Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление процессом военно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе целесообразно осуществлять в три этапа. Первый организуется по результатам психологического отбора в академию. В этот период проводится ознакомление командования с психологическими особенностями первокурсников, рекомендациями по комплектованию подразделений и организации индивидуальной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. L ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЮНОШЕЙ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
    • 1. 1. Характеристика системы подготовки офицерских кадров иностранных армий и современные проблемы комплектования переменным составом высших военно-учебных заведений
  • России
    • 1. 2. Общие подходы к исследованию проблемы адаптации
    • 1. 3. Современные проблемы адаптации курсантов к обучению в высшем военно-учебном заведении
  • ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методология и организация исследований
    • 2. 2. Условия проведения и объем исследований
    • 2. 3. Характеристика основных методов и методик, использованных при проведении исследования
    • 2. 4. Методы математико-статистической обработки результатов исследования
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Результаты анкетных опросов абитуриентов, выпускников, курсантов и слушателей ВМедА
      • 3. 1. 1. Результаты анкетного опроса кандидатов на обучение в
  • ВМедА
    • 3. 1. 2. Результаты анкетного опроса курсантов и слушателей академии
    • 3. 1. 3. Основные причины изменения военно-профессиональной мотивации курсантов и слушателей
    • 3. 1. 4. Особенности профессиональных представлений выпускников академии
    • 3. 2. Динамика индивидуально-психологических качеств курсантов в процессе военно-профессиональной адаптации
    • 3. 2. 1. Анализ ценностных ориентаций курсантов в процессе адаптации к условиях обучения в академии
    • 3. 2. 2. Динамики функциональных состояний курсантов в процессе адаптации к условиям обучения в академии
    • 3. 2. 3. Социально-психологические аспекты адаптации курсантов к условиям обучения в академии
    • 3. 2. 4. Методы оптимизации процесса военно -пр оф ессиональнои адаптации курсантов и их эффективность
    • 3. 3. Результаты дополнительных исследований
    • 3. 3. 1. Динамика успеваемости и показателей невербального интеллекта курсантов в процессе обучения на младших курсах
    • 3. 3. 2. Динамика развития профессионально важных качеств личности в процессе обучения на младших курсах
    • 3. 3. 3. Взаимосвязь психологических характеристик и успешности военно-профессиональной адаптации курсантов в процессе обучения на младших классах
    • 3. 3. 4. Ддаптация выпускников академии в течение первых 2-х лет службы на первичных офицерских должностях

Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Кардинальные изменения, происходящие в последние годы в политической, экономической и социальной сферах нашего общества, отразились на системе военного образования, вызвали определенные трудности в подготовке офицерских кадров.

Отмечается снижение конкурса в абсолютное большинство военно-учебных заведений, с одновременным увеличением числа отчисляемых. Если в середине 80-х годов из летных училищ истребительного профиля отчисляем ость составляла около 30% за цикл обучения [90], то в 1997 г. 40% курсантов от общего числа зачисленных покидали военные вузы после 2 курса по нежеланию учиться [26]. Из вузов МВД России за 5 лет обучения отчисляется до 50% курсантов, до 20% выпускников увольняется в начальный период службы в войсках [33]. В результате некомплект на первичных офицерских превышал 30%. Таким образом, происходящие в стране и Вооруженных Силах социально-экономические процессы качественно изменили педагогическую ситуацию и потребовали поиска принципиально новых направлений оптимизации обучения и воспитания офицерских кадров. Одним из наиболее перспективных направлений в настоящее время является психологическое сопровождение процесса военно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе.

С 1984 года в Вооруженных Силах проводятся мероприятия профессионального психологического отбора кандидатов на учебу в военно-учебных заведениях. В настоящее время эта деятельность организуется в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 202 [88]. Одной из задач подразделений профотбора военных вузов является организация психологического сопровождения курсантов в процессе обучения, оценка степени адаптации к военной службе курсантов первого курса, изучение социально-психологических явлений в учебных группах, психологическая коррекция отрицательной и неустойчивой мотивации курсантов к военно-профессиональной деятельности. Несмотря на актуальность и практическую значимость данные проблемы на современном этапе разработаны недостаточно.

Цель исследования. Определить основные закономерности и этапы военно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе, предложить способы оптимизации процесса адаптации.

Для достижения цели исследования решались следующие задачи:

1. Изучить динамику профессиональных представлений и установок, мотивации курсантов и слушателей к военно-профессиональной деятельности в различные периоды обучения. Выявить факторы влияющие на характер их изменений.

2. Определить закономерности динамики ценностных ориентаций курсантов в процессе военно-профессиональной адаптации к условиям обучения в военно-медицинском вузе.

3. Выявить динамику индивидуально-психологических качеств курсантов в период военно-профессиональной адаптации.

4. Изучить зависимость эффективности учебной и служебной деятельности от индивидуально-психологических особенностей личности курсантов.

5. Предложить и апробировать методы психологической коррекции курсантов с признаками затрудненной адаптации к условиям обучения в военно-медицинском вузе.

Гипотеза исследования. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе на различных уровнях и этапах обучения протекает неравномерно. Учет закономерностей I динамики индивидуально-психологически х характеристик и формирования профессионально важных качеств курсантов при организации воспитательной работы позволит повысить эффективность процесса подготовки военно-медицинских кадров.

Объект исследования: абитуриенты, курсанты, слушатели и выпускники Военно-медицинской академии.

Предмет исследования: мотивы выбора профессии военного врача, индивидуально-психологические характеристики курсантов и слушателей, их влияние на успешность учебной и служебной деятельности в академии и на первичных офицерских должностях.

Научная новизна. Впервые проведено комплексное лонгитюдное психологическое исследование процесса военно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе и на первичных офицерских должностях. Выявлены основные закономерности динамики военно-профессиональной мотивации и системы ценностных ори-ентаций курсантов в современных исторических условиях. Определены факторы, влияющие на успешность адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе.

Установлены этапы военно-профессиональной адаптации курсантов на различных уровнях. Обоснованы основные задачи психологического сопровождения курсантов по оптимизации процесса адаптации к условиям обучения в академии. Определены методы, позволяющие успешно осуществлять коррекцию функционального состояния курсантов с признаками затрудненной адаптации к условиям военной службы.

Практическая значимость.

Проведена апробация и оценка прогностичности различных психодиагностических методов для профессионального отбора кандидатов и психологического сопровождения курсантов и слушателей в военно-учебных заведениях МО РФ.

Установлены основные этапы военно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе, что позволяет научно обоснованно строить воспитательную работу и повысить эффективность процесса подготовки военно-медицинских кадров.

Разработаны практические рекомендации по профессиональному психологическому отбору и психологическому сопровождению курсантов и слушателей военно-медицинских учебных, заведений МО РФ с учетом их возраста и индивидуально-психологических особенностей.

Положения" выносимые на защиту.

1. В процессе обучения в академии военно-профессиональная мотивация курсантов и слушателей снижается. Достоверные изменения мотиваци-онной сферы происходят на 2 и 4 курсах обучения. Динамика мотивации обусловлена влиянием четырех групп факторов: глобальной макросреды, локальной макросреды, микросреды и личностных.

2. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе протекает не^равномерно. Адаптация на социально-психологическом уровне завершается на 2 курсе, профессиональная адаптация — на 3 курсе. Основные изменения в субъективных характеристиках функционального состояния происходят в первые 4 месяца обучения.

3. Оценка уровня адалтированности курсантов кусловиям обучения на 2 и 3 курсах позволяет прогнозировать эффективность их служебной деятельности на первичных офицерских в течение первых двух лет службы.

Апробация результатов исследования проводилась на двух научно-практических конференциях врачей — психофизиологов и специалистов профотбора ВМФ (г. Санкт-Петербург, 1992 и 1996 г. г.), двух межвузовских научно-методических конференциях ВС РФ (г. Санкт-Петербург, 1996 и 1997 г. г.), научно-методических сборах и семинарах.

Практическая реализация и внедрение.

По результатам исследования в ВМедА читается курс лекций для слушателей групп усовершенствование педагогического состава военно-медицинских учебных заведений.

Разработаны и используются следующие документы:

1. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства Обороны Российской Федерации. Методические рекомендации. -М.: МО РФ, 1994.-293с.

2. Организация и проведение мероприятий по психологическому сопровождению курсантов академии в период военно-профессиональной адаптации. Методические рекомендации .-СПб.: ВМедА, 1994.-37с.

3. Практика оказания психологической помощи курсантам военно-учебных заведений. Методические рекомендации. -М.: МО РФ, 1996.-53с.

Разработаны и представлены в Главное военно-медицинское управление МО РФ «Методические рекомендации по профессиональному психологическому отбору и психофизиологическому сопровождению курсантов и слушателей военно-медицинских учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации». -СПб.: ВМедА, 1999.-109с.

ВЫВОДЫ.

1. В процессе обучения военно-профессиональная мотивация курсантов ВМедА неравномерно снижается. Кризис мотивационной сферы приходится на 2 и 4 курсы.

Первый период по времени совпадает с окончанием срока срочной службы и характеризуется возникновением сомнений в правильности выбора профессии военнослужащего в связи с необходимостью подписания контракта о продлении службы сроком на 10 лет, с одной стороны, и возможностью продолжить обучение в гражданском медицинском вузе, с другой.

Второй кризис обусловлен разочарованием в будущей профессиональной деятельности, что вызвано конфликтом между предшествующими представлениями о деятельности военного врача и представлениями, сформировавшимися в процессе обучения.

Таким образом, успешность обучения в значительной степени определяется адекватностью представлений о будущей профессиональной деятельности на этапе поступления в ВВУЗ.

2. Динамика мотивации курсантов в процессе обучения определяется воздействием четырех групп факторов: глобальной макросреды, локальной макросреды, микросреды и личностных особенностей. Наличие данных групп факторов требует: а) их учета в организации воспитательной работы с курсантамиб) организации и проведения мероприятий вторичной профориентации, направленных на поддержание и сохранение позитивных установок курсантов по отношению к военной службе.

3. В процессе обучения в академии структуры терминальных и инструментальных ценностных ориентаций характеризуются относительной устойчивостью. Успешность адаптации в значительной степени детерминирована содержанием личностных ценностей.

В тоже время, адаптация к условиям обучения в военно-медицинском вузе протекает неравномерно. К концу 2 семестра адаптация завершается формированием системы деловых взаимоотношений в учебных группах, а формирование эмоциональных симпатий и антипатий завершается к концу 4 семестра. Следовательно, социально-психологическая адаптация завершается на 2 курсе.

Профессиональная адаптация протекает более длительно. О ее характере можно судить лишь на 4 курсе.

4. Эффективность учебной и служебной деятельности в значительной степени зависит от индивидуально-психологических особенностей личности курсантов и, в первую очередь, от уровня развития психических познавательных процессов и эмоционально-волевой устойчивости. Показатели степени развития данных характеристик на этапе отбора позволяют прогнозировать успешность обучения на первых курсах. Более того, их сочетание с показателями социометрического статуса курсантов на 2 и 3 курсе позволяют прогнозировать успешность профессиональной деятельности в течение первых двух лет после завершения обучения.

5. Использование в психологическом сопровождении учебного процесса методов аутогенной тренировки, пассивной и активной мышечной релаксации, социально-психологического тренинга позволяет эффективно осуществлять коррекцию функционального состояния организма курсантов и их межличностных взаимоотношений в учебных группах, У 78,6% курсантов, испытывавших трудности в военно-профессиональной адаптации, после завершения курса психокоррекционных мероприятий повысились показатели текущей успеваемости, а в 69,1% случае улучшилась воинская дисциплина.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В ходе социально-психологического изучения необходимо детально анализировать структуры терминальных и инструментальных ценностных ориентаций кандидатов на обучение в военно-медицинских учебных заведениях, мотивы выбора профессии офицера военно-медицинской службы.

2. На этапе профессионального психологического отбора необходимо оценивать не только актуальный уровень, но и перспективную зону развития интеллектуальных способностей, обусловленных возрастом кандидатов.

3. Управление процессом военно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе целесообразно осуществлять в три этапа. Первый организуется по результатам психологического отбора в академию. В этот период проводится ознакомление командования с психологическими особенностями первокурсников, рекомендациями по комплектованию подразделений и организации индивидуальной учебно-воспитательной работы. Второй — через 4−5 месяцев с момента зачисления курсантов. В этот период организуется изучение функциональных состояний и системы деловых взаимоотношений курсантов в учебных группах. Для лиц с признаками дезадаптационных расстройств, затрудненных межличностных контактов осуществляются психокоррекционные мероприятия. Третий этап проводится после завершения 3 семестра. По результатам оценки адаптиров анности курсантов на третьем этапе разрабатываются рекомендации командованию о целесообразности дальнейшего их обучения.

4. В процессе психологического сопровождения курсантов и слушателей на протяжении всего периода обучения в военно-медицинском вузе необходимо осуществлять непрерывный контроль за уровнем их военно-профессиональной мотивации. На основе оценки динамики последней должна базироваться целенаправленная воспитательная работа по развитию и закреплению интереса обучаемых к профессии кадрового военнослужащего.

5. В связи с планирующимся переходом военно-медицинских вузов на многопрофильную подготовку специалистов вторичная профориентационная работа должна проводиться на 1 -3 курсах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.У. Эффект физкультуры (влияние физической кольтуры на на духовное развитие нации)// Земля русская. Изд-во Петровской Академии наук и искусств. N 1−2,1995.
  2. Аддашева А. А. Особенности личностной адаптации в малых изолиро в анных коллектив ах//Автореф. канд. дисс. JI. — 1984.
  3. Ю.А., Лобастое О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных условиях.- М.:Медицина.-1991.-96 с.
  4. Аналитическое исследование проблемы формирования Вооруженных Сил на контрактной основе. Отчет по теме. СПб.:ВМедА, 1992.-С.42−56.
  5. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. //Человек и общество, вып.2.- Л.-1967.
  6. .Г. Человек как предмет познания.-Л., ЛГУ.-1968.
  7. .Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов./Сост. В.В.Мироненко- Под ред. А. В. Петровского.-2-е изд., перераб. И доп -М.: Просвещение, 1987,134с.
  8. П.К. Общие принципы формирования защитных приспособлений организма.//Вест.АМН СССР.- 1962. N 4.- С. 16 20.
  9. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы. //Принципы системной организации функций.- М.: Наука.- 1973, с.5−61.
  10. Ю.Анохин П. К. Системная организация физиологических функций. М.-1969.
  11. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. -М.:Наука.- 1979.-453 с.
  12. P.M. Кибернетический анализ процессов управления сердечным ритмом.// Актуальные проблемы физиологии и патологиикровообращеия- М.:Медицина.-1976.- С.161−175.
  13. P.M. Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействиям. //Нервные и эндокринные механизмы стресса. Сб.науч.труд. Кишенёв.: Штиинца.- 1980.-С.30−61.
  14. М.Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.:Медицина -1979.
  15. А.В., Платонов К. К., Феденко Н. Ф. К истории советской военной психологии. //Вопросы психологии, -1967, -N6.-C.76−84.
  16. В.Т. Руководство по клинической эндокринологии. -JL- 1977.
  17. Ф.В. О так называемом психосоматическом подходе к проблеме развития и преодаления болезни. //Клиническая медицина, — 1970. N 9.
  18. Э.С. Теоретическая биология.-Л.,"0 ВИЭМ" -1935.- 206 с. j
  19. В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии. //Психол.Журн. 1981. Т 2. N 1С.45−55.
  20. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.,"Наукаи.-1988 г., -268 с.
  21. В. Уровнеь бодрствования и внимания. //Экспериментальная психология.-М.-1970.-вып. 3 .-с.97−146.
  22. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Гл.ред. A.M.
  23. Большая Советская Энциклопедия.Адаптация.- М, — 1969.- Т 1. с. 226.
  24. Важенина Т. А Становление и развитие профконсультации учащихся общеобразовательной школы (20−80 годы). Автореферат дисс. канд.пед.наук,-М., 1990,17с.
  25. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ.- 1976.143 с.
  26. О. Массовое увольнение офицеров не планируется.Газ."Красная звезда" № 71−72 (22 257−22 258) от 29.03.97 г.
  27. Волков С. В. Русский офицерский корпус.-М.:Воениздат, 1993.-368с.
  28. М. Расщеплённый человеческий мозг. //Восприятие. Механизмы и модели.- М.: Мир. 1974.- С.47−57.
  29. В.А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека. //Экспериментальная и практическая психология. Психические состояния.- Л.: ЛГУ.- 1981.- вып.10.- С.5−16.
  30. П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика // Избр. труды. -М. 1964. С.116−252.
  31. Е.С., Свенцицский В. И. Смысл понятия «управления» в биокибернетике. //Проблмы управления функциями организма человека и животных.- М.- 1973.- С. 15−20. '
  32. AM. Основы учения о состоянии организмов Л.: Наука.1977.-116 с.
  33. С. А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов ВВУЗов внутренних войск МВД России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед.наук.-СПб: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.-20с.
  34. . Военная подготовка в американском вузе.//Вестник высшей школы. 1990. — Т 12. С. 70.
  35. П.Д. Гомеостаз, его механизмы и значение. //Гомеостаз-М.:Медицина.-1976.-С.5−23.
  36. Л.П., Хачатурьянц Л. С. Проблемы управления состояниемt чоператора. //Деятельность космонавтов в полёте и повышению ее эффективности. М.: Машиностроение.- 1981.- С. 116−137.
  37. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека.- Л.-1976.
  38. Н.Н. Функциональные состояния, механизмы и диагностика,— М.: МГУ. 1985.- 287 с.
  39. Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям. // Психологические проблемы деятельности в особых условиях.- М.- 1985. С.63−90.
  40. Т.Г., Тарасов К. Б. Проблемы адаптации и здоровье человека.-М.: Медицина.-1976.
  41. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Деятельность и состояние.- М.:Просвещение.1980.
  42. Е.П. Теория функциональных систем и психофизиологические состояния. //Теория функциональных систем в физиологии и психологии.-М.:1. Наука. 1978.- С.325−346.
  43. JI.B. Эмоции как составной компонент функциональной системы поведенческого акта. // Системный анализ механизмов. М.: Наука.-1979.-С. 232−240.
  44. ЗО.Кемкин В. И. Категория «состояние» в научном понимании.- М.: Высшая школа.- 1983.-120 с. 51 .Ковалевский В. Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики.-М.: Б. Г1.,-1983.
  45. А. Экономическиое стимулирование военной службы в США.// Зарубежное военное обозрение.-1993.-N3. -С.16−23.
  46. Коси лов С. А. Очерки по физиологии труда. М: Медицина.-1965.
  47. А. А (под ред.)Методологические исследования по инженерной психологии и психологии труда.Ч.1.- Л.:ЛГУ.-1974.
  48. И.Д., Зюбан А. Л., Овчинников Б. В. К оценке функционального состояния организма человека. //В.М.Ж.- 1981. N 10.- С.46−49.
  49. П.Ф. Очерк науки о характерах.-Пг.-1917.
  50. П. Подготовка офицерских кадров Сухопутных войск США. // Зарубежное военное обозрение.- 1996.-N9. -С. 16−19.
  51. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний. М. 1984.
  52. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности.-М.:МГУ.1981 .-112с.
  53. Ливитов.Н.Д. О психическом состоянии человека./ЯТросвещение.1964. 344 с.
  54. Линдели Д. Б. Эмоции.//Экспериментальная психология. -М. -1960.
  55. Маклаков А. Г. Психологические основы сохранения профессионального здоровья военнослужащих. Автореф. докт.дисс.-СПб, 1996.-36с.
  56. А.Г., Чермянин С. В. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов.-СПб:ВМедА, 1997.-254с.
  57. В.И. Психологические реакции человека в экспериментальных условиях //Руководство по физиологии. М.:Наука.-1979.- С. 625−674.
  58. В.И. Учение об адаптации и его значении для военной медицины.- Л.: ВМедА. 1983.- 24 с.
  59. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов.- Л.:Наука.-1982.-100 с.
  60. Медведев В. И. Функциональные состояния операторов // Эргономика. Принципы и диагностика.- М.: 1970. вып.1 .-С. 129−160.
  61. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. -М.:Просвещение, — 1985. -320 с.
  62. М. Военно-морской колледж США // Зарубежное военное обозрение. -1993, N 4.
  63. М.П. Одна из концепций психического стресса по данным зарубежных исследований.// Проблема психологии спорта.-М,-1971.вып.1.- С.137−165.
  64. Н.И. Психическая напряжбность.-М.:МГУ.1976.- 112 с.
  65. Н.И., Овчинникова О. В. О различении состояний психической напряжённости //Психологические исследования, ред. А. И. Леонтьев. -М.: МГУ.-1970.вып.2. -С.40−46.
  66. Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе.-М.: Экономика, 1972.-254с.
  67. В. Д.Функциональное состояние нервной системы человека и её основные свойства // Психофизиологические исследования индивидуальных различий.-М.: Наука.-1976.-С .187−192.
  68. Отчет о НИР «Разработка психологических основ оптимизации процесса подготовки офицерских кадров» шифр:"Синтез". -С.Пб.: ВАА им. М. И. Калинина, -1994.-90 с.
  69. В.В., Баевский P.M. Введение в медицинскую кибернетику. -М. .'Медицина.-1966.
  70. В.П., Ростунов А. Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи. М.:МО СССР, 1988.-220с.84 .Петров Д. Королевский колледж. // Армейский сборник. -1997. -N2. -С.93−95.
  71. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.1. М.-1981.
  72. Приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 г. № 202 «О введении в действие руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации».-М., 1994.-45с.
  73. Приказ МО СССР N 90 от 26 февраля 1989 г."О введении в действие Правил приема в военно-учебные заведения МО СССР". М., -1989. -88с.
  74. Проблемы оптимизации подготовки и деятельности военных специалистов. Часть X. Отбор, подготовка военных специалистов и управление групповой деятельностью. Научно-методические материалы. Минск: Тип. МВИЗРУ ПВО (МО СССР), 1986, с. 59.
  75. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности I-XI классов. М.:"Просвещение".-1994.-110с.
  76. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО СССР. Методические рекомендации.-М.-Воениздат, -1988.-81с.
  77. Прохоров. Изд. 3-е М.,"Советская энциклопедиям975.Т.21,Проба-Ременсы, 1975, с. 144.
  78. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности специалистов. Учебное пособие.-М.:Воениздат,-1988.-263с.
  79. А.П. Очерки психологии спорта.-М.: Ф и С. 1959.-308 с.
  80. Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности. //Психол.журн.- 1981. Т 2.N 5. С.92−99.
  81. А.С. Самовнушение и его влияние на организм.-Алма-Ата.1970.- 199 с.
  82. М.И. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М.: Наука, — 1979.- 170 с.
  83. О.Г. Вопросы профессиональной ориентации учащихся в истории советской школы. Автореферат дисс. канд.пед.наук.-М., 1975.-21с.
  84. ЮО.Сальков В. Система отбора для поступления в военную академию США Вест-Пойнт.//Зарубежное военное обозрение.-1993.,-N12.-С.30−32.
  85. Й.М. Избранные произведения.-М.:АМН СССР.-1952.- Т 1. -С.533.
  86. В. Болевые точки профотбора. // Красная Звезда, N89 от 19 апреля 1991 года.
  87. П.В. Вегетативные корреляты эмоциональных состояний. // Физиология вегетативной нервной системы. -JL, Наука. 1981.- С.596−617.
  88. П.В. Эмоциональный мозг.- М.:Наука.1981, — 216 с. 105. Симонов П. В. Мотивированный мозг.- М.:Наука.1987.- 240 с. Юб. Скородумов И. А. Профессия Родину защищать.-М. :изд-во1. ДОСААФ, — 1986.
  89. Ю7.Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика //Пособие для студентов и учителей. Горьковский пед. инст. 1975.- С Л17.
  90. В.П. Соотношение категорий диалектического материализма.-JI.: ЛГУ.-1956.- 66 с.
  91. В. Подготовка офицеров резерва в гражданских высших учебных заведениях США // Зарубежное военное обозрение. -1983. N 3. С. 15.17.
  92. Ю.Ухтомский А. А. Доминанта как фактор поведения. //Собр.соч. -Л.: ЛГУ. 1950.- Т 1.-С.293−315.
  93. Ш. Ухтомский А. А. Парабиоз и доминанга//Собр.соч.- Л.:ЛГУ.- 1950. -Т 1. -С. 232−292.
  94. В.М. Уровень функционирования физиологических систем и методы их определения.-JI.: Медицина.-1972.
  95. М.В. Контроль функционального состояния человека-оператора.- М: Наука.- 1987.-200 с.
  96. Е.Д. Мозг и активация.- М.: МГУ. 1985. 382 с.
  97. Хомская Б.Д.К проблеме функциональных состояний мозга. // Вопросы психологии. -1977. N 5. -С 105−113.
  98. ГИ. Философские вопросы адаптации.-М.: Мысль. -1975.
  99. Л. Д. Функциональное состояние и функциональный комфорт. //Проблемы функционального комфорта. Тезисы докл. Всесоюзной конференции по эргономике.- М.: -1977.-С.З-7.
  100. Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. // Методы и критерии оценки функционального комфорта. -М.: ВНИИТЭ.- 1978.-С.8−22.121 .Черникова О. А. Эмоции в спорте.- М.: ФиС 1962.- 227 с.
  101. В. И. Диагностика качественного своеобр^азия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека//Автореф.дис.канд. мед.наук.-JI.:ЛГУ.-1983.
  102. В.М. Исследования психического состояния человека в процессе производственной деятельности. //Автореф.дисс.канд.психолог.наук.-Л.: ЛГУ,-1980.
  103. В.А. О связи психических состояний и свойств личности. //
  104. Психические состояния. Л.: ЛГУ.-1981, — С. 17−23 125 .Advertising and Public Affairs Office September 1993.
  105. Appley M.H., Trumbull. On the concept of psychological stress. // Psychological stess.-N.Y- 1967,-P. 1−13.
  106. Averill J.R., Optan E.M., Lasarus R.S. Stress-cultural studies of psychophysiological response during stress and emotion. // Symp. Society, stress and disease.- Oxford.-1971p. 110.
  107. Basowitz H., Persky H., Lorchin S.J., Grinker N.R. Anxiety and stress. -N.Y. 1955.
  108. К. (Бернар К.) Лекции по экспериментальной патологии.- М.: Биомедгиз.-1938.
  109. Bolz C.R. Types of Personality. \ In: R.H.Dreger (ed.) Multivariate Personality Researccch. Baton Rouge: Claitor’s Publishing Division.- 1972.
  110. Cattell R.B. Personality and motivation (structure and measurement).-N.Y., Harcourt Brance Iovaanovich. 1957.
  111. Cattell R.B. The scintific analysis of personality. -Harmondsworth.- 1965.
  112. Cofer Ch.N., Appley M.N. Motiwacja: Teoria i badania.-Warzawa. -1972.
  113. Eysenck H.J. The Scientific Study of Personality. -London., Methuen.-1960.
  114. Eysenck H.J., Eysenck S.B.G. Personality Structure and Measurement.1. San.Diego., Knapp.-1969.
  115. Lacey Y.I. Somatic response patterning and stress: Some revision of activation theory. //Psychological stress.-N.Y. -1967.-P. 14−37.
  116. Losarus R.S.(Jlo3apyc P.). Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс.- М.-1970.- С Л78−208.
  117. Масе С.A. Homeastasis, needs and values. // Brit.J.Psycyol. -1953.- V. 44. -P. 27−32.
  118. Masserman J. H. Principles of dynamic psychiatry.-Philadelphia- London.-1961.
  119. May R. The meanings af anxity.- N.Y.- Pokec Bocks.-1978. 423 p. 145. Selye H. (Селье Г.) Очерки об адаптационном синдроме.- М.:1. Медицина.-1956.- 254 с.
  120. Н. (Селье Г.) Концепция стресса, как мы её представляем в 1976. //Новое о гормонах и механизме их действия, — М.- 1977.-С.27- 51. 147. Selye Н. (Селье Г.) Стресс без дистресса.-М.: — 1979.
  121. Tache J., Selye Н. On stress and coping mechanism. //Stress and anxity. -Waschington.: D.C.-1978. -v.5.
  122. The Army difference. U.S. Army 5-th Recruiting Brigade dvertising and Public Affairs Office September, 1993.
Заполнить форму текущей работой