Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности формирования психогенных расстройств у курсантов высших военных учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, большинство современных научных исследований по данной проблеме посвящено изучению психогенных расстройств у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (Палатов С.Ю., 1999; Чубаровский В. В., Катенко С. В., 2002; Куликов В. В., Фадеев А. С., 2002) и лишь незначительное их число — у курсантов высших военных учебных заведений, несмотря на то, что заболеваемость психогенными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОГЕННЫХ. РАССТРОЙСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ анализ состояния проблемы)
    • 1. 1. Определение и систематика психогенных расстройств
    • 1. 2. Распространенность психогенных расстройств
    • 1. 3. Эволюция взглядов и современное состояние проблемы формирования психогенных расстройств
    • 1. 4. Особенности формирования психогенных расстройств- у военнослужащих и курсантов высших военных учебных заведений
    • 1. 5. Профилактика и раннее выявление психогенных расстройств в высшем военном учебном заведении
    • 1. 6. Резюме
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Краткая характеристика обследованного контингента
    • 2. 2. Основные методы исследования
      • 2. 2. 1. Уровневая оценка психического состояния
      • 2. 2. 2. Клинико-психопатологическое обследование.,
      • 2. 2. 3. Экспериментально-психологическое обследование
      • 2. 2. 4. Психофизиологическое обследование
      • 2. 2. 5. Социально-психологическое обследование
      • 2. 2. 6. Статистическая обработка данных
  • ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 3. 1. Психогенные расстройства непатологического (доклинического) уровня
    • 3. 2. Расстройства пограничного уровня
      • 3. 2. 1. Невротические реакции
      • 3. 2. 2. Невротические состояния (неврозы)
    • 3. 3. Резюме
  • ГЛАВА 4. ФАКТОРЫ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 4. 1. Клинико-анамнестические особенности, способствующие формированию психогенных расстройств
    • 4. 2. Патопсихологические и психофизиологические особенности курсантов с психогенными расстройствами
    • 4. 3. Влияние специфических условий военных ВУЗов на формирование психогенных расстройств
    • 4. 4. Резюме
  • ГЛАВА 5. ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ В ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
    • 5. 1. Организация профилактики психогенных расстройств в высших военных учебных заведениях
    • 5. 2. Организация раннего выявления курсантов с нервно-психической неустойчивостью и повышенным риском формирования психогенных расстройств
    • 5. 3. Особенности выявления курсантов с НПН и повышенным риском формирования психогенных расстройств в
  • ТФВУ РХБЗ и ВМедА
    • 5. 4. Психокоррекционные мероприятия и динамическое наблюдение курсантов с психогенными расстройствами
    • 45. 5. Оценка эффективности мероприятий по профилактике психогенных расстройств у курсантов военных ВУЗов
    • 5. 6. Резюме

Особенности формирования психогенных расстройств у курсантов высших военных учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Результаты современных клинико-эпидемиологических исследований в психиатрии свидетельствуют, что основной тенденцией в настоящее время является значительный рост показателей заболеваемости и болезненности пограничными психическими расстройствами (Карвассарский Б.Д., 1990; Чуркин А. А., Творогова Н. А., 1998; Александровский Ю. А., 2000; Ustun Т., Sartorius N., 1993) с отчетливым смещением «пика» заболеваемости на подростковый и юношеский возраст (Александровский Ю.А., 2000).

Структура психических расстройств у военнослужащих также изменилась в сторону преобладания пограничной патологии, что повлекло за собой необходимость внесения изменений в характер оказания психиатрической помощи и организации психопрофилактических мероприятий в Вооруженных Силах (Литвинцев С.В., Шамрей В. К., 2001; Иутин В. Г., Доровских И. В., 2003; Михайлов Б. В., Астапов Ю. Н., 2003). При этом пограничные психические расстройства и, прежде всего, психогенные нарушения занимают одно из ведущих мест не только в структуре заболеваемости, но и увольняемости военнослужащих, которая составляет треть от числа всех увольняемых из Вооруженных Сил и достигает 26,0%-30,3% (Чиж И.М., 1995; Нечипоренко В. В., Литвинцев С. В., 1996; Куликов В. В., Фадеев А. С., 2002; Blank R.R., 1992). В значительной степени это объясняется специфическими условиями военной службы, способствующими развитию длительного психического напряжения (Курпатов В.И., 1994, 1997; Нечипоренко В. В., 1995; Новиков B.C. с соавт., 1997).

Вместе с тем, большинство современных научных исследований по данной проблеме посвящено изучению психогенных расстройств у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (Палатов С.Ю., 1999; Чубаровский В. В., Катенко С. В., 2002; Куликов В. В., Фадеев А. С., 2002) и лишь незначительное их число — у курсантов высших военных учебных заведений, несмотря на то, что заболеваемость психогенными расстройствами достигает среди них 70,0%-80,0% от числа всех нервно-психических расстройств (Шаповал В.А., 1991; Голлай В. А., 1993; Помазкин Н. А., 1995; Койстрик К. Н., Рудой И. С., Мышляев С. А., Бидюк Ю. В., 2002).

Необходимо подчеркнуть, что обучение в высшем военном учебном заведении имеет специфические особенности, определяющиеся не только особыми условиями военной службы, но и высокими учебными нагрузками (Новиков B.C. с соавт., 1997), оказывающими существенное влияние на психическое здоровье курсантов. Однако специфика и характер такого влияния в настоящее время изучены недостаточно. Необходимо также учитывать, что заболеваемость психогенными расстройствами негативно отражается на успеваемости курсантов, препятствует полноценному формированию профессиональных качеств будущих офицеров, а также снижает их мотивацию на дальнейшее прохождение военной службы (Помазкин НА., 1995). При этом увольнение курсантов по состоянию психического здоровья из военных ВУЗов приносит большие экономические потери (средние затраты на обучение одного курсанта составляют до 50 000 — 60 000 тыс. руб. в год), в целом (по стране) достигающие весьма значительных величин (Маклаков А.Г., 2001). Вместе с тем, научно обоснованной и эффективной психопрофилактической и психогигиенической работы в военных ВУЗах в настоящее время не проводится.

В связи с изложенным, целью исследования явилось изучение особенностей формирования психогенных расстройств у курсантов высших военных учебных, заведений и эффективности психопрофилактических мероприятий, проводимых в военных ВУЗах.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести сравнительный анализ распространенности и структуры психогенных расстройств у курсантов Тамбовского филиала Военного университета радиационной, химической и биологической защиты и Военно-медицинской академии им. С. М-Кирова.

2. Исследовать клинические особенности' психогенных расстройств у курсантов разных военных ВУЗов.

3. Выявить факторы, способствующие формированию психогенных расстройств у курсантов.

4. Разработать практические рекомендации по профилактике психогенных расстройств в военных ВУЗах.

Научная новизна.

Впервые проведен сравнительный анализ распространенности и структуры психогенных расстройств у курсантов Тамбовского филиала Военного университета радиационной, химической и биологической защиты (ТФВУ РХБЗ) и Военно-медицинской академии (ВМедА) им. G.M. Кирова. Изучены особенности развития психогенных расстройств на разных курсах обучения, определены факторы, способствующие формированию данных расстройств, специфические для каждого военного ВУЗаи определенного периода обучения. Проанализирована эффективность психопрофилактической работы в различных военных ВУЗах.

Практическая значимость работы состоит в том, что проведенные исследования, позволили выявить основные факторы, способствующие формированию психогенных расстройств у курсантов различных курсов ТФВУ РХБЗ и ВМедА им: С. М. Кирова, изучить характер взаимовлияния данных факторов и определить их прогностическую значимость, разработать систему общих и специфических психопрофилактических мероприятий, проводимых на разных этапах (периодах), обучения.

Использование полученных данных способствовало более эффективному проведению психопрофилактических мероприятий среди курсантов Тамбовского филиала Военного университета радиационной, химической и биологической защиты и Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В структуре психогенных расстройств у курсантов ТФВУ РХБЗ и ВМедА им. С. М: Кирова преобладают нарушения непатологического уровня — психогенно обусловленные предболезненные расстройства (преневротические состояния). В большинстве случаев эти расстройства встречаются на первом и втором, реже — на старших курсах обучения. .

2. Формирование психогенных расстройств у курсантов происходит под влиянием «внутренних» (биологических, личностно-типологических) и «внешних» (психотравмирующих, социально-психологических и профессионально-бытовых) факторов. При этом динамика развития этих расстройств зависит как от характера и выраженности данных факторов, так и от особенностей их взаимодействия между собой.

3. При планировании и организации психопрофилактических мероприятий следует учитывать, что курсанты разных военных ВУЗов имеют различную предрасположенность к формированию психогенных расстройств (из-за различных требований к состоянию здоровья при поступлении в данные ВУЗы) и подвергаются, вследствие различных условий обучения, неодинаковому воздействию астенизирующих и психотравмирующих факторов.

Апробация работы и реализация полученных результатов.

Полученные данные использовались в выполнении отчета по теме НИР 2.03.159.п. 12 Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.

Материалы диссертации доложены и обсуждены на научно-практической конференции молодых ученых Научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева «Современные методы диагностики и терапии психоневрологических заболеваний» (Санкт-Петербург, 2004), Всероссийской научной конференции «Психофизиология профессиональной деятельности человека» (Санкт-Петербург, 2004) и Юбилейной конференции молодых ученых, посвященной 60-летию Российской академии медицинских наук (Санкт-Петербург, 2004). По теме диссертационного исследования опубликовано 5 печатных работ.

выводы.

1. В процессе обучения 16,5% курсантов Тамбовского филиала Военного университета радиационной, химической и биологической защиты и 9,6% курсантов Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова переносят психогенные расстройства различной степени выраженности, которые в 70,5% возникают на первом и втором курсах обучения.

2. В структуре психогенных нарушений у курсантов преобладают преневротические состояния (70,1%). Среди расстройств пограничного уровня (29,9%) в основном отмечаются невротические реакции (78,7%), в структуре которых доминирующее значение (особенно у курсантов младших курсов) приобретают астенические (32,2%) и астено-депрессивные варианты (28,8%). При этом астенические расстройства преобладают у курсантов ТФВУ РХБЗ, а астено-депрессивные — ВМедА.

3. Развитие психогенных расстройств у курсантов во всех случаях способствовало снижению их мотивации к дальнейшему обучению в ВУЗе. Клиническое своеобразие психогенных проявлений определялось сочетанием «внутренних» (биологических, личностно-типологических) и «внешних» (психотравмирующих, социально-психологических, профессионально-бытовых) факторов, специфических для каждого ВУЗа и определенного периода обучения. При этом динамика психогенных расстройств наименее благоприятна при сочетанном действии нескольких факторов различной природы.

4. Среди «внутренних» факторов, способствующих формированию психогенных расстройств у курсантов военных ВУЗов, основное значение имеют личностно-типологические особенности (41,0%), а среди «внешних» — длительные психотравмирующие воздействия (67,7%). Особое значение, при этом, на младших курсах обучения приобретают астенизирующие факторы (в частности, высокие учебные нагрузки).

• 1345. Планирование и организация психопрофилактических мероприятий в военном ВУЗе должны основываться на результатах профессионального психологического отбора курсантов, а также учитывать специфические для данного ВУЗа условия обучения. При этом проведение (на основе «Двухмерного скрининга психического здоровья») систематических психопрофилактических обследований курсантов (один раз в семестр на младших курсах и один раз в год на старших курсах), с последующим их психофизиологическим сопровождением («мониторингом учебного процесса»), а также осуществлением (с участием специалистов медицинской службы и группы профессионального психологического отбора) необходимого динамического наблюдения «группы риска» способствует статистически достоверному снижению (р<0,05) среди них распространенности психогенных расстройств.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При отборе и зачислении на первый курс обучения военного ВУЗа необходимо, наряду с оценкой профессионально-психологических качеств курсантов, проведение скрининговой оценки их психического здоровья с выделением группы динамического наблюдения («риска») и последующим психофизиологическим сопровождением в течение всего учебного процесса (особенно в первые шесть месяцев обучения).

2. Проведение массовых психопрофилактических («скрининговых») обследований обучаемых (один раз в семестр на младших и один раз в год на старших курсах) должно осуществляться врачом-психофизиологом группы профессионального психологического отбора и командирами подразделений с использованием теста «Нервно-психическая адаптация» и «Анкеты динамического наблюдения».

3. Организация и проведение психопрофилактических мероприятий в военном ВУЗе должны осуществляться с учетом результатов профессионального психологического отбора, личностно-типологических особенностей курсантов, а также специфики профессионально-бытовых условий, служебных и учебных нагрузок в соответствующем высшем военном учебном заведении.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой