Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов специальности «социальная работа»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня социальная работа понимается как комплексная активность, инициируемая государством, обществом или учреждением, которая воплощается специалистом посредством социализации и ресоциализации. Результатом такой активности является, в конечном итоге, обретение человеком социальности. Такая, более широкая трактовка деятельности социального работника предъявляет особые требования к его личностной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Психологическая специфика социальной работы как профессиональной деятельности
    • 1. 2. Профессионально-личностное развитие специалиста как проблема психологии социальной работы
    • 1. 3. Духовно-нравственная парадигма социальной работы и личности специалиста
    • 1. 4. Проблема профессиональной компетентности и профессионализма специалиста социальной работы
    • 1. 5. Проблема психологического сопровождения профессионально-личностного развития специалиста социальной работы
    • 1. 6. Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
    • 2. 1. Обоснование и описание методики диагностического исследования
    • 2. 2. Результаты диагностического исследования свойств личностного потенциала студентов
    • 2. 3. Комплексный анализ результатов диагностического исследования
    • 2. 4. Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
    • 3. 1. Общая структура программы
    • 3. 2. Тематический план программы
    • 3. 3. Обоснование формирующей программы
    • 3. 4. Содержание программы по основным блокам
    • 3. 5. Результаты контрольного диагностического исследования
    • 3. 6. Выводы по третьей главе

Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов специальности «социальная работа» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процессы обострения социальной ситуации в обществе требуют осмысления, анализа и обобщения. В современных социально-экономических условиях социальная работа как особый вид деятельности специалистов становится высоко актуальной. Десятки миллионов людей (пенсионеры, инвалиды, безработные, дети-сироты, беженцы) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

О накале социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 года до 70−80% населения (по различным источникам) оказались на грани нищенского существования. Сегодня в России, по официальным данным, более 9 млн. безработных, по другим источникам — от 10 до 15 млн. Среди молодежи, женщин, работников предпенсионного возраста она достигает 70%.

Особенно трагична жизнь молодежи и детей. По данным Комитетов Госдумы, Минобразования, Министерства здравоохранения, Института социологии РАН, свыше 12 млн. детей живут за чертой бедности, 60 тысяч детей в 2006 году признаны алкоголиками, алкогольные напитки употребляют 80% молодежи и почти 40% школьников. Число наркоманов в России приблизилось к 3 миллионам человек, из которых 80% — дети и молодежь. 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы, чтобы добиться успеха. Более 1,5 млн. детей нигде не учатся и не работают. Значительно возросло количество бездомных, лиц без определенного места жительства. Растет число детей, рожденных вне брака, а также число детей-сирот при живых родителях (более 300 тыс. детей-сирот). Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи. Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, в том числе их продажи, психологических стрессов, заболеваний, массовых самоубийств, проституции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток, в том числе малолетних).

Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы, понятные и убедительные приемы ее организации и проведения, разработать социальные технологии. Решение этих вопросов невозможно без профессионально подготовленных кадров. Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области привлекаются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.

Социальная работа — новое, динамично развивающееся научное направление и, как отмечает В. А. Никитин, нуждающееся в более глубоком осмыслении по сравнению с тем, что имеется в исследовательской и учебной литературе. Бытует понимание социальной работы только как вида социальной помощи отдельным лицам и группам населения, находящимся в трудной жизненной ситуации. Такая трактовка сужает смысл социальной работы, в основе которой лежит социализация человека как члена социума.

Сегодня социальная работа понимается как комплексная активность, инициируемая государством, обществом или учреждением, которая воплощается специалистом посредством социализации и ресоциализации. Результатом такой активности является, в конечном итоге, обретение человеком социальности. Такая, более широкая трактовка деятельности социального работника предъявляет особые требования к его личностной и профессиональной подготовке. Субъект социальной работы должен прожить, прочувствовать внутреннее состояние и ситуацию клиента, оценить ее его глазами. Социальному работнику важно вскрыть внутренние мотивы поведения клиента, предельно объективно оценить сложившуюся ситуацию. Для этого нужна особая технология формирования личности специалиста, в частности, его духовно-нравственной культуры (И.В. Юстус). Здесь одной из главных задач выступает нахождение и организация форм общения с клиентом, знание закономерностей поведения личности, понимание механизмов направленности личности, степени проявления эмоций (Г.М. Андреева, В. Г. Афанасьев, А. А. Бодалев, В. Г. Бочарова, И. А. Зимняя, Г. П. Медведева, П. Д. Павленок, Н. Б. Шмелева и др.).

Социальная работа как новая профессия для России требует в настоящее время уточнения своей инвариантной структуры, выявления системообразующих компонентов и характеристик, решения проблемы профессионализма социальных работников. Последняя проблема является острейшей. Ее рассматривают в своих работах Г. М. Андреева, В. Г. Бочарова, Л. Д. Демидова, И. А. Зимняя, В. М. Курбатов, И. М. Лавриненко, А. И. Ляшенко, В. Торох-тий, М. В. Фирсов, Н. Б. Шмелева и другие авторы.

Таким образом, краткий анализ показывает наличие существенного противоречия между необходимостью решения острых социальных проблем с участием высококвалифицированных кадров социальных работников и неразработанностью методов и средств психологического сопровождения профессионально-личностного развития будущих специалистов этого профиля в процессе вузовской подготовки.

В мире накоплен большой опыт социальной работы. Практика показывает, что люди часто сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии — социальные работники. Таким образом, сама жизнь, практика обусловливают необходимость разработки теории и методики социальной работы и как науки, и как учебной дисциплины, и как практического вида деятельности. А на этой основе — разработки программ, сопровождающих процесс профессионально-личностного развития будущего специалиста социальной работы.

Цель исследования заключается в изучении психологических условий профессионально-личностного развития студентов — будущих специалистов социальной работы и в разработке на этой основе модели и программы психологического сопровождения студентов.

Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки студентов — будущих специалистов социальной работы.

Предметом исследования являются психологические условия профессионально-личностного развития студентов специальности социальная работа и построенная с учетом этих условий комплексная программа психологического сопровождения студентов.

Гипотеза исследования. Предполагается, что социальная работа, как профессиональная деятельность предъявляет специфические требования к личности субъекта и определяет доминирующую роль в профессионально-личностном развитии специалиста духовно-нравственных и коммуникативных характеристик во взаимодействии с другими сторонами личности. Это означает, что психологическим содержанием профессионально-личностного развития специалиста социальной работы является формирование духовно и нравственно ориентированных профессиональных знаний, умений и мотивов, коммуникативных качеств эмпатии, альтруизма и толерантности, осмысленности жизни, позитивных духовно-нравственных ценностей деятельности и общения.

Частные гипотезы: предполагается, что оптимальное профессионально-личностное развитие будущего специалиста социальной работы может обеспечить специальная программа психологического сопровождения этого процесса;

— программа психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов — будущих специалистов социальной работы будет успешной при условии ее направленности на развитие всех сторон личности специалиста при доминирующей роли духовно-нравственных и коммуникативных характеристик.

В соответствии с целью, определением объекта, предмета и гипотезы в исследовании ставятся и решаются следующие основные задачи: 1) на основе теоретического анализа раскрыть психологическое содержание понятия со1{иалъная работа и выделить систему психологических требований профессии к личности субъекта- 2) выработать представления о психологической структуре личности специалиста социальной работы в личностно-профессиональном плане и разработать на этой основе психологическую модель сопровождения профессионально-личностного развития студентов — будущих специалистов- 3) экспериментально проверить гипотезу о доминирующем значении духовно-нравственных и коммуникативных характеристик личности в процессе профессионально-личностного становления и развития специалиста социальной работы, описать психологический механизм этого процесса.

Методологическую основу исследования составили положения современной психологии о социальной обусловленности развития личности в деятельности, общении и профессиональной подготовке (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, Н. С. Пряжников и др.), современные идеи гуманистической психологии и педагогики, системно-структурный подход к анализу личности, роли обучения и профессиональной подготовки в ее развитии.

В качестве теоретической основы использовались результаты исследований по проблемам профессионализации личности в педагогическом процессе вуза, при подготовке специалистов социальной работы (В.Г. Бочарова, И. А. Зимняя, Г. П. Медведева, П. Д. Павленок, Н.Б. Шмелева), общие принципы моделирования профессиональной психологической подготовки специалиста (Л.Н. Захарова, В. А. Пономаренко, В.В.Рыжов), положения концепций отечественных и зарубежных ученых о духовно-нравственной доминанте и ценности личности, ее достижений в деятельности и общении (Б.С. Братусь, В. П. Зинченко, И. А. Ильин, В. А. Пономаренко, В. Д. Шадриков, К. Роджерс, В.

Франкл и др.).

Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались методы аналитического исследования психолого-педагогической литературы, а также эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ учебной документации. В диагностике свойств личности студентов — будущих социальных работников применялись методы тестирования, анкетирования, оценочные шкалы. В анализе результатов эксперимента использовались методы количественной обработки данных, корреляционный и качественный анализ.

Научная новизна исследования:

— использован новый подход к изучению роли личностных свойств студентов в процессе профессиональной вузовской подготовки специалистов социальной работыв качестве предмета исследования выделен личностный потенциал будущего специалиста в совокупности когнитивных, мотиваци-онных, ценностно-смысловых, коммуникативных, духовно-нравственных и рефлексивных характеристик личности;

— уточнены и углублены понятия профессиональной компетентности и профессионализма как высшего интегративного уровня компетентности специалиста применительно к профессии социального работника;

— проверено и подтверждено положение о взаимодействии коммуникативных и духовно-нравственных характеристик личности как психологическом механизме развития личностного потенциала в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы;

— выявлены основные направления и соответствующие им функции психологического сопровождения профессионально-личностного развития будущего специалиста социальной работы (когнитивная, мотивационная, коммуникативная, ценностно-смысловая, рефлексивная и духовно-нравственная);

— применительно к социальной работе показана ведущая роль духовнонравственного развития личности будущего специалиста в формировании его личностного потенциала, компетентности и профессионализма.

Теоретическая значимость исследования, помимо обозначенных инноваций, имеющих теоретическое значение, определяется также следующими положениями:

— на основе обобщения и углубления представлений о профессиональной и психологической компетентности специалиста социальной работы выработаны критерии и описаны признаки профессионализма специалиста;

— разработаны и апробированы в условиях профессиональной подготовки студентов диагностическая и формирующая программы, сопровождающие процесс изучения и развития профессиональных качеств личности и умений будущих специалистов;

— теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность комплексной программы психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов, а также использованных в ней новых методов и приемов формирования профессиональных свойств и психологических способностей специалиста.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в оптимизации профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы и повышении ее результативности за счет активизации личностных потенциалов студентов.

Практическое значение имеет разработанная и реализованная в работе программа диагностики основных компонентов личностного потенциала студентов по специальности «Социальная работа». Разработанная и экспериментально проверенная в исследовании комплексная программа психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов внедрена в процесс профессиональной подготовки на факультете социальной работы Русско-американского института (Москва), ее материалы и разработки используются в практике профессиональной психолого-педагогической подготовки студентов в Нижегородском лингвистическом университете, на факультете психологии университета РАО. Теоретические и экспериментальные результаты и материалы исследования могут использоваться и используются в курсах психологии, теории и методики социальной работы, при подготовке педагогов и практических психологов-консультантов в названных учебных заведениях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика социальной работы как профессиональной деятельности по оказанию психосоциальной помощи людям в затрудненных жизненных ситуациях, связана с особыми требованиями к личности специалиста социальной работы и, в первую очередь, к его духовно-нравственным и коммуникативным качествам, взаимно связанным с другими сторонами профессиональной личности специалиста.

2. Профессионально-личностное развитие студента — будущего специалиста социальной работы представляет собой, с одной стороны, процесс овладения системой профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом, а с другой — профессионально ориентированное становление и развитие системы личностных качеств и способностей при доминирующей роли ценностно-смысловых и нравственных характеристик личности.

3. Рассмотренная с позиций доминирующей роли духовно-нравственных характеристик структура личности специалиста социальной работы характеризуется следующей психологической спецификой:

— ведущая роль нравственно ориентированного общения и коммуникативных способностей (позитивные коммуникативные установки, эмпатия, коммуникативная толерантность);

— духовно-нравственная ориентация профессиональных знаний, мотивов деятельности и поведения, личностных ценностей, целей и смыслов, творческих способностей и образа жизни;

— существенная роль осознанной, нравственно и личностно ориентированной рефлексии деятельности и поведения будущего специалиста.

4. Для оптимального профессионально-личностного развития студентов — будущих специалистов социальной работы необходима программа психологического сопровождения, направленная на развитие всех компонентов личностного потенциала студентов. При этом, основные направления психологического сопровождения и компоненты содержания программы должны соответствовать психологической структуре профессионально-личностного развития и выполнять, соответственно, следующие развивающие функции: мотивационную, коммуникативную, интеллектуально-когнитивную, эмоционально-развивающую, ценностно-смысловую, духовно-нравственную и рефлексивную при доминирующей роли духовно-нравственной и коммуникативной подготовки.

5. Профессионально-психологическая готовность будущего специалиста социальной работы является результатом психологической подготовки (сопровождения) и выражается в уровне сформированности основных компонентов структуры личности (когнитивной, ценностно-смысловой, мотива-ционной, эмоциональной, коммуникативной, рефлексивной, духовно-нравственной). Уровень готовности определяется через понятие профессиональной компетентности и понятие профессионализма специалиста социальной работы. Профессиональная компетентность понимается как определенный уровень владения основными функциями социальной работы и сформированности необходимых для этого качеств и умений и описывается нормативными признаками профессии. В отличие от этого профессионализм специалиста социальной работы представляет собой личностный уровень владения профессией, связанный с духовно-нравственной ориентацией знаний, мотивов, ценностей, смыслов, самооценок, коммуникативных умений специалиста.

Апробация результатов исследования. Основные идеи, результаты и выводы исследования представлялись на III Международной научной конференции «Гуманизм и духовность в образовании» (Нижний Новгород, 2004), на VI Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Национальные проекты и социальное образование: опыт и проблемы подготовки кадров для социальной сферы» (Москва, 2006), на III Международном конгрессе «Российская семья» по теме «Семья и здоровье» (Москва, 2006), на III Национальной научно-практической конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» (Москва, 2006), на VI Международном социальном конгрессе «Глобализация: настоящее и будущее России», приуроченном к 15-летию образования РГСУ (Москва, 2006), на 57-ом конгрессе Североамериканской Ассоциации социальных работников (Даллас, США, 2007).

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось на материале профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях профессионального образования: Российский государственный социальный университет (Москва), Русско-американский институт (Москва), государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова (Нижний Новгород). В пилотажных исследованиях приняли участие 250 студентов названных учебных заведений. В материалах экспериментальной диагностической и формирующей работы использованы результаты исследования 100 студентов московских вузов, обучающихся по специальности 521 100 — «Социальная работа». Из этого числа студентов были составлены экспериментальная (ЭГ, 50 студентов) и контрольная (КГ, 50 студентов) группы. Обе группы студентов проходили первичное и контрольное диагностическое исследование, студенты ЭГ участвовали в программе психологического сопровождения (психологической подготовки) по разработанной в диссертации программе.

Теоретическая и экспериментальная работа по теме проходила в период 2003;2009 годов в несколько этапов. На I этапе (2003;2004) осуществлялся теоретический поиск, осмысление проблемы, изучение степени ее разработанности и выявление основных идей. На II этапе (2004;2006) мы разрабатывали методику и осуществляли пилотажные и диагностические исследования в соответствии с выработанными в теоретическом анализе идеями, анализировали полученные данные в соответствии с научными гипотезами. На III этапе (2005;2007) разрабатывалась структура и содержание программы психологического сопровождения профессионально-личностной подготовки студентов, осуществлялась практическая работа со студентами экспериментальной группы, а также сравнительное изучение результатов контрольного диагностического исследования. Завершающий IV этап посвящен обобщению результатов исследования и их оформлению в тексте работы.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В качестве иллюстраций в работе приведены таблицы, рисунки, схемы.

В первой главе осуществлен анализ социальной работы как научной дисциплины, учебного предмета и особого вида профессиональной деятельности. Рассмотрены требования этой профессии к личности ее субъекта — социального работника. Особое внимание уделено анализу с позиций современного интегрального подхода к личности и личностному потенциалу. На основе анализа обосновано содержание профессионально-личностного развития будущего специалиста социальной работы и выделены главнейшие условия, определяющие необходимость и успешность психологического сопровождения этого процесса в системе профессиональной подготовки по специальности сог^иалъная работа.

Вторая глава содержит описание методики и основных результатов диагностического исследования свойств личностного потенциала студентов — будущих социальных работников в их взаимосвязи и влиянии на процесс профессионального становления личности специалиста. Данными диагностического исследования обоснована необходимость специальной программы психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов.

В третьей главе представлено обоснование, описано содержание и экспериментальная проверка разработанной комплексной программы психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов. Представлены и проанализированы данные контрольной сравнительной диагностики, осуществлен комплексный корреляционный анализ полученных данных, сделаны выводы по результатам экспериментальной проверки выдвинутых в исследовании научных гипотез.

В приложении диссертации описана полная программа психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов специальности социальная работа.

3.6. Выводы по третьей главе Полученные в результате экспериментальной работы данные позволяют сформулировать следующие основные выводы относительно проверяемых гипотез исследования.

1. Разработанная в исследовании программа психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов и предусмотренные в ней направления и виды психологической подготовки по своему содержанию полностью соответствуют структуре ПВК специалиста социальной работы и реализуют все ее развивающие функции. Данная программа была использована в работе с ЭГ студентов. Студенты КГ проходили профессиональную подготовку естественным путем, в обычных условиях. Сравнительный анализ результатов контрольной диагностики свидетельствует о значительных позитивных отличиях показателей ЭГ в сравнении с КГ. Мы с полным правом можем отнести эти различия за счет формирующего и развивающего влияния экспериментальной программы. Это подтверждает реализованные в программе научные предположения относительно условий и механизмов профессионально-личностного развития будущего специалиста социальной работы.

2. Наблюдаемые в результате экспериментальной работы изменения в личностных характеристиках студентов ЭГ касаются всех сторон структуры личностного потенциала студентов (мотивационной, коммуникативной, эмоционально-личностной, ценностно-смысловой, духовно-нравственной и рефлексивной сфер). При этом наиболее существенные и значимые позитивные изменения наблюдаются в коммуникативной, ценностно-смысловой и нравственно-духовной сферах. Согласно нашим предположениям, именно эти стороны личности будущего специалиста социальной работы являются наиболее существенными в его общей профессионально-личностной характеристике.

3. Результаты комплексного корреляционного анализа подтвердили ведущую роль ценностно-смысловых и нравственно-духовных факторов в профессионально-личностном становлении и развитии будущих специалистов социальной работы через программу психологического сопровождения этого процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования психологических условий и сопровождения профессионально-личностного развития студентов по специальности социальная работа позволяют говорить о достижении поставленной в исследовании цели и сформулировать следующие основные выводы:

1. Получили подтверждение основные положения, которые выдвигались в качестве исходных гипотез: социальная работа, как профессиональная деятельность предъявляет специфические требования к личности субъекта и определяет доминирующую роль в профессионально-личностном развитии специалиста духовно-нравственных и коммуникативных факторов во взаимодействии с другими сторонами личности социального работникапоказано, что основным психологическим содержанием профессионально-личностного развития специалиста социальной работы является формирование духовно и нравственно ориентированных профессиональных знаний, умений и мотивов, коммуникативных качеств эмпатии, альтруизма и толерантности, осмысленности жизни, позитивных духовно-нравственных ценностей деятельности и общенияоптимальное профессионально-личностное развития будущего специалиста социальной работы обеспечивается специальной программой психологического сопровождения этого процессапсихологическое сопровождение направлено на развитие всех сторон личности специалиста при доминирующей роли духовно-нравственных и коммуникативных характеристик.

2. Теоретический анализ позволил следующим образом охарактеризовать психологическую специфику личности специалиста социальной работы: ведущую роль в структуре личности специалиста социальной работы играют нравственно ориентированное общение и коммуникативных способностей (позитивные коммуникативные установки, эмпатия, коммуникативная толерантность) — толерантность) — ведущее значение имеет духовно-нравственная ориентация профессиональных знаний, мотивов деятельности и поведения, личностных ценностей, целей и смыслов, творческих способностей и образа жизнисущественную роль в этом процессе играет осознанная, нравственно и личностно ориентированная рефлексия деятельности и поведения будущего специалиста.

3. В теоретическом анализе выработано понятие профессионально-личностного развития студентов — будущих специалистов социальной работы и сделаны основные научные предположения о роли, структуре, направлениях, функциях и результатах психологического сопровождения этого процесса.

4. Разработанная в исследовании методика диагностики уровня профессионально-личностного развития студентов позволила получить данные, характеризующие многообразие личностных характеристик студентов, далеко не всегда соответствующих критериям оптимальности и эффективности их реализации в учебе, труде и общении.

5. Результаты контрольной сравнительной диагностики полностью подтвердили все исходные научные предположения относительно условий, факторов и механизмов профессионально-личностного развития студентов как будущих специалистов социальной работы и продемонстрировали существенное значение программы психологического сопровождения этого процесса.

6. Корреляционный анализ показал внутреннюю взаимосвязь личностных характеристик студентов и доминирующую роль ценностно-смысловых и нравственных качеств. Это рассматривается нами как экспериментальное подтверждение гипотезы о психологическом механизме профессионального развития личностного потенциала в процессе подготовки специалиста по социальной работе.

Рассматривая данное исследование в качестве одного из направлений психологического обеспечения профессиональной подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, мы видим перспективы дальнейших исследований в разработке и реализации целостной системы психологической службы профессиональной подготовки, в которой бы нашли воплощение основные идеи и принципы данного исследования: целостного личностного потенциала специалистасистемного анализа процесса профессиональной подготовкидоминирующей роли ценностно-смысловых и духовно-нравственных факторов в формировании компетентности и профессионализма специалиста в системе высшего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. — Екатеринбург, 1995.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. Авдеев. — М., 1994.
  4. Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование / Ю. А. Алешина. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1994, 172 с.
  5. Л.С. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению./ Л. С. Алексеев, и др. -М., 1997, 269 с.
  6. Н.И. Управление социальными процессами в общественном производстве / Н. И. Алексеев. М., 1990.
  7. О.Ф. Психологическое консультирование в работе социальной службы / О. Ф. Алексеев // Учитель социальный педагог — социальный работник и их практическая деятельность: Сб. науч. ст. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997., 71 — 76 с.
  8. .Н. Психологическая средовая дезадаптации несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. Свердловск: УрГУ, 1986, 151 с.
  9. Н. А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. 1995. — № 5.
  10. Н. А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1992. -№ 5.
  11. . Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. -М: Педагогика, 1980.
  12. К. Социальная психиатрия новый взгляд на социальную работу / К. Андерсен // Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 1.
  13. Г. М. Социальная психология: Учебник. — 5-е изд., испр. и доп. / Г. М. Андреева — М.: Аспект Пресс, 2004.
  14. Т. А. Об использовании игрового метода в процессе преподавания психологии будущим педагогам / Т. А. Андрющенко, В. П. Кисляков // Вестник МГУ. 1991. — № 4.
  15. Н.П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. М., 1987.
  16. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1999. — № 1.
  17. А.И. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы / А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов и др. -М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.
  18. Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме: Пер. с англ. 5-е изд. / Э. Аронсон. — СПб.: Прайм-Еврознак- М.: Олма-Пресс, 2004.
  19. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Учебник. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990, 387 с.
  20. В.Г. Человек в управлении обществом / В. Г. Афанасьев. М., 1977.
  21. И. Д. Профессионализм педагогической деятельности и основыего формирования у будущего учителя: Автореф. дисс. докт. пед. Наук / И. Д. Багаева. Усть-Каменогорск, 1991.
  22. B.C. Социальное сиротство как проблема: пути и способы её разрешения/ B.C. Баев // Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. — Пермь: Пермский ун-т, 1995, 3 5 с.
  23. В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарсон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. -М., 2002.
  24. Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие / Р. К. Баландин. -М, 1975.
  25. С.А. Профессионально-этические нормы социальной работы / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
  26. С.А. Проблемы становления отечественной психологической работы. Методика и практика социальной работы / С. А. Беличева // Российский журнал социальной работы. -М., 1995. № 1.
  27. С.А. Социально-психологическая диагностика / С. А. Беличева — М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
  28. С.А. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий / С. А. Беличева, М. Р. Кондратьев, Т. В. Лущук. М., 1993.
  29. Г. С. Психологическая саморегуляция / Г. С. Беляев, B.C. Лобзин, И. А. Копылова. Л., 1977.
  30. И. П. Менеджмент: Деловая карьера / И. П. Беляцкий. М., 2001.
  31. Г. Теория социально-психологической работы. Пер. со швед / Г. Бернлер, Л. Юнссон М.: Институт молодежи, 1992.
  32. Ф.Б. Техническая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин.-Л., 1984.
  33. Бихевиоральная терапия. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1996, 67 с.
  34. М.И. Психологические механизмы регуляции социального поведения/ Ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова // Сборник статей. М.: Наука, 1979.-334 с.
  35. А. А. Акмеология как учебная дисциплина / А. А. Бодалев. М., 1993.
  36. В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях / В. Г. Бочарова. М.: ЦСП РАО, 1996.
  37. В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. М.: Аргус, 1994.
  38. Бочарова В. Г, Яркина Т. Социальная работа в России: уроки и перспективы / В. Г. Бочарова, Е. Яркина // Социальная работа 1993. — № 3.
  39. .С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988, 301 с.
  40. Н.Т. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. — М., 2000.
  41. Л.Ф. Психодиагностика личности / Л. Ф. Бурлачук. Киев: Здоровье, 1998, 168 с.
  42. Ю.В. Лекции по социальной педагогике / Ю. В. Василькова. — М., 1998.-424 с.
  43. К. Проблемы семейного благополучия / К. Витек. М.: Прогресс, 1988, 138 с.
  44. Виш И. М. Практическая психотерапия / И. М. Випг. — Воронеж, 1969.
  45. Т.В. Функциональная тренировка поведения / Т. В. Гончарская.-СПб., 1992.51 .Гордон Л. А. Социальная адаптация в современных условиях / Л. А. Гордон //СОЦИС.- 1994. № 8−9.
  46. В.А. Преображение жизненных ситуаций: Эффективные психосоциальные технологии / В. А. Горянина, И. К. Масалков М.: Совершенство, 1999.-400 с.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 521 100 «Социальная работа». -М.: Госкомвуз РФ, 1994, 2000.
  48. С.М. Элементы практической психологии / С. М. Грановская. -Л., 1988.
  49. С. И. Теория и методология социальной работы / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов и др. М.: Наука, 1994.
  50. С.И. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX—XXI вв.еках (Отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия /Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Магистр-Пресс, 2004.
  51. Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. М., 1983.
  52. М. А. Психология социальной работы: Учеб. пособие /Под ред. М. А. Гулиной. — СПб.: Питер, 2004.
  53. Л. Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук / Л. Г. Гуслякова — Барнаул, 1995, 13 14 с.
  54. В.Т. Основы теории социальной работы / В. Т. Гуслякова, Е. И. Холостова. — М.: Институт социальной работы, 1997.
  55. Л.Г. Сборник задач и упражнений по социальной работе / Л. Г. Гуслякова, В. А. Кувшинникова, Л.К. Синцова-М.: Наука, 1994.
  56. Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук / Л. Г. Гуслякова // Российский журнал социальной работы. 1996, № 1.
  57. Л.Г. Предмет и объект социальной работы: постановка проблемы / Л. Г. Гуслякова, С. И. Григорьев // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы / Барнаул, Акт. гос. ун-т., 1993. Вып. 2.
  58. А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М., 1999.
  59. А. А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. М., 1998.
  60. А. А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М., 2001.
  61. Е.А. Личность, конфликт, гармония / Е. А. Донченко, Т.М. Тита-ренко. Киев: Политиздат Украины, 1998, 173 с.
  62. М. Практика социальной работы. Пер. с англ. яз. под ред. Б. Ю. Шапиро / М. Доэл, С. Шадлоу. М.: Аспект Пресс, 1995.
  63. М. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шадлоу. М.: Аспект Пресс, 1997.
  64. , В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд./ В. Н. Дружинин. Спб.: Изд-во «Питер», 2002.
  65. , Л.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами. Дис. д-ра соц. наук / Л. Я. Дятченко. — М., 1993.
  66. , С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: Дис.канд.психол.наук/ С. П. Жданова.- Томск, 2007.- 252 с.
  67. В.И. Потенциал человека: индекс социального развития/ В. И. Жуков // Семья в России. М., 1996. № 1.
  68. В.И. Концепция развития современного социального образования в Российской Федерации до 2020 года / Под ред. В. И. Жукова. — М.: Изд-во РГСУ, 2005.
  69. В.И. Теория и методика социальной работы / Под ред. В. И. Жукова. М.: Союз, 1994. — 365 с.
  70. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянникова. — М., 1991.
  71. А. Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом / А. Л. Журавлев // Психологический журнал. 1983. — № 4.
  72. А.И. Педагогика в системе наук о человеке. / А. И. Журавлев. — М., 1990.82.3азыкин В. Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Автореф. дисс.. .. докт. псих, наук / В.Г. За-зыкин.-М., 1994.
  73. И.Г. Социологический портрет будущего специалиста социальной работы / И. Г. Зайнышев, П. Е. Злобин //Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.
  74. И.Г. Теория и методика социальной работы: в 2 ч. / Под ред. И. Г. Зайнышева. -М.: МГСУ, 1994.
  75. В.П. Психологический словарь./ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-М., 1999. -
  76. В.П. Как построить своё «Я»./ Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -136 с.
  77. В.Н. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства / В. Н. Иванов, Г. Н. Лесников, В. Л. Зайченко. — М., 1994.
  78. В.Н. Социальная сфера. Политическое и духовное развитие общества. / Отв. ред. В. Н. Иванов, В. В. Роговин. -М., 1991.
  79. В.Н. Социальные технологии: Толковый словарь. / Отв. ред. В. Н. Иванов.-М., 1994.
  80. Т. А. Проблемное обучение понятие и содержание / Т. А. Ильин // Вестник высшей школы. — 1976. № 2.
  81. Н.В. Психологическое сопровождение развития социальнойкомпетентности школьников: Дис.докт. психол. наук/ Н. В. Калинина — Самара. 2006.- 460 с.
  82. Е. С. Особенности психотерапии посттравматического стресса / Е. С. Калмыкова, Е. А. Миско, Н. В. Тарабрина // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 70—80.
  83. .Д. Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2000. С. 108—109- 118—122.
  84. , Т.В. Теоретические и практические аспекты социально-психологического сопровождения студентов в учебной деятельности: Учебное пособие / Т. В. Киящук. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2006.-136 с.
  85. Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. Пособие / Ю. А. Клейберг. М.: Сфера, 2004.
  86. Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах / Ю. А. Клейберг. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. — 141 с.
  87. Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю. А. Клейберг. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996, 163 с.
  88. Е. А. Общая психология / Е. А. Климов М., 1999.
  89. Е.А. Психология труда и организационная психология / Под ред. Е. А. Климова, И. В. Екевичевой, О. Г. Носковой. -М.: РПО, 1997.
  90. А.И. Социализация личности: норма и отклонение / А. И. Ковалева. -М., 1996.
  91. В.Н. Социальное образование: анализ ситуации и путей развития / В. Н. Ковалев // Социальная работа: теория, технология, образование — 1996, № 2.
  92. А.А. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. А. А. Козлов. М., 2005.
  93. Л.И. Теория и методология творчества в социальной работе / Л. И. Кононова. М., 2006.
  94. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.
  95. Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач. М.: РАУ, 1993.
  96. Е.В. Введение в специальность социальная работа /Е.В. Ку-канова, П. Д. Павленок, В. К. Шаповалов. М.: Форум-Инфра, 2007.
  97. P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России / P.M. Куличенко. Тамбов, 1997. — 39 с.
  98. В.И. Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  99. Л.П. Психология социальной работы: Учеб. Пособие / Л. П. Лазарева. Хабаровск: Изд-во ХГУ, 2002.
  100. А.Ф. Избранные труды по психологии / А. Ф. Лазурский. — М.: Наука, 1997.-446 с.
  101. Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Г. Лейтц. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 352 с.
  102. Леннер-Аксельсон Б., Тюлефорс М. Психосоциальная помощь населению. Пер. с швецк. / Б. Леннер Аксельсон, М. Тюлефорс. — М.: Институт социальной работы, 1995.
  103. . Кризисы жизни — шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью / Б. Ливехуд. Калуга: Духовное познание, 1994, 224 с.
  104. Н.О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М., 1991.
  105. Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 1999. -684 с.
  106. Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Учебник / Д. Майерс. СПб.: Прайм-Еврознак- М.: Олма-пресс, 2004.
  107. М. Технология и эффективность социального управления / М. Марков.-М., 1982.
  108. А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. М.: 1995. № 6 С. 41—48.
  109. А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова М., 1996.
  110. А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. М. 1997.
  111. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук. М.: ИНФРА-М, 1996, 279 с.
  112. Г. П. Акмеологические аспекты социальной работы / Г. П. Медведева. М.: МГСУ, 2004.
  113. Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: Курс лекций / Г. П. Медведева. М.: Союз, 2003.
  114. Г. П. Этика социальной работы: Учеб. Пособие / Г. П. Медведева. -М.: Владос, 2002.
  115. , И. В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: учебное пособие / И. В. Молочкова Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.-109 с.
  116. А.В. Введение в социальную педагогику. Ч. 1. / А. В. Мудрик. -Пенза, 1994.
  117. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н. Ф. Наумова. М. 1988.
  118. В.А. О теоретической идентичности социальной работы / В. А. Никитин // Социальная работа: теория, технология, образование 1996, № 1.
  119. О. В. Феномен выгорания в профессиональном общении специалистов по социальной работе. Под ред. О. В. Оконешниковой / О. В. Оконешникова, М. В. Долголаптева // Проблемы развития личности. — Мурманск, 2003.
  120. П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П. Д. Павленка: Учебное пособие. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
  121. П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. -М.: ИНФРА-М, 1997, 367 с
  122. П.Д. Теория, история и методика социальной работы — 4-е изд./ П. Д. Павленок. М.: Дашков и К°, 2005.
  123. П.Д. Теория и методика социальной работы./ Под ред. П.Д. Павленка-М.: ГАСБУ, 1993, 338 с.
  124. A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования / A.M. Панов // Российский журнал социальной работы. — 1995 № 1.
  125. A.M. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. /Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997.
  126. A.M. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. -М.: Юристъ, 1997.
  127. А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  128. , А.В. Психологическое сопровождение развития конкурентоспособной личности студента: Дис.канд. психол. наук/ А. В. Плугарева — Пятигорск, 2008.- 294 с.
  129. , М.И. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития преподавателей высшей школы: Монография/ М. И. Плугина М.- Ставрополь, 2004 — 206 с.
  130. В. Г. В поисках истины / Отв. ред.-сост. В. Г. Попов, Т. Е. Демидова // Материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы. М., 1995.
  131. В.А. Психология духовности профессионала / В.А. По-номаренко. М., 1997.
  132. Я.А. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.
  133. Права работников социальной сферы. Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.
  134. Психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса / Редкол.: М. И. Рожков (отв. ред.) и др. — Ярославль: ЯГПУ, 2005. — 309 с.
  135. В.А. Психология взаимоотношений. Книга для учителя / В. А. Рахматшаева. М., 1996.
  136. А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. М., 2000. Т. 1., 362 с.
  137. Е. А. Психологические основы профессионального обучения / Е. А. Решетова. М., 1985.
  138. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. -М.: Изд. группа «Прогресс» Универс, 1994, 480 с.
  139. Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности: Введение в психологическую теорию социального функционирования личности / Е. В. Руденский. Новосибирск: 1997, 205 с.
  140. К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. СПб.: Питер, 1998, 376 с.
  141. Т.А. Социальная работа с семьей в системе подготовки специалистов по социальной работе / Т. А. Русакова // Системный подход к социальной работе: методический семинар. Сост. ред. В. В. Конков. — М.: Институт социальной работы, 1997.
  142. В.В. Гуманизм и духовность в образовании. Научные труды Второй международной научной конференции / под ред. В. В. Рыжова -Н.Новгород, 2000.
  143. В.В. Духовность и качество образования / В. В. Рыжов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. Н. Новгород, УРАО, 2002.
  144. В.В. Иноязычные способности / В. В. Рыжов. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2001.-192 с.
  145. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовкипедагога: Монография / В. В. Рыжов. Н. Новгород, 1994, 164 с.
  146. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки / В. В. Рыжов // Автореф. диссертации доктора психол. наук. Новосибирск, 1995.
  147. Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы / Л. В. Сафонова. М.:Издательский центр «Академия» 2006.
  148. А.Л. Социальная психология: Учебник / А. Л. Свенцицкий. М.: Проспект, 2005.
  149. В.И. Психология активности / В. И. Секун. Минск: Адукацыя i выхованне, 1996, 279 с.
  150. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М., 1995.
  151. И.М. Основы теории социального управления / И.М. Сле-пенков, Ю. Б. Аверин. М., 1990.
  152. Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1992.
  153. Я. И. Здоровье человека как философская проблема / Я. И. Смирнов // Вопросы философии. 1985. — № 7.
  154. Р. Практический интеллект / Под общей редакцией Р. Стерн-берга —СПб.: Изд-во «Питер». 2002.
  155. Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учеб. Пособие / Т. С. Сулимова. М.: Ин-т практической психологии, 1996. — 176 с.
  156. Ю.В. Психологическое сопровождение личностнопрофессионального развития студента службой практической психологии вуза: Дис.канд. психол. наук/Ю.В. Суховершина-Курск, 2006. 172 с.
  157. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. — Самара: Издат. Дом Бахрах, 1996, 480 с.
  158. .И. Техника социального анализа / Б. И. Тихомиров. — СПб., 1992.
  159. JI.B. Отечественные исследователи проблем социальной работы: Словарь персоналий (1992−2000 гг.) / JI.B. Топчий. М., 2005.
  160. JI.B. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе / JI.B. Топчий. М.: МГСУ, 1996.
  161. К. Опыт социальной работы. Введение в профессию / К. Уэллс. — М., 1994.
  162. Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: Монография/ Е. В. Федосенко. — СПб.: Речь, 2008.- 191 с.
  163. М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / М. В. Фирсов, Шапиро Б. Ю. М., 2002.
  164. М.В. Антология социальной работы: В 5 т. / М. В. Фирсов. М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.
  165. М.В., Студёнова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М. В. Фирсов, Е. Г. Студёнова. — М.: Академический проект, 2007.
  166. Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. -1994. № 6.
  167. Ф.А. Воспитательная система / Ф. А. Фрадкин, Г. А. Малинин -М., 1993.
  168. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.
  169. Э. Психоанализ и культура: Избр. тр. / Э. Фромм — М.: Юристъ, 1996, 623 с.
  170. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М.: ACT, 1998, 670 с.
  171. Э. Психологизм и этика / Э. Фромм. — М.: ACT, 1998, 566 с.
  172. Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм. Минск: Коллегиум, 1992, 253 с.
  173. Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм. — М.: Смысл, 1995, 239 с.
  174. С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт / С. С. Харин. — Минск: Изд-во В. П. Ильин, 1998, 351 с.
  175. Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е. И. Холостова. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
  176. Е.И. Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка / Отв. ред. Е. И. Холостова. М., 1994, 74 с.
  177. Е. И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты / Е. И. Холостова // Социальная работа / Вып. 6.: М., 1994.
  178. Е.И. Глоссарий социальной работы / Е. И. Холостова. М., 2007.
  179. Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. — М., 2001.
  180. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы. / М. И. Шабанова // СОЦИС. 1995 — № 9.
  181. В.Д. Духовность и творчество / В. Д. Шадриков // Психологическая газета. Январь 1999 № 1/40, 17 с.
  182. Шмелева Н. Б, Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров / Н. Б. Шмелева. — Ульяновск: Изд-во филиала МГУ, 1994.
  183. Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н. Б. Шмелева. М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К».2006.
  184. Юнг К. Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг. СПб.: МЦНКиТ «Кентавр», 1994, 136 с.
  185. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг. -М.: Мартис, 1995, 309 с.
  186. Юнг К. Г. Исследование феноменологии самости / К. Г. Юнг. М.: Вак-лёр, 1997, 330 с.
  187. В.А. Социологическое исследование: методика, программа, методы / В. А. Ядов. Самара, 1995.
  188. В. А. Обучение как процесс управления / В. А. Якунин. JL, 1988.
  189. В. А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб., 1998.
  190. Т.Ф. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т, / Под ред. Т. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой М. — Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации, 1993.
  191. JI. А. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя: Автореф. дисс. канд. псих, наук / JI.A. Ясюкова.-Л., 1988.
  192. Biehler Robert F. and Jack Snowman. «Erikson: Psychosocial Development». In Psychology Applied to Teaching, 7 th ed., p.p. 41−57. Boston: Houghton Mifflin Company, 1993.
  193. Council on social Work Education, Educational Policy and Accreditation Standards. Alexandria, VA: Author, 2001.
  194. Dembo Myron H. Applying Educational Psychology, 5 th. ed., p.p. 214 — 223. New York: Longman, 1994.
  195. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Fourth Edition. Washington: American Psychiatric Association, 1994.
  196. Eggen Paul and Don Kauchak. «Increasing Student Motivation. «Educational Psychology: Classroom connections, 2 nd ed., p.p. 422 — 485. New York: Macmillan College Publishing Company. 1994.
  197. Hamilton Richard, and Elizabeth Ghatala. «Information Processing Theory I, II and III». In Learning and instruction, p.p. 74 205. New York: McGraw -Hill, Inc., 1994.
  198. Kendall K.A. Social Work education: its origins in Europe. Alexandria, V. A: Council on Social Work Education, 2000.
  199. LeFrancois, Guy R. «Instructional Objectives «. In Psychology for Teaching. 8 th ed., p.p. 354−361. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Company, 1994.
  200. LeFrancois, Guy R. «A Basic Information Processing Model». In Psychology for teaching, p.p. 122 -143. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Company, 1994.
  201. J. » What knowledge is relevant to social work practice? «. Social work, 47 (3), p.p. 197−200, 2002.
  202. Michael J. Lambert and Allen E. Bergin. «The Effectiveness of Psychotherapy». Handbook of Psychotherapy and Behavior Change. Garfield, eds. Fourth Edition. N.Y.: John Wiley & Sons, Inc., 1994.
  203. Martin Seligman. «The Effectiveness of Psychotherapy: the «Consumer Reports» Study». In American Psychologist, p. 969. December 1995.
  204. National Association of Social Workers. Code of Ethics of the National Association of Social Workers». Washington, DC: NASW Press. 1999.
  205. National Association of Social Workers. «Role of government, social policy, and social work». In Social Work speaks: National Association of Social Workers policy statement 2003−2006, 6 th ed., p.p. 293−303. Washington, DC: NASW Press.2003.
  206. National Association of Social Workers. «Technology and social work». In Social Work speaks: National Association of Social Workers policy statement 2003−2006, 6 th ed., p.p. 337−340. Washington, DC: NASW Press. 2003.
  207. , M. & Schwartz, R. Family therapy concepts and methods. New York: Allyn & Bacon. 2004.
  208. Neil S. Jacobson and Andrew Christiansen. «Studying the Effectiveness of Psychotherapy». In American Psychologist, p. 1033. October 1996.
  209. O’Connor, M.K. «Using qualitative research in practice evaluation». In: A.R. Roberts & G.J. Greene. Social work Desk Reference, p.p. 777−780. New York: Oxford University Press. 2002.
  210. S.J. Spencer, S. Fein, C.T. Woplf, C. Fong, M.A. Dunn, «Automatic Activation of stereotypes: The role of self— image threat, «In Personality and Social Psychology Bulletin 24: p.p. 1139 -1152. 1998.
  211. Slavin, Robert E. Educational Psychology: Theory and Practice. 4 th ed., p.p. 52 58. Boston: Allyn and Bacon, 1994.
  212. Sprinthall, Norman A., Richard C. Sprinthall, and Sharon N. Oja, «Lerning Theory today» and «Learning in the classroom». In Educational Psychology: A Developmental Approach. 6 th ed., p.p. 229 242, 258 — 281. New York: McGraw-Hill, Inc., 1994.
  213. International Federation of Social Workers. (2004). Accessed at http://www. Ifsw.org/ 2004. p4.
  214. Bureau of labor Statistics, (2002−2003). Social workers. Occupational Outlook Handbook. US. Department of Labor, www.bls.gov/oco/oco060.htm.
Заполнить форму текущей работой