмбэ (25), елау (21), ерту (21), гадэт (18), дицгез (17), ел (17), зарар (16) и др.

Наибольшая продуктивность характерна для следующих словообразовательных суффиксов: -лык/-лек! -чы/-че, -лы/-ле} -сыз/-сез, -ла/-лэ} -ландыр/-лендер, -лан/-лэн} -лаш/-лэш} -лашшыр/лэшшер, -ылда/-елдэ) -ча/-чэ, -лап/-лэп и т. д.

В составе гнезд 258 сложных слов (из них 257 — с двумя компонентами и 1 — с тремя компонентами) и 271 составной глагол.

33,31% всего словника составляют одиночные слова (1096 лексем), среди которых значительную часть составляют слова, заимствованные из русского языка и через русский язык — 830 единиц, а также устаревшие, выходящие или уже вышедшие из употребления слова — 123 единицы.

В компьютерном словаре, как и в традиционном, дерива-тивная информация представлена в виде гнезда, для лексем которого показаны словообразовательные отношения в современном языке.

Компьютерная база татарского словообразования представляет собой информационную систему, которая может применяться в лингвографической деятельности, а также использоваться в лингводидактической практике. Данные исследования могут применяться создателями различных разработок по татарскому словообразованию, а также преподавателями татарского языка как в татароязычной, так и в иноязычной аудитории.

Кроме того, компьютерная база может быть использована в научной деятельности как система хранения, обработки и выдачи информации.

В общем плане создание лингвографических разработок на основе компьютера в последние годы стало приоритетным направлением, развитие которого способно существенно оптимизировать весь процесс создания и использования языковых справочников.

Автоматизированная версия создает хорошие условия не только для эксплуатации справочного продукта, но и для его развития, совершенствования. Компьютерная база может развиваться по разным направлениям: включение новых производных и новых гнезд, создание новых информационных зон и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Татар теленец ацлатмалы сузлеге. 0ч томда, II т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1979. — 726 б.
  2. Татар теленец ацлатмалы сузлеге. 6ч томда, III т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1981. — 832 б.
  3. Татар теленец орфографик сузлеге: 38 000 чамасы суз. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1983. 279 б.
  4. Татарча-русча сузлек: 38 000 чамасы суз. М: Сов. энциклопедия, 1966. — 863 б.
  5. Татарча-русча сузлек: 25 000 чамасы суз. 2-нче басма / Ф. А. Ганиев ред. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. — 462 б.
  6. Татарча-русча уку-укыту сузлеге: 10 000 чамасы суз / Ф. А. Ганиев ред. М.: Рус. яз. «Дигора», 1993. — 412 б.
  7. М.Х. Башкорт теленец морфемалар (Ьуззэрзец мэ-гэнэлэргэ эйэ булган элэштэре) Ьузлеге. 8фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1992. — 272 б.
  8. М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1995. 240 с.
  9. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 683 с.
  10. А., Тихонов А. Н., Кунгуров Р. Узбек тили морфем лугати. Тошкент: Укитувчи, 1977. — 462 с.
  11. Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка.- М.: Рус. яз., 1996. 638 с.
  12. А.И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка: Ок. 52 000 слов.- М.: Рус. яз., 1986.- 1136 с.
  13. Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь / В. В. Морковкин, Н. О. Беме, И. А. Дорогонова, Т. Ф. Иванова, И.Д.Успенская- Под ред. В. В. Морковкина.- М.: Рус. яз., 1984. 1168 с.
  14. Зд. Ф. Морфемы русского языка. Прага, 1976.
  15. .Т., Текучев A.B. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: Пособие для учащихся. 3-е изд., переб. и доп. — М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  16. З.А. Как сделаны слова в русском языке. Справочник служебных морфем: Пособие для учителей.- Л.: Просвещение, 1974.- 125 с.
  17. З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1987.- 319 с.
  18. З.А. Школьный словообразовательный словарь / Ред. С. Г. Бархударов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1964.- 392 с.
  19. А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика.- М.: Изд-во Школа-Пресс, 1996.704 с.
  20. А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т.: Ок. 145 000 слов.- 2-е изд., стер.- М.: Рус. яз., 1990.
  21. А.Н. Школьный словообразовательный словарьрусского языка.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1991.576 с.
  22. Автоматизация подготовки словарей: Учеб.-метод, пособие / Под ред. Н. В. Павлович. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 170 с.
  23. Автоматический словарь как средство автоматизации лексикографических работ // Теория и практика научно-техн. лек-сикогр-ии.- М., 1988.- С. 234−240.
  24. Э.Г. Использование компьютера в обучении русскому языку как иностранному. М.: Рус. яз., 1989. — 76 с.
  25. Актуальные проблемы компьютерной лингвистики: Тез. докл. Всесоюз. конф. в г. Тарту 10−31 мая 1990 г. / Отв.ред. К. Лепа- Тарт. ун-т .- Тарту, 1990.- 154 с.
  26. Актуальные проблемы русского словообразования: Материалы научной конференции (12−15 сент.). Самарканд, 1972.
  27. Актуальные проблемы русского словообразования: Ученые записки, т. 143. Ташкент, 1975.
  28. Актуальные проблемы русского словообразования: Тез. докладов и краткие сообщения III респ. науч. конф. (21−23 сент.). Ташкент, 1978.
  29. Актуальные проблемы русского словообразования: Сб. науч. статей. Ташкент: Укитувчи, 1982. — 469 с.
  30. Актуальные проблемы учебной лексикографии. /Сост. Ред-кин В.А. М.: Рус. яз., 1977. — 320 с.
  31. П.М. Статическая лексикография (Типология, составление и применение частотных словарей). Л., 1975.
  32. Г. Сайланма хезмэтлэр. Казан: Татгосиздат, 1945. — 330 б.
  33. A.A. Внутриглагольная деривация в русском и татарском языка: Дис.. д-ра филол. наук.- М., 1995. 70 с.
  34. В.М. Автоматизация в лексикографии. Современное состояние и новые возможности // Советская лексикография.- М., 1988.- С. 201−224.
  35. В.М., Морковкин В. В. Базовое лексикографическое знание и компьютер: (К постановке задачи создания лексикограф, процессоров) // Машинный фонд рус. языка: Предпроектные исследования.- М., 1988.- С. 4−40.
  36. A.B. Компьютерная лингвистика для всех: Мифы. Алгоритмы. Язык. Киев: Наук Думка, 1991. — 207 с.
  37. Л.А. Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы (на материале русских говоров): Автореф. дис.. докт. филол. наук. М., 1994. — 49 с.
  38. О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд., стереотип. — М.: Сов. энциклопедия, 1969. — 608 с.
  39. Э.М. Контрастивная грамматика: морфология русского и тюркских языков. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. — 154 с.
  40. Г. Х. Хэзерге татар теленец лексикологиясе. Казан: Татар, кит. нэшр., 1979. — 131 б.
  41. А. Разработка принципов построения словарного обеспечения турецко-русского машинного перевода: Дис.. канд. филол. наук. Л., 1981. — 241 с.
  42. З.А., Николаев Г. А. Русское словообразование: Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан, ун-та. — 1985. — 184 с.
  43. H.A. Каракалпакский язык. Фонетика и морфология. 4.1. (Части речи и словообразование). М.: Изд-во АН СССР, 1952. — 544 с.
  44. H.A. Морфологическая структура слова и части речи в тюркских языках // Советское востоковедение.- 1957.-N1.- С.72−85.
  45. H.A. Тюркские языки. М.: Изд-во Вост. лит-ры, 1960. — 242 с.
  46. H.A. Тюркские языки (Общие сведения и типологическая характеристика) // Языки народов СССР. Т.П. Тюрк-сие языки. М.: Наука, 1966. С. 7−42.
  47. H.A. Историко-типологическая морфология тюркских языков: Структура слова и механизм агглютинации. М.: Наука, 1979. — 274 с.
  48. H.A. О границах словообразования и словоизменения в тюркских языках // Сов. тюркология. 1986. — N2. -С. 3−11.
  49. X. Татар теле грамматикасы дэреслеге. Казан: Татиздат, 1931. — 37 б.
  50. Л.Н. Применение ЭВМ в лингвистических исследованиях и лингводидактике. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1986. — 82 с.
  51. .Б. Аффиксальное словообразование глаголовв русском и казахском языках: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Алма-Ата, 1975. — 33 с.
  52. А.Ю. Словообразование имен существительных, прилагательных, наречий в карачаево-балкарском языке. Нальчик: Кабардинобалкарское книжное изд-во, 1965. — 88 с.
  53. И.В. Словообразовательные гнезда омонимов современного русского языка: Дис.. канд. филол. наук. -Одесса, 1988. 207 с.
  54. Л.В., Алексеева Т. В., Асиновский А. С. и др. Морфемный словарь как база автоматизации лингвистических исследований // Национальные лексико-фразиологические фонды. СПб., 1995. — С. 183−188.
  55. Н.М. Математические модели русского словообразования и их применение в автоматизированных системах: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Харьков, 1986. — 24 с.
  56. Д.Р. Справочная система учебных словарей (К проблеме лингвоинформ. обеспечения рус. лексикографии): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Казань, 1992.- 16 с.
  57. З.М. Сопоставительная грамматика русского и татарского языков. Казань: Таткнигоиздат, 1967. — 126 с.
  58. С.Г., Вэлитова Р. Г. Татар теле: Беренче класс ечен дэреслек. Тезэтелган икенче басма. Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. — 94 б.
  59. С.Г., Вэлитова Р. Г. Башлангыч мэктэптэ татар теле методикасы. Казан: Мэгариф, 1993. — 414 б.
  60. Д. Татар теленец грамматикасы. Казан: Электро-тип «Миллият», 1919. — 175 б. Араб. шр.
  61. ВэлиеваФ.С., Саттаров Г. Ф. Урта мэктэптэ татар теленукыту методикасы. Казан: Татар, кит. нэшр., 1978. — 328 б.
  62. З.М., Зиннатуллина К. З., Сэгыйтов М. А. Хэ-зерге татар теле морфологиясе. Казан: Казан Дэулэт педагогия ун-ты нэшр., 1972. — 206 с.
  63. Э.З. Словообразование в современном азербайджанском языке на базе русской интернациональной лексики: Ав-тореф. дис.. канд. филол. наук. Баку, 1985. — 22 с.
  64. Е.В. Проблемы машинной лексикографии: Дис.. канд. филол. наук. Л., 1983. 199 с.
  65. В.В. Словообразование имен существительных // Современный русский язык. Морфология. М.: Изд-во МГУ, 1952. — С. 9−130.
  66. В.В. Словообразование имен прилагательных // Современный русский язык. Морфология. М.: Изд-во МГУ, 1952. — С. 173−218.
  67. В.В. Вопросы современного русского словообразования // Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975а. — С. 155−165.
  68. В.В. Словообразование и его отношение к грамматике и лексикологии // Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 19 756. — С. 166−220.
  69. В.В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка // Избранные труды: Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. — С. 47−68.
  70. В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. 3-е изд. — М.: Высшая школа, 1986. — 640 с.
  71. Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные труды по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. -С. 419−442.
  72. Е.Б. Словообразовательное гнездо с вершинойдать как системно-структурное образование: Автореф. дис.. филол. наук. М., 1995. — 16 с.
  73. P.C. Сопоставительная грамматика татарского и русского языков. Казан: Татар, кн. изд-во, 1971. — 271 с.
  74. Гак В.Г. О некоторых закономерностях развития лексикографии (учебная и общая лексикография в историческом аспекте) // Актуальные проблемы учебной лексикографии / Сост. В. А. Редькин. М.: Рус. яз., 1977. — С. 11−27.
  75. K.P. О машинном фонде татарского языка // Машинные фонды языков народов СССР: Материалы рабочего совещ. (Тбилиси, 15−22 сент. 1987 г.). Тбилиси, 1988.- С. 6−7.
  76. K.P. Словарный подфонд МФ татарского языка // Машинные фонды языков народов СССР: Материалы рабочего совещ. (Таллинн, 19−22 дек. 1988 г.). Таллинн, 1988. — С. 7.
  77. K.P., Хасанова P.A., Юналеева P.A. Об использовании компьютера б педагогической русистике // Проблемы педагогической лингвистики. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — С. 170−176.
  78. К.Р., Обносова Н. А. Справочно-информационное обеспечение компьютерных разработок по татарскому языку // Международная конференция CALL 1990. С. 15−16.
  79. К.Р., Валиахметова Д. Р. От лексикографии к лингвографии (Терминологические заметки) // Проблемы лексикологии и терминологии татарского языка. Вып. 2. — Казань, 1994. — С. 120−127.
  80. К.Р., Обносова Н. А., Тухватуллина А. А., Ша-рипзянова Л.С. Машинный фонд татарского языка: особенности формирования и функционирования // Проблемы лексикологии и терминологии татарского языка. Вып. 2. — Казань, 1994. -С. 127−134.
  81. Ф.А. Некоторые итоги исследования словообразования в современном татарском языке и задачи его дальнейшего изучения // Вопросы татарского языкознания / Учен. зап. КГПИ. Вып. 95.- Казань, 1971. — С. 87−100.
  82. Ф.А. Словообразование как один из разделов татарского языкознания // Тез. докл. Итоговой научной сессии за 1970 год / АН СССР. ИЯЖ им. Г. Ибрагимова. — Казань, 1971. — С. 27−29.
  83. Ф.А. Некоторые вопросы фонетического способа словообразования в татарском языке в историческом освещении // Сов. тюркология. 1971. — N1. — С. 93−97.
  84. Ф.А. Словообразовательная структура слов в современном татарском языке // Конференция по татарскому языкознанию, посвященная 50 летию Союза ССР: Тез. докл. / АН СССР. ИЯЖ им. Г.Ибрагимова. КГПИ.- Казань, 1972.- С.45−47.
  85. Ф.А. Сложные глаголы в тюркских языках // Сов. тюркология. 1972. — N3. — С. 63−66.
  86. Ф.А. Фонетическое словообразование в татарском языке. Казань: Татар, кн. изд-во, 1973. — 40 с.
  87. Ф.А. 0 типах суффиксов в современном татарском языке // Тез. докл. Научной сессии за 1972 г. / АН СССР. КФ. ИЯЖ им. Г. Ибрагимова. Казань, 1973. — С. 16−21.
  88. Ф.А. Глагольные образования на -ла/-лэ в современном татарском языке: Опыт синхронного и системного изучения // Сов. тюркология. 1974. — N5. — С. 3−12.
  89. Ф.А. Суффиксальное образование глаголов в современном татарском языке. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. — 108 с.
  90. Ф.А. К вопросу о сложных словах в современном татарском языке // Вопросы лексикологии и лексикографии татарского языка. Казань, 1976а. — С. 107−115.
  91. Ф.А. К вопросу о сложных словах в современном татарском языке // Сов. тюркология. 19 766. — N4. — С. 31−37.
  92. Ф.А. Аналитическая морфология тюркских языков: проблемы и задачи // Сов.тюркология.- 1979.- N1.- С.3−8.
  93. Ф.А. Вопросы морфологии татарского языка. Казань: Татар, кн. изд-во, 1980. — 81 с.
  94. Ф.А. Образование сложных слов в татарском языке.- 142 — M.: Наука, 1982a. 150 с.
  95. Ф.А. 0 семантике парных слов в татарском языке // Лексика и стилистика татарского языка. Казань, 19 826. -С. 22—26.
  96. Ф.А. Способы и типы образования сложных слов в современном татарском языке // Сов. тюркология. 1983. -N2. — С. 48−49.
  97. Ф.А. Конверсия в татарском языке. Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. — 110 с.
  98. Ф.А. Конверсия в татарском языке // Сов. тюркология. 1990. — N5. — С. 3−8.
  99. Ф.А. Словообразование // Татарская грамматика. -T.I. Казань: Татар, кн. изд-во. — 1993. — С. 188−521.
  100. Т.М. Башкирское именное словообразование. Уфа: БФ АН СССР, 1959. 224 с.
  101. Т.М. 0 новых явлениях в словообразовании прилагательных // Исследования по грамматике современного башкирского языка / Под ред. Юлдашева A.A., Ураксина З. Г. -Уфа: Бф АН СССР, 1979. С. 5−23.
  102. A.C. Еще раз об автоматизации лексикографических работ // Советская лексикография: Сб. ст.- М.: Рус. яз., 1988.- С. 225−232.
  103. И. Грамматика татарского языка. СПб., 1801. -188 с.
  104. В.Г. Принципы выделения словообразовательных частей слова и их характеристика.- Спб., 1991.- 44 с.
  105. Э.Г. Словообразование на базе имен числитель- 143 ных: Автореф. дис.. канд.филол.наук.- СПб, 1994.- 16 с.
  106. М., Преснов В. Топонимика и компьютерная лексикография. М.: Изд-во «Посев», 1993. — 48 с.
  107. .Ю. Компьютеризация лексикографической деятельности // Теория и практика научно-техн. лексикогр-ии.-М., 1988.- С. 231−234.
  108. Грамматика азербайджанского языка. Фонетика. Морфология. Синтаксис / Под ред. М. Ш. Ширалиева и Э. В. Севортяна. -Баку: Элм, 1971. 413 с.
  109. Грамматика бурятского языка. М.: Изд-во Вост. лит-ра, 1962. — 246 с.
  110. Грамматика карачай-балкарского языка / Под общ. ред. проф. Н. А. Баскакова. Нальчик: Эльбрус, 1976. — 572 с.
  111. Грамматика ногайского языка. Ч. I. Фонетика и морфология /Под ред. Н. А. Баскакова. Черкесск: Карачаево-черкесское отделение Ставрапольского книж. изд-ва, 1973. — 320 с. Грамматика русского языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1952.- Т.1. 720 с.
  112. Грамматика русского языка. М.: Изд-во АН СССР, 1954.- Т.2. 4.1. — 703 с.
  113. Грамматика русского языка. В 2-х т. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — Т. 1. — Фонетика и морфология. — 719 с.
  114. Грамматика современного якутского языка. Фонетика и морфология. М.: Наука, 1982. — 496 с.
  115. Грамматика туркменского языка. Ч. I. Фонетика и морфология / Под ред. Н. А. Баскакова, М. Я. Хамзаева и Б.Чарыярова.- Ашхабад: Ылым, 1970. 503 с.
  116. Грамматика хакасского языка / Под общ. ред. проф. Н. А. Баскакова. М.: Наука, 1975. — 418 с.
  117. В.Г. Староосманский язык.- М.: Наука, 1979.- 95 с.
  118. В.Г., Пиотровский Р. Г., Щербак A.M. О создании машинного фонда тюркских языков // Сов. тюркология. 1988.- N2. С. 92- 101.
  119. В.Г., Пиотровский Р. Г., Щербак A.M. О создании машинного фонда тюркских языков // Труды машинного фонда русского языка. М., 1991. — Т.1. — С. 26−33.
  120. А.Г. К некоторым вопросам аффиксации в узбекском языке // Академику В. А. Гордлевскому с его 75-летия. -М.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 98−107.
  121. Дериватография и деривационная лексикография: Сб. науч. тр. / Редкол.: Бартков Б. И. (отв. ред.) и др.- АН СССР, Дальневост. отд-ние. Каф. иностр. яз.- Владивосток, 1989.183 с.
  122. Н.К. Башкорт теленец грамматикаЬы. 8фе: Баш-госиздат, 1950. — 199 б.
  123. Н.К. Строй тюркских языков. М.: Изд-во Вост. лит-ры, 1966. — 607 с.
  124. Дондуков У-Ж. Ш. Лекции по русскому словообразованию. -Улан-Удэ: Изд-во Бэлиг, 1995. 64 с.
  125. Я.Л. Словник в научно-технической лексикографии: Дис.. канд. филол. наук. Л., 1986. — 246 с.
  126. A.B. Современный русский язык. М.: Высшая школа, 1990. — 424 с.
  127. Н.П. Грамматика шорского языка. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. — 307 с.
  128. Н.П. Грамматика хакасского языка. Фонетика и- 145 морфология. Абакан: Хакасское обл. нац. изд-во, 1948. -124 с.
  129. В.Г. Словосложение в тюркских языках // Структура и история тюркских языков. М.: Наука, 1971. — С. 95−107.
  130. М.З. Классификация частей речи и аффиксов в тюркских языках // Советская тюркология. 1973. N6. — С. 3−8.
  131. М.З. Основные понятия татарской грамматики. Мор-фемика // Татарская грамматика. Т.1. — Казань: Татар, кн. изд-во. — 1993. — С. 130−159.
  132. Д.А. Автоматическое индексирование поисковых запросов с использованием машинных тезаурусов: Автореф. дис.. канд. техн. наук. М., 1990. — 29 с.
  133. М.З. Хэзерге татар эдэби теле. Казан: Казан ун-ты нэшр., 1958. — 242 б.
  134. М.З., ИбраЬимов С.М. УП-УШ классларда татар теле. Казан: Татар, кит. нэшр., 1974. — 208 б.
  135. М.З. Татар теле: 7−8 нче класслар ечен дэреслек. И басма. Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. — 232 б.
  136. М.З., ИбраЬимов С.М. Татар теле: Унберьеллык ур-та мэктэплэрнец 9 нчы сыйныфы ечен дэреслек. Казан: Мэга-риф, 1994. — 128 б.
  137. Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1Ш. — 304 с.
  138. Е.А. 0 парадигматических отношениях в словообразовании // Русский язык. Вопросы его истории и современного состояния (Виноградовские чтения).- I-VIII.- М., 1978. -С. 77.
  139. Е.А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. — 220 с.
  140. Г. С. Принципы организации словообразовательных элементов в систему и возможности ее описания: Дис.. д-ра филол. наук. Бишкек, 1992. — 383 с.
  141. Ю.Л., Егорова Е. В. Использование ЭВМ для автоматизации составления и редактирования словарей. М.: 1977.
  142. ИбраЬимов Г. Татар сарыфы. Казан: Сабах, 1918. — 846.
  143. М. Татарская грамматика. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1842. — 311с.
  144. Ш. Татар теленец нэхуе вэ сарфы. Казан: Тип. газ. «Баянульхак», 1911. — 102 б.
  145. А.И. Морфологическая структура слова и именные части речи в современном казахском языке: Автореф. дис.. докт. филол. наук. Алма-Ата, 1964. — 187 с.
  146. Э.А. Компьютеризация лексикографической деятельности // Аспекты гуманитарных исследований. Казань, 1998. — С. 140−146.
  147. Исследования в лингвистике.- Казань: Фэн, 1996.- 147 с.
  148. Использование ЭВМ в лингвистических исследованиях. -Киев: Наукова думка, 1990. 228 с.
  149. Исхаков Ф. Г, Пальмбах A.A. Грамматика тувинского языка. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1961. — 472 с.
  150. К.Г. Проблемы словообразовательной системы башкирского языка: Дис.. д-ра филол. наук. Уфа, 1996. йй8 кЙшбаев К. Г. Башкорт теленен пУзьяЬаяышы. Стерлетамак: Изд-во педагогического инс-та, 1994. — 284 б.
  151. Казем-Бек A.M. Общая грамматика турецко-татарского языка. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1846. — 457 с.
  152. А.Г. Парные слова в современном уйгурском языке. Алма-Ата: Изд-во АН Казах. ССР, 1958. — 168 с.
  153. А.Т. Структура односложных корней и основ в казахском языке. Алма-Ата: Наука, 1986.- 328 с.
  154. А., Оралбаева Н. Kasipri казак тшнщ морфе-малар жуйесь Алматы: Гылым, 1986. — 192 б.
  155. Ю.П. Современное состояние и тенденции развития русской лексикографии // Советская лексикография. М.: Рус. яз., 1988. — С. 5−18.
  156. В.Б., Насилов Д. М. О проекте машинного фонда тюркских языков // Сов. тюркология. 1989. — N2. — С. 97−100.
  157. А. Морфологическая структура слова (в узбек. языке): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Ташкент, 1964. — 18 с.
  158. Й. Машинный сбор и обработка данных на службе лексикографии // Лексикология и лексикография. М., 1972. -С. 3−22.
  159. Когнитивная и компьютерная лингвистика.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1994.- 108 с.
  160. В.И. Введение в языкознание.- М.: Просвещение, 1979. 351 с.
  161. Л.И. Структура словарного текста в аспекте машинной лексикографии: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1986. — 21 с.
  162. Л.И. Автоматический генеральный словник русских словарей: (Методика создания, предварит, исслед., первые результаты) // Машинный фонд рус. языка: Предпроект-ные исследования.- М., 1988.- С. 41−63.
  163. Компьютерная лингвография / Науч.ред. Н. К. Замов, К. Р. Галиуллин.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1995.- 119 с.
  164. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения / Е. А. Власов, Т. Ф. Юдина, О. Г. Авраменко, А. В. Шилов. М.: Рус. яз., 1990. — 80 с.
  165. В.Г. Очерк грамматики древнетюркского языка. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1970. — 64 с.
  166. Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой, В. В. Лопатина. М.: Рус. яз., 1989. — 639 с.
  167. Е.С. Что такое словообразование. М.: Наука, 1965. — 78 с.
  168. Е.С. Ономасиологические характеристики комплексных единиц словообразовательной системы // Актуальные проблемы русского словообразования: Тез. докл. Ташкент, 1982. — С. 21−22.
  169. О.В. Математические модели префиксального словообразования и их использование в системах автоматической обработки текстов на русском языке: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Харьков, 1984. — 23 с.
  170. A.C. Математические модели словообразовательной семантики ключевых слов и их использование для автоматической обработки текстов русского языка: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Харьков, 1990. — 22 с.
  171. К.А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения лексического материала. М.: Высшая школа, 1962. — 296 с.
  172. O.A. Математические модели семантики суффиксального словообразования и их использование в автоматизированных информационных системах.- Харьков, 1990.- 24 с. диссс
  173. В.В., Редькин В. А., Улуханов И. С. К соотношению единиц словообразования и морфонологии // Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие: Доклады. М., 1967. — С. 35−54.
  174. В.В. Словообразование как объект грамматического описания // Грамматическое описание славянских языков. Концепции и методы. М.: Наука, 1974. — С. 48−59.
  175. В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М.: Наука, 1977. — 315 с.
  176. В.В., Улуханов И. С. Основные понятия морфемики. Словообразование. Основные понятия. Морфонологические явления в словообразовании // Русская грамматика. Т.1. — М.: Наука, 1980. — С. 123−142- 413−452.
  177. А.Г. Основы русской морфемики: Учебное пособие. -Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1979. 94 с.
  178. С.И. Морфемика и словообразование: Спецкурс по рус. яз.: Кн. для учителя.- М.: Валент, 1997.
  179. Максуди Э.-П. Терки сарфы. Казан: 1910. — 51 б.
  180. Н. 0 классификации сложных слов в узбекском языке // Сов. тюркология. 1976. — N 4. — С. 38−45.- 150
  181. Н. Образование собственно-сложных слов зз уегбекском языке // Сов. тюркология. 1982. — N 1. — С. 67−76.
  182. P.C. Проблемы исследования словообразовательных значений и средств их выражения (на материале сопоставления русского и армянского языков): Автореф. дис.. докт. филол. наук. Ереван, 1975. — 53 с.
  183. Ю.Н. Вычислительная лексикография. М., 1976. -183 с.
  184. Материалы III Всесоюзной конференции по созданию Машинного фонда русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 147 с.
  185. Г. Практическое руководство к изучению татарского языка. Казань, 1857. — VII, 255 с.
  186. Машинный фонд русского языка: идеи и суждения. / Отв. ред. Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1986. — 239 с.
  187. И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М.: Изд-во МГУ, 1980. 216 с.
  188. И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.: Просвещение, 1981. — 254 с.
  189. P.C. Принципы формально-семантической организации производных современного русского языка: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Ташкент, 1983.- 46 с.
  190. .М. Татар теле: Гади ж-емлэ синтаксисы: 6-нчы класс ечен дэреслек. Яцартылган тугызынчы басма. Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. — 136 б.
  191. Модели национальных языков.- Казань: Фэн, 1996.- 153 с.
  192. А.И. Словообразование современного русского языка: Учебное пособие. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1985. — 90 с.
  193. Изд-во Ленинград, ун-та, 1987. 207 с.
  194. В.В. Об объеме и содержании понятия «теоретическая лексикография» // Вопросы языкознания.- М., 1987.-N6.- С. 33−42.
  195. В.В. Основы теории учебной лексикографии: Ав-тореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1990. — 72 с.
  196. М.Н. Современный русский язык. Словообразование. Учебно-методическуое пособие для студентов-заочников II курса филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1966. — 56 с.
  197. Мошкович 1.Г. Автоматизированная лексикографическая система УНИЛЕКС-2 / Под ред. Л. И. Колодяжной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 107 с.
  198. K.M. Грамматика караимского языка: Фонетика и морфология. М.: Наука, 1964. — 344 с.
  199. М., Шеляховская Л. Словообразовательный словарь тюркизмов. Алматы: Ана теле, 1995. — 174 с.
  200. Э.Н. Современный уйгурский язык. М.: Изд-во Вост. лит-ры, i960. — 133 с.
  201. К. Краткая татарская грамматика. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1860. — 80 с. Араб. шр.
  202. В.Н. Современный русский язык: Словообразование. М.: Высшая школа, 1984. — 255 с.
  203. В.Н. 0 диахронии и синхронии в словообразовании // Филологические науки. 1985. — N5. — С. 49−56.
  204. В.Н. Основные понятия словообразования в терминах: Краткий словарь-справочник. Красноярск: Изд-во
  205. Красноярск, ун-та, 1985. 204 с.
  206. В.Н. Основые понятия морфемики в терминах: Краткий словарь-справочник. Красноярск: Изд-во Красноярск, ун-та, 1985. — 216 с.
  207. В.М. Основы номинативной деривации. Минск: Вышэйшая школа, 1985. — 157 с.
  208. В.М. Словообразование и деривационная грамматика. Ч.1.- Алма-Ата: Изд-во Казах, гос. ун-та, 1978.- 64 с.
  209. В.М. Субстантив в составе номинативных рядов: (К проблеме деривационной грамматики): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1973. — 56 с.
  210. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 24. Компьютерная — лингвистика^ Пер,—с английскогоV Сост^, ред^ Б. Ю. Городецкий. — М.: Прогресс, 1982. — 432 с.
  211. Г. Терлек. Казан: 1911. — 80 б. Нуриева А. Х. Татар теле: 3 нче класс: Очьеллык башлан-гыч мэктэп ечен дэреслек. Тулыландырылган уникенче басма. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1991. — 159 б.
  212. А.Х., Саттарова Н. А. Татар теле: 3 нче класс: Дуртьеллык башлангыч мэктэп ечен дэреслек. Казан: Мэгариф, 1993. 175 б.
  213. А.Х. Татар теле: Рус мэктэплэренец 2 нче сыйны-фында укучы татар балалары ечен дэреслек. Казан: Мэгариф, 1994. 176 б.
  214. О.Н. Формально-семантические отношения слов в словообразовательных гнездах временных и пространственных наречий: Автореф. дис.. канд.филол.наук.- М., 1995.- 19 с.
  215. Н., Калабаева А., Есина К. Каз1рг1 казак тШнщ созжасам жуйесь Алматы: Гылым, 1989. — 368 б. Орузбаева Б. О. Словообразование в киргизским языке: Ав- 153 тореф. дис.. докт. филол. наук. Фрунзе, 1964. — 103 с.
  216. Д.Ф. Словообразование // Грамматика хакасского языка / Под ред. Н. А. Баскакова. М.: Наука, 1975. — С. 46−55.
  217. Переводная учебная лексикография / Сост. Уваров В. Д. -М.: Рус. яз., '1979. 39 с.
  218. Р.Г., Бектаев К. Б., Пиотровская A.A. Математическая лингвистика. М.: Высшая школа, 1977. — 383 с.
  219. Р.Г. Лингвистические автоматы и машинный фонд русского языка // Вопр. языкознания.- М., 1987.- N4.-С. 69−73.
  220. Г. Н. Лингвометодические основы обучению русскому словообразованию. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 144 с.
  221. Г. Н. Словообразовательная система русского языка в аспекте ее освоения иностранцами.- Екатеринбург, 1992. 35 с.
  222. Д.Ф. Анализ лексики и словаря с использованием персональной ЭВМ // НТИ / ВИНИТИ. Сер. 2, Информационные процессы и системы. М., 1990. — N9. — С. 27−29.
  223. Л.А. Грамматика гагаузского языка. Фонетика и морфология. М.: Наука, 1964. 298 с.
  224. Л.А. Формообразование и его отношение к словообразованию и словоизменению в тюркских языках // Сов. тюркология. 1990. — N1. — С. 12−16.
  225. Р.Н., Валькова Д. П., Маловицкий Л. Я., Федоров А. К. Современный русский язык. М.: Просвещение, 1978. -464 с.
  226. З.А. Современное русское словообразование. М.: Просвещение, 1970. — 384 с.
  227. Прикладные аспекты лингвистики / Под ред. Ю. В. Рождественского. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 159 С.
  228. Ш. А. Татар теле буенча очерклар. Казан: Татгосиздат, 1954. — 200 б.
  229. Г. И. Введение в алтайское языкознание. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1957. — 254 с.
  230. И.П., Сычева С. Н. Синтаксическая деривация и синтаксическая синонимия // Филологические науки, 1974. -N3. С. 66−72.
  231. Л.М. Квантитативная характеристика татарского слова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Казань, 1996. — 24 с.
  232. З.И. Функциональный аспект словообразования: Русское производное имя.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996.
  233. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
  234. Д.Э. Русский язык. М.: Изд-во МГУ, 1994. -366 с.
  235. Русская грамматика. Т.1. — М.: Наука, 1980. — 783 с.
  236. Русский язык и его функционирование. Уровни языка.- М.: Наука, 1996.
  237. Русский язык. Энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1979. 431 с.
  238. А.Г. Словообразовательные парадигмы непроизводных глаголов в современном русском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1997. — 24 с.
  239. К.С. Фонетик ысул белэн суз ясалышы // Совет- 155 мэктэбе, 19? G, — N6, — о, i@-ei,
  240. Г. Словообразование имен существительных в современном уйгурском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Алма-Ата, 1956. — 16 с.
  241. Г. Язык уйгуров ферганской долины. Лексика, морфология и языковая интерференция. Алма-Ата: «Наука» Казах. ССР, 1976. — 287 с.
  242. Т. Моделирование киргизской именной морфологии: Автореф.. дис. канд. филол. наук. Л., 1982. — 16 с.
  243. Э.В. К соотношению грамматики и лексики в тюркских языках. К проблеме словообразования // Вопросы узбекского языкознания. Ташкент, 1954. — С. 60−81.
  244. Э.В. Словообразование в тюркских языках // Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков. Ч. II. Морфология. М.: Изд-во АН СССР, 1956. — С. 314−328.
  245. Э.В. Аффиксы глаголообразования в азербайджанском языке. Опыт сравнительного исследования. М.: Изд-во Вост. лит-ры, 1962. — 643 с.
  246. Э.В. Аффиксы именного словообразования в азербайджанском языке. Опыт сравнительного исследования. М.: Наука, 1966. — 437 с.
  247. .А. Происхождение аффиксов звукоподражательных глаголов в тюркских языках // Сов. тюркология. -1977. N1. — С. 3−7.
  248. Г. О. Разработка и реализация лингвистическогообеспечения систем е Морфологическим анализом/синтезом для русского языка: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- М., 1995. 29 с.
  249. Словообразование и структура слова в русском языке: Сб. науч. тр. Ташкент, 1980. — 65 с.
  250. П.А. Аппликативная грамматика и моделирование словообразования: Автореф. дис.. д-ра филол. наук.-М. 1970. 60 с.
  251. Современный казахский язык. Фонетика и морфология. -Алма-Ата: Изд-во АН Казах. ССР, 1962. 453 с.
  252. Современный русский язык. М.: Высш. школа, 1964. -456 с.язык. Лексикология^фонетика, морфология. М.: Наука, 1969. — 380 с.
  253. Сопоставительное словообразование русского и татарского языков / Сост. Фатхутдинова В. Г. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. — 26 с.
  254. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Морфология. М.: Наука, 1988.
  255. Структурная и прикладная лингвитика: Межвузовский сборник. Вып. 3 / Под ред. А. С. Герда. — Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1987. — 192 с.
  256. Н.Ф. Проблема многозначности в башкирском языке и ее лексикографическая разработка: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Уфа, 1993. — 19 с.
  257. Татарская грамматика. Т.I. Казань: Татар, кн. изд-во, 1993. — 584 с.
  258. Татарская грамматика. Т. П. Казань: Татар, кн. изд-во, 1993. 397 с.
  259. Татарский язык и информационные технологии.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1995.- 121 с.
  260. Э.Р. Строй сарыг-югурского языка. М.: Наука, 1976. — 307 с.
  261. Э.Р. Введение // Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Морфология. / Отв. ред. Э. Р. Тенишев. М., 1988. — С. 5−9.
  262. Теория и практика научно-технической лексикографии. -М.: Рус. яз., 1988. 304 с.
  263. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной технике / А. П. Ершов, Н. М. Шанский, А. П. Окунева, Н.В.Баско- Под ред. А. П. Ершова, Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
  264. К.А. 0 работе по составу слова в VI I—VI 11 классах // Русский язык в школе. 1968. — N5. — С. 35−41.
  265. А.Н. Формально-семантические отношения слов в словообразовательном гнезде: Автореф. дис.. докт. филол. наук. М., 1974. — 35 с.
  266. А.Н. Морфемный состав и словообразовательная структура слова в русском языке // Актуальные проблемы русского словообразования: Ученые записки. Т. 143. I. — Ташкент, 1975. — С. 7−12.
  267. А.Н. Проблемы изучения комплексных единиц системы словообразования // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1982. — С. 3−13.
  268. А.Н. Основные понятия русского словообразования // Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. -М.: Рус., яз., 1985. Т.1. — С. 18−52.
  269. С.А. 0 статусе глагольных словообразовательныхцепей // Актуальные проблемы русского словообразования, II. Ташкент, 1970. — С. 264.
  270. Л.А. Применение ЭВМ в статистической лексикографии // Статистическая лексикография и учебный процесс. Киев, 1990. — С. 36−40.
  271. Д.Г. Хэзерге татар эдэби теле морфологиясе. -Казан: Казан ун-ты нэшр., 1964. 299 б.
  272. Д.Г., ФасеевФ.С., Сайкин Ш. Р. Татар теле: IV класс ечен дэреслек. Дуртенче басма. Казан: Татар, кит. нэшр., 1973. — 215 И
  273. Д.Г. Хэзерге татар эдэби теле. Морфология. -Казан: Казан ун-ты нэшр., 1978. 222 б.
  274. Д.Г. Программа Ьэм дэреслек (Дэреслеклэрне тикшеру йомгаклары) // Мэгариф.- Казан, 1994.- N9. 21−24 б.
  275. И.И. ЭВМ и словарь. М., 1992. — 179 с.
  276. Г. Я. Взаимодействие естественных и искусственных языков в современных лингвистических процессорах: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1996. — 40 с.
  277. И.С. О закономерностях сочетаемости словообразовательных морфем / в сравнении с образованием форм слова // Русский язык. Грамматические исследования. М.: Наука, 1967. — С. 167−204.
  278. И.С. 0 семантической классификации мотивированных слов // Актуальные проблемы русского словообразования. I. Ташкент, 1975. — С. 72−77.
  279. И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М.: Наука, 1977. — 256 с.
  280. И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация.- М.: АО «Астра семь» 1996. 221 с.
  281. С. О морфологическом анализе слова и его грамматической форме в современном узбекском языке // Структура и история тюркских языков. М., 1971. — С. 165−175.
  282. Ф.С. Татар телендэ терминология. Казан: Татар, кит. нэшр., 1969. — 200 б.
  283. X. Краткая учебная грамматика татарского языка. СПб., 1862. — 95 с.
  284. М.А. Карачаево-балкарское именное словообразование (опыт сравнительно-исторического изучения). Чер-кеаск: Ставропольское кн^Шг во. Карачаево-Черкесское отделение, 1971. — 302 с.
  285. М.А. Именное словообразование и формообразование в карачаево-балкарском языке (Опыт сравнительно-исторического изучения): Автореф. дис.. докт. филол. наук. -Баку, 1972. 67 с.
  286. М.А. Именное словообразование и формообразование в куманских языках. М.: Наука, 1989. — 218 с.
  287. А.Г. Формирование и развитие математических терминов в татарском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Казань, 1996. — 22 с.
  288. И.Р. Семантико-словообразовательная характеристика глаголов становления в русском и узбекском языках: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- Ташкент, 1981.- 20 с.
  289. И.И. Азбука и грамматика татарского языка. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1809. — 106 с. Араб. шр.
  290. В.Н. Татар телендэ суз ясалышы // Татар телен укыту мэсьэлэлэре буенча фэнни-практик конференция материаллары: Казан, 1953. — 108−125 б.
  291. В.Н. Татар теле грамматикасы. Казан: Татар, кит. нэшр., 1959. — 642 б.
  292. Ф.Ф., Харисова Ч. М., Маханова З. Х. Татар теле: Рус мэктэплэренец 5 нче сыйныфында укучы татар балалары ечен дэреслек. Казан: Мэгариф, 1994. — 142 б.
  293. Ф.Ф., Хисамова Ф. М., Латыйпова Л. Х. Татар теле: Рус мэктэплэренец 3-нче сыйныфында укучы татар балалары ечен дэреслек. Казан: Мэгариф, 1994. — 136 б.
  294. Хэзерге татар эдэби теле. Казан: Татар, кит. нэшр., 1965. — 300 б.
  295. Ф.М. Форма на -асы в татарском языке // Сборник аспир. работ. Кн. 2. Гуманит. науки. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. — С. 49−54.
  296. Ф.М. Некоторые особенности формы на -ган в татарском языке // Вопросы татарского языкознания. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. — С. 197−209.
  297. Ф.М. Временные значения причастной формы на -ган в татарском языке // Сб. аспир. работ. Кн. 3. Гуманит. науки.- Казань- Изд-во Казан, ун-та, 1971.- С. 97−106.
  298. . Морфология. Состав слова // Грамматика туркменского языка. 4.1. Фонетика и морфология / Под ред. Н. А. Баскакова, М. Н. Хамзаева и Б.Чарыярова. Ашхабад, 1970. — С. 72−75.
  299. Э. Словарь американской лингвистической терминологии. М.: Прогресс, 1964. — 263 с.
  300. А.Я. Введение в лингвистику: Учебное пособие.- М.: Изд-во Российс. открытого ун-та, 1995. 304 с.
  301. Н.М. Основы словообразовательного анализа. -М.: Учпедгиз, 1952. 56 с.
  302. Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. М.: Учпедгиз, 1959. — 246 с.
  303. Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 310 с.
  304. Н.М., Тихонов А. Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: В 3-х частях. Ч. II. — М.: Просвещение, 1981. — 270 с.
  305. Н.В. Математические модели суффиксального словообразования и их использование для автоматической обработки отглагольных имен существительных в текстах русского языка: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Харьков, 1984. -24 с.
  306. М.М. Дэреслеклэр Ьем программалар тезудэ бер-лекара бэйлэнеш // Гыйльми язмалар. Казан, 1997. — N 1. -81−88 б.
  307. Ю.И. Начало компьютерной лингвистики: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, АО «Росвузнаука», 1992.- 114 с.
  308. A.M. Сравнительная фонетика тюркских языков. -Л.: Наука, 1970. 204 с.
  309. A.M. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков (Имя). Л.: Наука, 1977. — 191 с.
  310. A.M. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков (Глагол). Л.: Наука, 1981. — 183 с.
  311. A.M. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков (Наречие, служебные части речи, изобразительные слова). Л.: Наука, 1987. — 151 с.- 162
  312. Т.Ю. Фонетическая база данных как основа лингвистических исследований (Опыт построения и использования): Автореф. дис.. канд.филол.наук.- СПб, 1995.- 17 с.
  313. Г. П. Состав слова и словообразование в русском языке: (в сопоставлении с украинским): Дис.. д-ра филол. наук в форме науч. докл. Киев, 1991.- 54 с.
  314. P.A., Зиннатуллина К. З., Гайфуллина Т. М. Татар теле: Унберьеллык урта мэктэпнец 5-нче классы ечен дэреслек. Казан: Татар, кит. нэшр., 1991. — 214 б.
  315. Ф.Ю., Тумашева Д. Г., Мифтахов Б. М. Татар теле: Унберьеллык урта мэктэпнец б нчы сыйныфы ечен дэреслек. Ту-лыландырган икенче басма / Тумашева Д. Г. ред. Казан: Мэ-гариф, 1996. — 254 б.
  316. Н.К. Расстановка аффиксов в узбекских словоформах. Ташкент: Фан, 1979. — 122 с.163
Заполнить форму текущей работой