Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска психического выгорания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика работы людей данных профессий отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от специалиста значительного личного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения. Подобная специфика позволяет причислить все… Читать ещё >

Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска психического выгорания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с гем, что разнообразные стрессоры присутствуют или могут появиться па работе в каждой из организаций. Синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Вклад той пли иной составляющей в динамику его развития различен. Специалисты в области стрессменеджмепта полагают, что выгорание заразно, подобно инфекционной болезни. Иногда можно встретить «выгорающие» отделы и даже целые организации. Те, кто подвержен этому процессу, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся иод воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших»1.

Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. «Выгорающий» сотрудник, как правило, почти не осознает его симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких работников. Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить, и эти слова справедливы также в отношении выгорания. Поэтому особое внимание следует обратить па идентификацию тех факторов, которые приводят к развитию данного синдрома, и учитывать их при разработке профилактических программ (см. главу 7).

Первоначально к лицам, потенциально подверженным выгоранию, относили социальных работников, врачей и адвокатов. Выгорание данных специалистов объяснялось специфическими особенностями так называемых «помогающих профессий». К настоящему времени существенно расширилось не только количество симптомов профессионального выгорания, но и увеличился перечень профессий, подверженных такой опасности. Данный список пополнили учителя, полицейские, тюремщики, политики, торговый персонал и менеджеры[1][2]. В результате «из платы за соучастие» синдром профессионального выгорания превратился в «болезнь» работников социальных или коммуникативных профессий.

Специфика работы людей данных профессий отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от специалиста значительного личного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения. Подобная специфика позволяет причислить все вышеназванные специальности к категории «профессий высшего типа» но классификации Л. С. Шафрановой (1924).

Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации учителей, Л. С. Шафранова сформулировала характеристики учительского труда, с помощью которых можно описать специфику деятельности всех профессий, способствующих выгоранию занятых в них людей. Среди них:

  • ? постоянно присущее рабочим ситуациям ощущение новизны;
  • ? специфика трудового процесса определяется не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями и свойствами самого «производителя»;
  • ? необходимость постоянного саморазвития, так как иначе «возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности»;
  • ? эмоциональная насыщенность межличностных контактов;
  • ? ответственность за подопечных;
  • ? постоянное включение в деятельность волевых процессов.

Говоря об эмоциональной насыщенности межличностных контактов, характерной для обсуждаемых профессий, отмечается, что она может не быть постоянно очень высокой, по имеет хронический характер, а это в соответствии с концепцией «хронических житейских стрессов» Р. Лазаруса становится особенно патогенным1.

Изначально подавляющее большинство исследований, посвященных феномену выгорания, касалось различных категорий медицинского персонала, социальных работников, психологов и преподавателей. В последнее время, судя, но публикациям и сайтам в Интернете, внимание начинает уделяться менеджерам и торговым представителям[3][4]. Рассмотрим результаты некоторых исследований, содержащих сведения о факторах, способствующих развитию психического выгорания.

  • [1] Chemiss С. Organization negotition skills and the prevention of burnout: Lessons of a longterm follow-up study: Paper presented at 98lh Annual Convention of the American Psychological Association. Boston, 1990.
  • [2] Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall; 1982.
  • [3] Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Труды международного симпозиума 1965. Стокгольм: Эмоциональный стресс / Под ред Л. Леви.Л., 1970. С. 178−209.
  • [4] Водопьянова Н. ?., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром профессиональноговыгорания в управленческой деятельности// Вестник СП6ГУ. 1997. Вып. 2. Серия 6.№ 13. С. 83−91; сайт Маслач www.mgeneral.com/3-now/98-now012498ml/htm; Мг-vis D. М. Public Administration and Management: An Interactive journal, A LongitudinalStudy of Burnout Among Leaders of Department of Veterans Affairs Medical Centers, 1992.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой