Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования следует из современной ситуации, сложившейся в российском обществе. Вопрос о субъектности неразрывно связан с проблемами выбора и ценностей. В настоящее время в России проблема ценностей молодого поколения становится стратегически важным вопросом, который ставится в философских науках, в педагогике и в психологии. В свете недавних социальных изменений, связанных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема субъектности в психологической науке
  • Глава 2. Структура и динамика субъектности в период обучения в ВУЗе
  • Глава 3. Разработка и валидизация методики психологической диагностики субъектности
  • Глава 4. Взаимосвязи показателей субъектности с другими переменными

Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования следует из современной ситуации, сложившейся в российском обществе. Вопрос о субъектности неразрывно связан с проблемами выбора и ценностей. В настоящее время в России проблема ценностей молодого поколения становится стратегически важным вопросом, который ставится в философских науках, в педагогике и в психологии. В свете недавних социальных изменений, связанных с перестройкой общественного уклада, интеграцией России в международное сообщество и Болонский процесс, у студентов и абитуриентов появилось больше возможностей профессионального выбора, нежели у предшествующих поколений, однако нет устоявшихся стратегий осуществления этого выбора.

Подростки и юноши с несформировавшейся субъектностью, не имеющие предпосылок для самостоятельного, осознанного выбора профессии и неспособные этот выбор осуществить, предоставляют его родителям, рекламе, м^де. Обучение в высших учебных заведениях представляет собой особый период в жизни человека, особый этап формирования личности: это время принятия целого ряда жизненно важных решений, таких как окончательный профессиональный выбор, выбор карьеры, выбор матримониальных стратегий и т. д. Важный вопрос состоит в том, готов ли молодой человек принять эти решения сам, а не последовать инструкциям от родителей или кого-либо еще, и способен ли он принять на себя ответственность за осуществление этих решений.

Свободный, собственный выбор реализуется человеком в той степени, каковой достигла в своем развитии его субъектность. Реализуя свою свободу, человек на основе добровольного решения выбирает один из возможных вариантов действия, предполагаемых данной ситуацией. Общественная жизнь предоставляет возможности реализации различных вариантов поведения, что определяет необходимость выбора, побуждает и направляет активность человека. С объективной стороны степень свободы выбора определяется социальными условиями, однако в рамках этих условий личность обладает свободой выбора, которую она реализует в меру развития субъектности. Субъектность проявляется в активном и самостоятельном выборе личностью форм деятельности и последующем осуществлении этого выбора.

Субъектность связана с определённым контролем человека над своим поведением, однако не может быть приравнена к самоконтролю или саморегуляции. Субъектность — это способность быть и осознавать себя источником движения, неся ответственность за последствия своих деяний.

Наряду со способностью к свободному, внутренне обусловленному выбору, характеристикой субъектности является ответственность, которая предполагает, что субъект совершает выбор в соответствии с наличной ситуацией, учитывает последствия этого выбора и посвящает свои усилия его осуществлению. Речь идёт о социальном аспекте ситуации, в рамках которой поведение выстраивается с учетом существующих в обществе норм и правил, которые инте-риоризируются субъектом и формируют основу для системы его внутренних норм и правил действия. Ответственность и представляет собой осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения принятых им норм и правил.

Другими словами, субъект не растворён в окружающих его стимулах, но осуществляет определённый контроль над своим поведением. В контекс (те культурно-исторического подхода субъектность рассматривается как определённый уровень овладения человека культурными средствами, создающими особые формы поведения и видоизменяющими деятельность психических функций. Чем больше таких средств у субъекта, чем лучше он ими пользуется, тем выше его субъектность.

Как пишет Г. Г. Кравцов, «Субъектность относится к внутренним измерениям пространства личности. Абстрактная неопределенность понятия инициативности как способности быть источником движения получает в понятии субъектности содержательное наполнение благодаря двум моментам. Во-первых, субъект владеет соответствующим способом самоосуществления, что делает его субъектом конкретной деятельности, субъектом определенных отношений, субъектом направленного волеизъявления. Во-вторых, понятие субъектности предполагает сознательное установление границ компетентности и ответственности, то есть очерченность той сферы активности и интересов, по отношению к которой человек утверждает себя как субъекта"1.

Становление субъектности в культурно-историческом аспекте определяет личностное развитие, осуществляющееся по мере того, как человек овладевает компонентами субъектности в той или иной деятельности. Степень сформированности субъектности представляет собой целостную, устойчивую индивидуальную характеристику, обладающую определенной внутренней структурой взаимосвязанных компонентов, проявляющихся в деятельности человека. Степень сформированности субъектности и ее отдельных компонентов положительно взаимосвязана с различными аспектами субъективного благополучия и внутренней мотивацией професиональной деятельности.

Настоящая работа даёт основания для понимания феномена субъектности и таких неоднородных ее компонентов как свобода и ответственность на единой теоретической основе, что актуально не только с практической, но и с теоретической точки зрения.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи между обучением в ВУЗе и становлением профессиональной субъектности.

Объектом исследования является субъектность как интегративное личностное образование в период становления профессионализма при обучении в высших учебных заведениях.

Предметом исследования выступают психологические характеристики и структура субъектности при становлении профессионального самосознания.

Основные задачи исследования:

1. Анализ основных представлений о проблеме субъектности и? её компонентах, изложенных в философской, психологической и психолого-педагогической литер атур е.

Г. Г. Кравцов Волевая сфера личности: культурно-исторический аспект, (журнал «Мир Психологии»), М., 2007.

2. Разработка и валидизация русскоязычной психодиагностической методики для измерения индивидуальной выраженности и структуры субъектности.

3. Эмпирическое исследование особенностей становления профессиональной субъектности и специфики ее компонентов у студентов высших учебных заведений, анализ полученных данных.

Гипотезы:

1. Субъектность является устойчивой, интегральной личностной характеристикой. Профессиональная субъектность развивается на основе общей субъектности человека в ходе овладения профессией.'.

2. Субъектность, как общая, так и профессиональная, обладают внутренней структурой взаимосвязанных компонентов: ответственность, личностная автономия, рефлексия (включая рефлексию на этапе выбора), и самоконтроль.

В основу методологической базы исследования лег анализ идей Л. С. Выготского и их развития в работах С. Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А. В, Брушлинского, а также анализ идей французских и немецких представителей экзистенциальной философии Ж.-П. Сартра, С. Де Бовуар, М. Хайдеггера и концепций экзистенциальных психологов Э. Фромма, Р. Мэя, И. Ялома.

Методы, использованные в исследовании: психологический анализ литературы и построение теоретической моделиразработка (включая адаптацию и валидизацию) психодиагностической методикистатистическая обработка2 и интерпретация данных.

Эмпирической базой исследования являются результаты ряда исследований, проведённых в 2006;2007 годах. Выборка включает посетителей сайтов психологической тематики в сети Интернет (N=638), студентов 1−2 курсов различных факультетов ВУЗов г. Москвы (N=120). Общий объём выборки составляет 758 чел.

2 Использовались методы описательной статистики, непараметрические критерии Уилкоксона и Манна-Уитни, критерий Стьюдента, корреляционный анализ, альфа-коэффициент Кронбаха, факторный анализ, кластерный.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проведён анализ различных вариантов понимания субъектности в различных философских традициях и культурно-историческом подходе.

2. Описана структура субъектности, эмпирически выделены компоненты субъектности.

3. Введено понятие профессиональной субъектности, описывающее специфику формирования субъектности в процессе профессионального становления человека.

4. Разработана и валидизирована психодиагностическая методика для измерения индивидуальной выраженности и структуры субъектности.

5. Получены данные о взаимосвязи формирования субъектности с обучением в ВУЗе.

Теоретическая значимость результатов состоит в обосновании возможностей разработки субъектности как психологического понятия. Субъектность рассматривается как интегральный феномен, объединяющий в себе такие различные характеристики личности как свобода, ответственность и рефлексивность. В психологии эти личностные характеристики ранее изучались как разрозненные конструкты, такие как личностная автономия и внутренняя мотивация (Э. Деси и Р. Райан), локус контроля (Дж.Роттер), рефлексивность (В.В. Пономарева), психологическое благополучие (К. Рифф). Культурно-исторический подход Л. С. Выготского даёт возможности для понимания этих феноменов на единой теоретической основе. Взаимосвязь этих феноменов обоснована эмпирически путём разработки единой шкалы субъектности, в структуру которой входят шкалы свободы, ответственности, рефлексии на этапе выбора и контроля. Компоненты, входящие в шкалу субъектности обнаруживают различные паттерны корреляций с другими психологическими переменными (локус контроля, рефлексивность), что свидетельствует в пользу внешней валидности опросника и дивергентной валидности его шкал. Корреляции компонентов субъектности с показателями психологического благополучия (позитивный характер межличностных отношений, автономия, компетентность, личностный рост, осмысленность жизни, принятие себя и др.) свидетельствуют о важной роли субъектности для развития личности. Корреляции субъектности с показателями внутренней мотивации учебной деятельности и осмысленности учебной деятельности свидетельствуют о важности сформированности субъектности для формирования профессиональной субъектности, активной и осознанной позиции по отношению к профессиональному выбору и овладению профессией.

Практическая значимость результатов. Разработка опросника субъектности открывает возможности для эмпирических исследований условий и факторов, способствующих и препятствующих формированию субъектности. Опросник субъектности позволяет проводить дифференциальную диагностику компонентов субъектности у представителей различных возрастных. и социальных групп.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности сформированности субъектности и её отдельных компонентов положительно взаимосвязаны с различными аспектами субъективного благополучия и внутренней мотивацией профессиональной деятельности.

2. Показателями и критериями субъектности при становлении профессиональной субъектности в культурно-историческом аспекте является активность индивида в различных её проявлениях: ответственность, личностная автономия, рефлексивность, самоконтроль.

3. Разработанный опросник субъектности является психодиагностической методикой, обладающей хорошими психометрическими показателями (факторной структурой, одномоментной и ретестовой надёжностью, конструктной валидностью) и может использоваться как инструмент для диагностических и исследовательских целей.

4. Компоненты субъектности обнаруживают ряд значимых взаимосвязей с показателями локуса контроля, рефлексивности, субъективного психологического благополучия.

5. Сформированность профессиональной субъектности связана с наличием осознанной внутренней мотивации к обучению в ВУЗе и последующей профессиональной деятельности, с занятием активной позиции по отношению к учебной деятельности.

Достоверность результатов обеспечивается достаточным объёмом выборок и применением при обработке данных эксплораторного факторного анализа, коэффициентов корреляции Пирсона и Спирмена, t-критерия Стьюдента, непараметрических критериев Манна-Уитни и Уилкоксона, показателя одномоментной надёжности альфа Кронбаха (пакет программ StatSoft STATISTICA 7.1).

Апробация работы. Основные результаты были представлены на Международных чтениях памяти JI.C. Выготского (Москва, РГГУ, 2006). По материалам диссертации имеется. публикаций.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 231 наименования, из них 16 на иностранных языках, и 9 приложений. Текст диссертации изложен на 198 страницах.

Заключение

.

Представленная работа представляет собой первый шаг в исследовании субъектности как сложного, комплексного психологического качества, образованного структурой взаимосвязанных компонентов. Проведенное исследование служит обоснованию возможности психологической диагностики субъектности как целостного психологического образования и открывает возможность к дальнейшим исследованиям условий и факторов становления, а также динамики развития профессиональной субъектности в период обучения в ВУЗе с использованием более сложных экспериментальных планов, таких как лонгитюд или метод поперечных срезов.

Отдельную проблему, исследованию которой могут быть посвящены дальнейшие исследования, представляет собой проблема взаимосвязи субъектности и её отдельных компонентов с объективными показателями продуктивности (успешности) различных видов деятельности субъекта, в первую очередь, его учебной и профессиональной деятельности. Могут бить обнаружены интересные взаимосвязи индивидуального уровня развития субъектности с биографическими показателями, отражающими индивидуальные особенности жизненного пути индивида: лица с более высоко развитой субъектностью будут чаще совершать выбор в течение жизни и, следовательно, их биография должна быть более богатой.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Выявлена эмпирическая структура субъектности у представителей различных социально-демографических групп, состоящая из пяти компонентов: свободы, ответственности, общей рефлексии, рефлексии выбора, контроля.

2. Разработана методика для диагностики индивидуальной выраженности каждого из пяти. компонентов субъектности, обладающая хорошими психометрическими показателями.

3. Получен ряд теоретически ожидаемых и статистически значимых взаимосвязей компонентов субъектности с уровнем образования у представителей различных возрастных групп.

4. Получен ряд теоретически ожидаемых статистически значимых взаимосвязей компонентов субъектности с показателями локуса контроля, рефлексивности, мотивации обучения в ВУЗе, отчуждения, психологического благополучия.

5. У студентов младших курсов выявлены 5 индивидуальных типов сформированности субъектности, проведён анализ предпосылок формирования профессиональной субъектности. 1 4.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981
  2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский A.B. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна (к 100-летиюсо дня рождения). М.: Наука, 1989.
  3. Абульханова К.А.О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.
  4. К.А. СЛ. Рубинштейн ретроспектива и перспектива/ Проблема субъекта в психологической науке. Ред. A.B. Брушлинский и др. М.: Академич. Проект, 2000
  5. Ю. Проникая в тайники души // Высшее образование в России. -1999.- № 4
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  7. .Г. Психологическая структура человека как субъекта.// Чело век и общество. Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1967.
  8. .Г. Человек как предмет познания. — М.: Издательство Ленин градского университета, 1968.
  9. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды- В 2-х т, Т, 2, -М- Педагогика, 1980 *
  10. .Г. Психология и проблема человекознания. М. 1996.
  11. Г. Обучение и воспитание в вузе неразделимы // Высшее образование в России.- 1996. — № 3
  12. Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. Изд-во МГУ, Москва, 1978
  13. О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. -Новгород, 1990.
  14. Л.И. Личность в динамике: некоторые истоки исследования.// Психологический журнал -1992. т. 13 — № 5.
  15. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993. 16 с.
  16. М.Я. Избранные психологические произведения. М.: «Педагогика», 1975
  17. В. В. Социальная ситуация развития ответственности в подростковом возрасте. Красноярск, 2002.
  18. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М: Прогресс, 1986
  19. M. М. К философии поступка
  20. В.М. Личность и условия её развития и здоровья.— СПб., 1905.
  21. В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии.—М., 1994.
  22. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
  23. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии 1978. — № 4.
  24. Л.В., Русаков C.B. Концепция-Я и характер реакции па фрустрацию как детерминанты социальной адаптации молодежи,/ Понимание и общение в учебно-воспитательном процессе. -Фрунзе, 1983
  25. А. В. Деятельность субъекта и психическая деятельность //Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.
  26. А. В. Зона ближайшего развития и проблемы субъекта. //Психол. журн.-1994. Т. 15. — № 3. -С. 17−27.
  27. А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая). // Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 6. — С.
  28. А. В. Проблема субъекта в психологической науке (ста'гья вторая). // Психол. журн. 1992. — Т. 12. — № 6.
  29. А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья третья). // Психол. журн. 1993. — Т. 14. — № 6.
  30. А. В., Темнова JI.B. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач. // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1993.
  31. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1994.
  32. A.B. Социальность субъекта или субъект социальности // Субъект и социальная компетентность личности. Под ред. A.B. Брушлинского. —М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1995.
  33. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: „Модэк“, 1996.
  34. A.B., Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Вклад А.Ф. Лазурского в разработку проблем личности. // Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М: Наука, 1997.
  35. A.B. Психология субъекта (страницы последней книги A.B. Брушлинского глава вторая „Психология и тоталитаризм“) // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 2. — С. 7−14.
  36. A.B. Психология субъекта (лекция, прочитанная студен там, аспирантам и преподавателям факультета психологии Тверского государственного университета 19 октября 2001 года) // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 2. — С. 15−17.
  37. М. Е. Безвольная личность: выход из тупика. М.- Знание, 1989.
  38. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. — 1997.
  39. Выготский JL С. Собр. Соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1982−1984
  40. K.M. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения. Дис. канд. психол. наук Курск, 1994.
  41. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  42. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985
  43. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии, 1994.
  44. JI. Р., Шмелев А. Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт. „Большая пятерка“ факторов в английском и русском языках // Психологический журнал. 1993. — № 4
  45. JI. Индуцируя мысль.// Высшее образование в России. -2000,-№ 4г
  46. М.В., Петрова Е. А., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая психология- Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003
  47. . Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму- Критическая философия Канта: учение о способностях- Бергсонизм- Спиноза / Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирский.—М.: Per Se, 2001
  48. Е. Д. Внутри групповая ответственность при разных формах собственности / Психология личности и группы в изменяющемся обществе. М&bdquo- 1994.
  49. Д. И. Психология XXI века: Пророчества и прогнозы („Круглый стол“)//Вопросы психологии -2000. —№ 1
  50. А.Л. Психологические особенности коллективногосубъекта. // Проблема субъекта в психологической науке. / Под р"ед. Брушлинского А. В., Воловиковой М. И., Дружинина В. Н. М.: Изд-во „Академический проект“, 2000
  51. Журавлев A. JL Психология коллективного субъекта// Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002.
  52. Закон „Об образовании“ // Первое сентября. — 1996. — № 29, 14 март.
  53. А. В., Тагиева Г. Б. Самооценка как фактор готовностц к школьному обучению / Новые исследования в психологии, М.: Педагогика, 19 8 6. — № 3
  54. В.В. Субъект — объектный и субъект — субъектный типы понимания высказывания в межличностном общении// Психология индивидуального и группового субъекта. / под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002.
  55. В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия// Психологический журнал. 2003. № 2
  56. В.П. Наука, техника и культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности // Вопросы философии- 1989, -№ 1.
  57. A.B., Пономарева В. В. Психология рефлексивных процессов управления. Москва-Ярославль: ДИА-пресс, 2000.
  58. Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000
  59. К. А. О формировании ответственности у детей 6−7 лет. / Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшегодошкольного возраста. М. 1968
  60. Кон И.С. В поисках себя. М., 1988.
  61. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя, — М: Просвещение, 1999t
  62. . Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод исследования, М.- Воронеж, 199 564. Кравцов Г. Г.
  63. Р. Л. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993.
  64. А. И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. -М., 1993 „
  65. В. Т. Идеи субъекта — основание единства отечественного психологического знания? // Вопросы психологии. — 1999. — № 1.
  66. И. А. Морозова Г. Б., ПОТЕШИ A.C., Корзякова А. Д., Семенова О. Ф. Психологический анализ смыслообразугоших факторов делинквентного поведения подростков // Психологический журнал. 1996, -Т. 17.-№ 5
  67. В. С., Морозова B.C. Формирование социальной ответственности у студентов педагогического вуза // Советская педагогика, М. 1983
  68. И. Л. Психологические особенности ответственности у различных групп учителей: Дис. канд. психол. наук.-М., 1994
  69. И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. -Новосибирск, 1995. '
  70. К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой- сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Деонтьева, Е. Ю. Патяевой. — М.: Смысл, 2001
  71. Э. Время и Другой. Гуманизм Другого Человека. СПб., Высшая религиозная школа, 1998.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
  73. А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии. //
  74. Вопросы философии. 1966. — № 12.
  75. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. Лефевр В. А. От психофизики к моделированию души // Вопр. философии.- 1990. № 7.
  76. И.Е. Психологическая поддержка студентов вАпериод адаптации к образовательному процессу вуза, дисс. к. психол, Н.- Ставрополь, 2000.
  77. В.Т. Социология молодежи. СПб, 1996.
  78. В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента, Л.: ЛГУ, 1974
  79. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношении. // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989.
  80. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  81. .Ф. Общение как проблема общей психологии// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. Ломов Б. Ф. Проблемы и стратегии психологического исследования.1. М.: Наука, 1999.
  82. А.Р. Мозг человека и психические процессы. В 2-х частях. М. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений (Новая публикация „Немецкой идеологии“).
  83. Вопросы философии, 1966, № 2
  84. А. Новые рубежи человеческой природы — М.- Смысл, 1990. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики СПб.: Изд. группа „Евразия“, 1997. Мэй Р. Смысл тревоги М., Класс, 2001
  85. A.B. Ответственность личности и ее социальная етерминация. Автореферат. М., 1993
  86. Мириманова М. С. Рефлексия как системный механизм развития
  87. С. Социальное представление: исторический взгляд//Психологический журнал. 1995. — № 1.
  88. С. Социальное представление: исторический взгляд//Психологический журнал. 1995, —№ 2.
  89. A.B. Социальная педагогика М. „Академия“, 2000
  90. К. Локус контроля в исследованиях массовой коммуникации/ Современные методы исследования массовой коммуникации.-Таллин, 1983.
  91. К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1983.
  92. В. С. Проблемы генезиса личности. М. 1985
  93. Ш. А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека. // Психологические исследования, посвященные 85-летию Д. Н. Узнадзе. — Тбилиси: Изд-во „Мецниереба“, 1973.
  94. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. -СПб.: Речь, 2007.-392 с.
  95. В. И. Наука о человеке. Т. 1,2. Казань, 1994.
  96. А. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум. 1907. № 2
  97. К. А. Психологическая специфика развития настойчивости в студенческом возрасте / Личность студента. Научно-методический сборник. Шуя: 2001
  98. Ю. Г. К проблеме кризиса идентичности / Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. — № 2
  99. A.C. Теоретические основы психологии субъектогенеза. — Воронеж: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 1997.
  100. А. И. Ответственность и ее социальная природа. -Томск, 1978
  101. E.H. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика. Дисс. канд. психол. н. М.: 2007. -224 с.
  102. Ю7)Осницкий А. К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики.- М.-Нальчик, 1996.
  103. К. С. Формирование ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у студентов младших курсов технического вуза: Автореф. дис, канд. пед. наук. Челябинск, 1991. 4
  104. Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии М.: Психотерапия 2007
  105. Платонов Ю. П. Основы социальной психологии, СПб, „Речь“, 2004
  106. В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности, — Ростов-п/Д: Феникс, 1996.
  107. А. А., Андиящик Д. Ю. Значения уровня беспокойства-тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. Вып. 28−38- -М-, 1983.
  108. В.В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности. Дисс. канд. психол. н. Ярославль, 2000 188 с.
  109. Проблема субъекта в психологической науке / под ред. Брушлинского А. В., Воловиковой М. И., Дружинина В. H. М.: Изд-во „Академический проект“, 2000
  110. Психологическая наука в России XX века: проблемы теории и истории. / под ред. Брушлинского А. В. М.: Изд-во „Институт психологии1. РАН“, 1997.
  111. Психология индивидуального и группового субъекта. / под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М: ПЕР СЭ, 2002.
  112. Психология развития/ред. Марцинковская ТД. М.: Академия, 2001
  113. Психологическая поддержка в вузе („Круглый стол“), //
  114. Психологический журнал — 1994.—№ 5.— Т. 15.
  115. Психология человека от рождения до смерти / под об. ред. АЛ. Реана. СПб: ПРАЙМ -Еврознак, 2002
  116. Психология: Словарь/ Под общ, ред. А. В, Петровского, М. Г. Ярошевского М.1990
  117. Психологический словарь / Авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, JI.M. Балабанова- Под общ. ред. Ю. Л. Неймера. Ростов*н/Д: Феникс, 2003
  118. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб: Изда тельство „Питер“, 2000.
  119. A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. (В 2 Т) Т.2. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  120. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
  121. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс. 1996.
  122. В.А. Феномен субъектности психологии личности. — Дис. в виде науч. доклада докт. психолог, наук. М., 1993.
  123. К. Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование, 1998, — № 3 -4.
  124. К. Неоконченный поиск. Интеллектуальная автобиография. — М.: Эдиториал УРСС, 2000
  125. A.C. Психологические очерки. Тбилиси. 1975
  126. A.M., Толстых H.H. „Интересная психология“: Л. С Выготский и Л. И. Божович. // Вопросы психологии. 1996. — № 5.
  127. В. П. Ответственность как системное качество личности, Екатеринбург, 2001
  128. В. П Фактор ответственности в многоуровневом педагогическомобразовании // Многоуровневое высшее педагогическое образование.-Омск, 1996.
  129. Л. А. Воспитание социальной ответственности подростков / Психологические условия формирования социальной ответственности школьников / Под ред, Гинзбурга М- Р., Радзиховского Л. А,-М., 1987.
  130. Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1990.
  131. Т. А., Шляшта Н. Ф. „Психологические методы изучения личности.— М: Московский психолого-социальный институт, 1998.
  132. А.А. Психологические особенности: взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии,-1985, -№ 11 ,
  133. И. А. Самопонимание личности // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна). М., 1999
  134. Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. —М., 1996
  135. ., Колесников Ю. Студент глазами социолога. — Ростов, 1985
  136. Л. Я. Советское студенчество. — М. 1981 *
  137. С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
  138. С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство „Питер“, 1999.
  139. С. Л. Принцип творческой самодеятельности. // Вопросы психологии.- 1986.-№ 4.-С. 101−108.
  140. С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  141. С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.
  142. С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  143. Рябикина 3. И. Личностное развитие. Профессиональный рост. -Краснодар- КГУ, 1995
  144. А. И. Исследование настойчивости студентов в процессеt, выполнения учебных заданий по иностранному языку./ Ученые записки Рязанского гос. пед. ин-та (Труды каф. психологии) — Т.54. М., 1965.
  145. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000
  146. И.Н., Степанов Ю. Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблемы психологии творчества. М., 1983.
  147. И.Н. От гуманитарной рефлексологии к технологической рефлексцке: типология рефлексии и структура рефлексивности в организации творчества // Рефлексивные процессы в творчестве. Новосибирск, 1990.
  148. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995
  149. Э. Ф. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. Томск, 1984.
  150. Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1998
  151. Советский энциклопедический словарь/ под ред. A.M. Прохорова — М.: „Советская энциклопедия“, 1982.
  152. В. В. Самосознание личности. М., 1983. ,
  153. В. В., Сараева Н. В., Ниферова И. А. Эмоционально-ценностное отношение к себе и другим“ локус контроля и мотивация // Личность в системе коллективных отношений- -М., 1980
  154. Л. Д. Особенности развития личности студента / Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. Ростов/н/Д: Феникс, 1998
  155. В. И. Психологический анализ коллективного внимания студентов / Человек и общество/ Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973
  156. Н. Ф. Деятельно стный подход к построению модели специалиста//Вестник высшей школы.— 1986 -№ 3
  157. В. А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996.
  158. В. А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы. // Психол. журн. 1995. — Т. 16. — № 3.V
  159. К. Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей//Вопросы психологии. 1983. — № 11
  160. В.Т. Просёлочные беседы. // А. Н. Леонтьев и современная психология (сборник статей памяти А.Н. Леонтьева) — М.: Изд-во МГУ, 1983
  161. Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Сборник научных трудов /ВГПИ. Волгоград“ 1984.
  162. В. П. Теория атрибуции в зарубежной социальной психологии / Психология межличностного познания, М&bdquo- 19 810
  163. Г. А. Разум, воля, успех- О философии поступка. — Л., 1990
  164. Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966.
  165. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тби лиси: Изд-во АН Грузин. ССР, 1961.
  166. Д.Н. Теория установки. Воронеж. 1997.
  167. Г. В. Социальная ответственность личности и атеизм. -М., 1980.
  168. Д. Н. Психология взросления, М., 1999
  169. Д. Н. Проблемы возрастной и педагогической психологии, М,: Международная педагогическая академия, 1995.
  170. С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1917.
  171. В. Человек в поисках смысла,-М,: Прогресс, 1990.
  172. Фрейд 3. Тотем и табу. -М., 1997.
  173. Э. Искусство любви. Минск, ТПЦ „Полифакт“, 1991.
  174. Э. Анатомия Человеческой деструктивности М.-Назрань ACT, 1998
  175. Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Изида, Клиника глубинной психологии П. С. Гуревича, 2004. 400 с.
  176. Хайдеггер М. Бытие и время, Харьков Фолио 2003
  177. Хекхаузен X. Классические теории воли
  178. X. Мотивация и деятельность: В 2 т.- Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского,-М.: Педагогика» 1986.
  179. К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию СПб. 1997.
  180. JI., Зиглер Д. Теории личности. -СПб.: Питер, 1998
  181. Г. И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о•сдуше (Публичные лекции, читанные в Киеве в 1898—1899 гг.) M., 1906.
  182. Г. И. Психология (Основной курс, читанный в московском университете в 1908- 1909г).-М, 1909.
  183. В.Э. Нравственная устойчивость личности. — М.: Педагогика, 1981.
  184. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии. // Психол. журн. — 1993. № 5.1. VI
  185. В.Э. Проблема субъектности в свете современных задач психологии воспитания. //Вопросы психологии. № 4. — 1988.
  186. В. Д. Психология деятельности и способности человека. —М.: Логос, 1998
  187. А. Покушение на мысль? //Наука и жизнь, № 4,1994.
  188. Т.Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95−129.
  189. А. Мир как воля и представление. М., 1988
  190. А. Соч. в 4-х т., тт. 1−2. М., 1993
  191. Е.В. Тенденции исследований личности в современной психологии. // Психологический журнал —1980. — Т. 1. № 1.
  192. Е.В. О решении A.B. Брушлинским некоторых методологи ческих вопросов психологии // Психологический журнал. 2003. № 2. s
  193. О. А. Ответственность как профессионально значимое качество будущего специалиста// Вопросы психологии — 1992. -№ 4.
  194. Г. П. Рефлексия и ее проблемы. М., 1975.
  195. Экзистенциальная психология. Экзистенция. / пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинникова. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  196. . Д. Психология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  197. Д. Б. Избранные психологические труды.—М., 1995.
  198. Э. Детство и общество. СПб., 1999.
  199. Э. Идентичность: юность и кризис-М.: Прогресс 1996
  200. И.С. Личносгно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996
  201. К. Общая психопатология М. Практика, 1997 ,
  202. М.Г. История психологии. М: Мысль, 1976.
  203. М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  204. М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  205. М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания // Проблемы теории и истории развития психологии (Материалы симпозиума). — М.: Академия педагогических наук СССР, 1973.
  206. М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974.
  207. Ach N. К. Die Determination und ihre Bedeutung fur das Fuhrerproblem
  208. Beauvoir, Simone de Pour une morale de l’ambiguite, Paris 1947
  209. Boniwell I. Positive Psychology in a Nutshell. A Balanced Introduction to the Science of Optimal Functioning. London: PWBC, 2006. 134 p.
  210. Bryant F.B., King S.P., Smart C.M. Multivariate Statistical Strategies «for Construct Validation in Positive Psychology // A.D. Ong, M.H.M. van Dulmen (Eds.) Oxford Handbook of Methods in Positive Psychology. Oxford University Press: 2007. P. 61−82.
  211. De Man P. Blindness and Insight. N. Y.: Oxford U. P., 1971
  212. Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The Satisfaction With Life Scale. Journal of Personality Assessment, 1985, Vol. 49, 71−75.
  213. GehIen A. Der Mensch. Seine Natur und Stellung in der Welt. Frankfurt 1966.
  214. Irvin D. Yalom. Existential Psychotherapy. N.Y.: «Basic Books», 1980
  215. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relation. N. Y., 1958.
  216. Heidegger M. Gesamtausgabe. Bd. 49. Die Metaphysik des deutschen Idealismus. Frankfurt am Main 1991.
  217. Lacoue-Labarthe Ph. Phras P.: Christian Bourgois, 2000
  218. Locke J. An Essay Concerning Human Understanding, Vol. 2 Dover, 1959
  219. Lyubomirsky S., Lepper H. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, 1999, Vol. 46, p. 137−155.
  220. Ryan R. M., Connell J. P. Perceived locus of causality and internalization: Examining reasons for acting in two domains. Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 57, No. 5, 1989, 749−761.
  221. Ryan R.M., Deci E.L. On Happiness and Human Potentials: A Review* of Research on Hedonic and EudaimonicWell-Being // Annual Review of Psychology, 2001, Vol. 52. P. 141−166.
  222. Ryan, R.M., Deci E.L. An Overview of Self-Determination Theory: An Organismic-Dialectical Perspective // E.L. Deci, R.M. Ryan (Eds.) Handbook of Self-Determination Research. New Haven: The University of Rochester Press, 2002. P. 3−33.
  223. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisiied. Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 69, No. 4, 1995, pp. 719— 727.
Заполнить форму текущей работой