Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе
Диссертация
Управление процессом военно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе целесообразно осуществлять в три этапа. Первый организуется по результатам психологического отбора в академию. В этот период проводится ознакомление командования с психологическими особенностями первокурсников, рекомендациями по комплектованию подразделений и организации индивидуальной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. L ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЮНОШЕЙ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
- 1. 1. Характеристика системы подготовки офицерских кадров иностранных армий и современные проблемы комплектования переменным составом высших военно-учебных заведений
- России
- 1. 2. Общие подходы к исследованию проблемы адаптации
- 1. 3. Современные проблемы адаптации курсантов к обучению в высшем военно-учебном заведении
- ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методология и организация исследований
- 2. 2. Условия проведения и объем исследований
- 2. 3. Характеристика основных методов и методик, использованных при проведении исследования
- 2. 4. Методы математико-статистической обработки результатов исследования
- ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 3. 1. Результаты анкетных опросов абитуриентов, выпускников, курсантов и слушателей ВМедА
- 3. 1. 1. Результаты анкетного опроса кандидатов на обучение в
- 3. 1. Результаты анкетных опросов абитуриентов, выпускников, курсантов и слушателей ВМедА
- 3. 1. 2. Результаты анкетного опроса курсантов и слушателей академии
- 3. 1. 3. Основные причины изменения военно-профессиональной мотивации курсантов и слушателей
- 3. 1. 4. Особенности профессиональных представлений выпускников академии
- 3. 2. Динамика индивидуально-психологических качеств курсантов в процессе военно-профессиональной адаптации
- 3. 2. 1. Анализ ценностных ориентаций курсантов в процессе адаптации к условиях обучения в академии
- 3. 2. 2. Динамики функциональных состояний курсантов в процессе адаптации к условиям обучения в академии
- 3. 2. 3. Социально-психологические аспекты адаптации курсантов к условиям обучения в академии
- 3. 2. 4. Методы оптимизации процесса военно -пр оф ессиональнои адаптации курсантов и их эффективность
- 3. 3. Результаты дополнительных исследований
- 3. 3. 1. Динамика успеваемости и показателей невербального интеллекта курсантов в процессе обучения на младших курсах
- 3. 3. 2. Динамика развития профессионально важных качеств личности в процессе обучения на младших курсах
- 3. 3. 3. Взаимосвязь психологических характеристик и успешности военно-профессиональной адаптации курсантов в процессе обучения на младших классах
- 3. 3. 4. Ддаптация выпускников академии в течение первых 2-х лет службы на первичных офицерских должностях
Список литературы
- Агеевец В.У. Эффект физкультуры (влияние физической кольтуры на на духовное развитие нации)// Земля русская. Изд-во Петровской Академии наук и искусств. N 1−2,1995.
- Аддашева А. А. Особенности личностной адаптации в малых изолиро в анных коллектив ах//Автореф. канд. дисс. JI. — 1984.
- Александровский Ю.А., Лобастое О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных условиях.- М.:Медицина.-1991.-96 с.
- Аналитическое исследование проблемы формирования Вооруженных Сил на контрактной основе. Отчет по теме. СПб.:ВМедА, 1992.-С.42−56.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта. //Человек и общество, вып.2.- Л.-1967.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л., ЛГУ.-1968.
- Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов./Сост. В.В.Мироненко- Под ред. А. В. Петровского.-2-е изд., перераб. И доп -М.: Просвещение, 1987,134с.
- Анохин П.К. Общие принципы формирования защитных приспособлений организма.//Вест.АМН СССР.- 1962. N 4.- С. 16 20.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы. //Принципы системной организации функций.- М.: Наука.- 1973, с.5−61.
- Ю.Анохин П. К. Системная организация физиологических функций. М.-1969.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. -М.:Наука.- 1979.-453 с.
- Баевский P.M. Кибернетический анализ процессов управления сердечным ритмом.// Актуальные проблемы физиологии и патологиикровообращеия- М.:Медицина.-1976.- С.161−175.
- Баевский P.M. Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействиям. //Нервные и эндокринные механизмы стресса. Сб.науч.труд. Кишенёв.: Штиинца.- 1980.-С.30−61.
- М.Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.:Медицина -1979.
- Барабанщиков А.В., Платонов К. К., Феденко Н. Ф. К истории советской военной психологии. //Вопросы психологии, -1967, -N6.-C.76−84.
- Баранов В.Т. Руководство по клинической эндокринологии. -JL- 1977.
- Бассин Ф.В. О так называемом психосоматическом подходе к проблеме развития и преодаления болезни. //Клиническая медицина, — 1970. N 9.
- Бауэр Э.С. Теоретическая биология.-Л.,"0 ВИЭМ" -1935.- 206 с. j
- Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии. //Психол.Журн. 1981. Т 2. N 1С.45−55.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.,"Наукаи.-1988 г., -268 с.
- Блок В. Уровнеь бодрствования и внимания. //Экспериментальная психология.-М.-1970.-вып. 3 .-с.97−146.
- Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Гл.ред. A.M.
- Большая Советская Энциклопедия.Адаптация.- М, — 1969.- Т 1. с. 226.
- Важенина Т. А Становление и развитие профконсультации учащихся общеобразовательной школы (20−80 годы). Автореферат дисс. канд.пед.наук,-М., 1990,17с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ.- 1976.143 с.
- Владыкин О. Массовое увольнение офицеров не планируется.Газ."Красная звезда" № 71−72 (22 257−22 258) от 29.03.97 г.
- Волков С. В. Русский офицерский корпус.-М.:Воениздат, 1993.-368с.
- Газанига М. Расщеплённый человеческий мозг. //Восприятие. Механизмы и модели.- М.: Мир. 1974.- С.47−57.
- Ганзен В.А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека. //Экспериментальная и практическая психология. Психические состояния.- Л.: ЛГУ.- 1981.- вып.10.- С.5−16.
- Ганушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика // Избр. труды. -М. 1964. С.116−252.
- Геллер Е.С., Свенцицский В. И. Смысл понятия «управления» в биокибернетике. //Проблмы управления функциями организма человека и животных.- М.- 1973.- С. 15−20. '
- Голдовский AM. Основы учения о состоянии организмов Л.: Наука.1977.-116 с.
- Голобородько С. А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов ВВУЗов внутренних войск МВД России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед.наук.-СПб: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.-20с.
- Гонтарев Б. Военная подготовка в американском вузе.//Вестник высшей школы. 1990. — Т 12. С. 70.
- Горизонтов П.Д. Гомеостаз, его механизмы и значение. //Гомеостаз-М.:Медицина.-1976.-С.5−23.
- Гримак Л.П., Хачатурьянц Л. С. Проблемы управления состояниемt чоператора. //Деятельность космонавтов в полёте и повышению ее эффективности. М.: Машиностроение.- 1981.- С. 116−137.
- Губачёв Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека.- Л.-1976.
- Данилова Н.Н. Функциональные состояния, механизмы и диагностика,— М.: МГУ. 1985.- 287 с.
- Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям. // Психологические проблемы деятельности в особых условиях.- М.- 1985. С.63−90.
- Дичев Т.Г., Тарасов К. Б. Проблемы адаптации и здоровье человека.-М.: Медицина.-1976.
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: Деятельность и состояние.- М.:Просвещение.1980.
- Ильин Е.П. Теория функциональных систем и психофизиологические состояния. //Теория функциональных систем в физиологии и психологии.-М.:1. Наука. 1978.- С.325−346.
- Калюжный JI.B. Эмоции как составной компонент функциональной системы поведенческого акта. // Системный анализ механизмов. М.: Наука.-1979.-С. 232−240.
- ЗО.Кемкин В. И. Категория «состояние» в научном понимании.- М.: Высшая школа.- 1983.-120 с. 51 .Ковалевский В. Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики.-М.: Б. Г1.,-1983.
- Коломийцев А. Экономическиое стимулирование военной службы в США.// Зарубежное военное обозрение.-1993.-N3. -С.16−23.
- Коси лов С. А. Очерки по физиологии труда. М: Медицина.-1965.
- Крылов А. А (под ред.)Методологические исследования по инженерной психологии и психологии труда.Ч.1.- Л.:ЛГУ.-1974.
- Кудрин И.Д., Зюбан А. Л., Овчинников Б. В. К оценке функционального состояния организма человека. //В.М.Ж.- 1981. N 10.- С.46−49.
- Лазурский П.Ф. Очерк науки о характерах.-Пг.-1917.
- Лебедь П. Подготовка офицерских кадров Сухопутных войск США. // Зарубежное военное обозрение.- 1996.-N9. -С. 16−19.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний. М. 1984.
- Леонова А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности.-М.:МГУ.1981 .-112с.
- Ливитов.Н.Д. О психическом состоянии человека./ЯТросвещение.1964. 344 с.
- Линдели Д. Б. Эмоции.//Экспериментальная психология. -М. -1960.
- Маклаков А. Г. Психологические основы сохранения профессионального здоровья военнослужащих. Автореф. докт.дисс.-СПб, 1996.-36с.
- Маклаков А.Г., Чермянин С. В. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов.-СПб:ВМедА, 1997.-254с.
- Медведев В.И. Психологические реакции человека в экспериментальных условиях //Руководство по физиологии. М.:Наука.-1979.- С. 625−674.
- Медведев В.И. Учение об адаптации и его значении для военной медицины.- Л.: ВМедА. 1983.- 24 с.
- Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов.- Л.:Наука.-1982.-100 с.
- Медведев В. И. Функциональные состояния операторов // Эргономика. Принципы и диагностика.- М.: 1970. вып.1 .-С. 129−160.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. -М.:Просвещение, — 1985. -320 с.
- Меркурьев М. Военно-морской колледж США // Зарубежное военное обозрение. -1993, N 4.
- Мирошников М.П. Одна из концепций психического стресса по данным зарубежных исследований.// Проблема психологии спорта.-М,-1971.вып.1.- С.137−165.
- Наенко Н.И. Психическая напряжбность.-М.:МГУ.1976.- 112 с.
- Наенко Н.И., Овчинникова О. В. О различении состояний психической напряжённости //Психологические исследования, ред. А. И. Леонтьев. -М.: МГУ.-1970.вып.2. -С.40−46.
- Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе.-М.: Экономика, 1972.-254с.
- Небылицин В. Д.Функциональное состояние нервной системы человека и её основные свойства // Психофизиологические исследования индивидуальных различий.-М.: Наука.-1976.-С .187−192.
- Отчет о НИР «Разработка психологических основ оптимизации процесса подготовки офицерских кадров» шифр:"Синтез". -С.Пб.: ВАА им. М. И. Калинина, -1994.-90 с.
- Парин В.В., Баевский P.M. Введение в медицинскую кибернетику. -М. .'Медицина.-1966.
- Петров В.П., Ростунов А. Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи. М.:МО СССР, 1988.-220с.84 .Петров Д. Королевский колледж. // Армейский сборник. -1997. -N2. -С.93−95.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.1. М.-1981.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 г. № 202 «О введении в действие руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации».-М., 1994.-45с.
- Приказ МО СССР N 90 от 26 февраля 1989 г."О введении в действие Правил приема в военно-учебные заведения МО СССР". М., -1989. -88с.
- Проблемы оптимизации подготовки и деятельности военных специалистов. Часть X. Отбор, подготовка военных специалистов и управление групповой деятельностью. Научно-методические материалы. Минск: Тип. МВИЗРУ ПВО (МО СССР), 1986, с. 59.
- Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности I-XI классов. М.:"Просвещение".-1994.-110с.
- Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО СССР. Методические рекомендации.-М.-Воениздат, -1988.-81с.
- Прохоров. Изд. 3-е М.,"Советская энциклопедиям975.Т.21,Проба-Ременсы, 1975, с. 144.
- Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности специалистов. Учебное пособие.-М.:Воениздат,-1988.-263с.
- Пунин А.П. Очерки психологии спорта.-М.: Ф и С. 1959.-308 с.
- Рапохин Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности. //Психол.журн.- 1981. Т 2.N 5. С.92−99.
- Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм.-Алма-Ата.1970.- 199 с.
- Русалова М.И. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М.: Наука, — 1979.- 170 с.
- Саврукова О.Г. Вопросы профессиональной ориентации учащихся в истории советской школы. Автореферат дисс. канд.пед.наук.-М., 1975.-21с.
- ЮО.Сальков В. Система отбора для поступления в военную академию США Вест-Пойнт.//Зарубежное военное обозрение.-1993.,-N12.-С.30−32.
- Сеченов Й.М. Избранные произведения.-М.:АМН СССР.-1952.- Т 1. -С.533.
- Силкин В. Болевые точки профотбора. // Красная Звезда, N89 от 19 апреля 1991 года.
- Симаков П.В. Вегетативные корреляты эмоциональных состояний. // Физиология вегетативной нервной системы. -JL, Наука. 1981.- С.596−617.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг.- М.:Наука.1981, — 216 с. 105. Симонов П. В. Мотивированный мозг.- М.:Наука.1987.- 240 с. Юб. Скородумов И. А. Профессия Родину защищать.-М. :изд-во1. ДОСААФ, — 1986.
- Ю7.Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика //Пособие для студентов и учителей. Горьковский пед. инст. 1975.- С Л17.
- Тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма.-JI.: ЛГУ.-1956.- 66 с.
- Успенский В. Подготовка офицеров резерва в гражданских высших учебных заведениях США // Зарубежное военное обозрение. -1983. N 3. С. 15.17.
- Ю.Ухтомский А. А. Доминанта как фактор поведения. //Собр.соч. -Л.: ЛГУ. 1950.- Т 1.-С.293−315.
- Ш. Ухтомский А. А. Парабиоз и доминанга//Собр.соч.- Л.:ЛГУ.- 1950. -Т 1. -С. 232−292.
- Фролов В.М. Уровень функционирования физиологических систем и методы их определения.-JI.: Медицина.-1972.
- Фролов М.В. Контроль функционального состояния человека-оператора.- М: Наука.- 1987.-200 с.
- Хомская Е.Д. Мозг и активация.- М.: МГУ. 1985. 382 с.
- Хомская Б.Д.К проблеме функциональных состояний мозга. // Вопросы психологии. -1977. N 5. -С 105−113.
- Царегородцев ГИ. Философские вопросы адаптации.-М.: Мысль. -1975.
- Чайнова Л. Д. Функциональное состояние и функциональный комфорт. //Проблемы функционального комфорта. Тезисы докл. Всесоюзной конференции по эргономике.- М.: -1977.-С.З-7.
- Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. // Методы и критерии оценки функционального комфорта. -М.: ВНИИТЭ.- 1978.-С.8−22.121 .Черникова О. А. Эмоции в спорте.- М.: ФиС 1962.- 227 с.
- Чирков В. И. Диагностика качественного своеобр^азия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека//Автореф.дис.канд. мед.наук.-JI.:ЛГУ.-1983.
- Юрченко В.М. Исследования психического состояния человека в процессе производственной деятельности. //Автореф.дисс.канд.психолог.наук.-Л.: ЛГУ,-1980.
- Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности. //
- Психические состояния. Л.: ЛГУ.-1981, — С. 17−23 125 .Advertising and Public Affairs Office September 1993.
- Appley M.H., Trumbull. On the concept of psychological stress. // Psychological stess.-N.Y- 1967,-P. 1−13.
- Averill J.R., Optan E.M., Lasarus R.S. Stress-cultural studies of psychophysiological response during stress and emotion. // Symp. Society, stress and disease.- Oxford.-1971p. 110.
- Basowitz H., Persky H., Lorchin S.J., Grinker N.R. Anxiety and stress. -N.Y. 1955.
- Bernar К. (Бернар К.) Лекции по экспериментальной патологии.- М.: Биомедгиз.-1938.
- Bolz C.R. Types of Personality. \ In: R.H.Dreger (ed.) Multivariate Personality Researccch. Baton Rouge: Claitor’s Publishing Division.- 1972.
- Cattell R.B. Personality and motivation (structure and measurement).-N.Y., Harcourt Brance Iovaanovich. 1957.
- Cattell R.B. The scintific analysis of personality. -Harmondsworth.- 1965.
- Cofer Ch.N., Appley M.N. Motiwacja: Teoria i badania.-Warzawa. -1972.
- Eysenck H.J. The Scientific Study of Personality. -London., Methuen.-1960.
- Eysenck H.J., Eysenck S.B.G. Personality Structure and Measurement.1. San.Diego., Knapp.-1969.
- Lacey Y.I. Somatic response patterning and stress: Some revision of activation theory. //Psychological stress.-N.Y. -1967.-P. 14−37.
- Losarus R.S.(Jlo3apyc P.). Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс.- М.-1970.- С Л78−208.
- Масе С.A. Homeastasis, needs and values. // Brit.J.Psycyol. -1953.- V. 44. -P. 27−32.
- Masserman J. H. Principles of dynamic psychiatry.-Philadelphia- London.-1961.
- May R. The meanings af anxity.- N.Y.- Pokec Bocks.-1978. 423 p. 145. Selye H. (Селье Г.) Очерки об адаптационном синдроме.- М.:1. Медицина.-1956.- 254 с.
- Selye Н. (Селье Г.) Концепция стресса, как мы её представляем в 1976. //Новое о гормонах и механизме их действия, — М.- 1977.-С.27- 51. 147. Selye Н. (Селье Г.) Стресс без дистресса.-М.: — 1979.
- Tache J., Selye Н. On stress and coping mechanism. //Stress and anxity. -Waschington.: D.C.-1978. -v.5.
- The Army difference. U.S. Army 5-th Recruiting Brigade dvertising and Public Affairs Office September, 1993.